Мини программа "Будем здоровы"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области
Оздоровительная мини-программа «Будем здоровы» для детей старшей группы «Ягодка»
2018-2019 год
Подготовила: воспитатель Н.Н. Хакимова
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Введение
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно - правовых документов: Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273, «СанПиНом 2.4.13049 – 13», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ» от 07.11. 1997г № 1175, «Конвенцией о правах ребенка».
Современная социально - экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно - оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре
Основание для разработки программы
- Конституция РФ (ст. 43,72).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. От 01.04.03).
- Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (нормативные документы и инструктивно-методические материалы Правительства РФ Минобразования РФ).
- Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.
- Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
- Письмо Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ №448 от 22.08.96 г.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.
Актуальность программы.
Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.
По статистическим данным, только 10% детей поступает в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема в сохранении детского здоровья для северных регионов России. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается. В связи с этим проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становятся особо актуальными во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной области.
Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, о себе, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Задача педагогов детского сада воспитать в детях потребность бережного отношения к себе и своему здоровью. Ведь в основном человек рождается с большим запасом здоровья. И в течение жизни растрачивает его. Надо научиться, не только беречь этот неиссякаемый источник, но и пополнять его. И работу эту необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.
Дошкольная образовательная система предусматривает реализацию образовательных и оздоровительных программ для детей дошкольного возраста.
Многие приобретенные болезни вызваны не только влиянием внешних факторов или наследственностью, но и связаны с условиями, технологиями обучения, организацией образовательного процесса. Серьезной проблемой является недостаточная подготовка педагогических кадров к использованию современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе, отсутствия мотива у педагогов и детей к сохранению собственного здоровья.
Мини -программа «Будем здоровы» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей, определяет стратегию деятельности дошкольного учреждения по вопросам укрепления и формирования ценностного отношения к здоровью, ориентирована на улучшение состояния здоровья каждого воспитанника.
«Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человечеству и его здоровью.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наше ДОУ, силами всех сотрудников создана мини программа «Будем здоровые» для детей дошкольного возраста, которая рассчитана на 1 год.
Цель:
Предоставление условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и успешного формирования ценностного отношения к здоровью у детей в условиях ДОУ; комплексная стратегия улучшения здоровья детей, повышение качества медико – социальных условий развития ребенка.
Задачи:
1. Оздоровительные задачи:
а) обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников;
б) содействовать формированию гармонического телосложения, правильной осанки и стопы;
в) закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и воду), различные традиционные и современные методы закаливания;
г) способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
2. Образовательные задачи:
а) формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки: ходьба, бег, лазание, метание и др.;
б) сделать достоянием каждого ребёнка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека.
3. Общепедагогические задачи:
а) воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
б) способствовать развитию воли, целеустремлённости;
в) формировать позитивные качества характера.
Ожидаемые конечные результаты:
- Обеспечение здоровья и здорового образа жизни
- Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;
- снижение заболеваемости воспитанников, сокращение % часто болеющих детей;
- соблюдение санитарно - гигиенических, санитарно -медицинских норм;
- использование здоровье сберегающих технологий в образовательной работе с детьми;
- улучшение показателей уровня физического развития детей;
- повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровье сбережения детей.
Организация контроля за реализацией Программы:
контроль за реализацией программы осуществляет - заведующий ДОУ,
медицинская сестра ДОУ
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, я разработала оздоровительную мини-программу, с которой и предлагаю вам ознакомиться.
Двигательный режим в старшей группе
Вид занятий | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе 10 минут. |
Двигательные разминки | Ежедневно вовремя перерывов между занятиями. |
Физкультминутки | Ежедневно на каждом занятии, по мере необходимости. |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно на прогулке |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно |
Учебные занятия по физической культуре в помещении | 2 раза в неделю по 25 минут. |
Учебные занятия по физической культуре на свежем воздухе | 1 раз в неделю по 25 минут. |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 30 минут. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. |
Пальчиковая гимнастика | 3-4 раза в день. |
Физкультурные праздники | 2 раза в год: зима и лето. |
Дыхательная гимнастика | ежедневно |
Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Игры против стресса: «Цапля», «Скачки», «Уши», «Парашютисты», «Тачка» и т.д. | Ежедневно, 2-3 раза в день 1-2 раза в день | Воспитатели Воспитатели | В течение года В течение года |
Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
Воздушные ванны (одежда соответствует сезону года) | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
Соблюдение температурного режима в помещениях | Ежедневно | Воспитатели, помощник воспитателя | В течение года |
Проветривание (по графику) | Ежедневно | Помощник воспитателя | В течение года |
Прогулки на воздухе | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
Хождение босиком по траве | Ежедневно | Воспитатели | Июнь-август |
Хождение босиком по «дорожке здоровья» | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года |
Игры с водой | Ежедневно | Воспитатели | Июнь-август |
Полоскание зева кипячёной охлаждённой водой | После обеда | Воспитатели, помощник воспитателя | В течение года |
Содержание | Периодичность выполнения | Ответственный | Время |
«Аскорбинка» | 1 раз в течение 10 дней | Медработник | Декабрь–февраль |
«Волшебная приправа» витаминизация 1 блюд (лук, чеснок) | 1 раз ежедневно | Воспитатель, помощник воспитателя | Ноябрь-апрель |
Содержание | Ответственный | Время |
Памятка для родителей: «Будьте взаимно здоровы». | Воспитатели | Сентябрь |
Обмен рецептами от простуды «Знахарские посиделки». | Воспитатели | Октябрь |
Консультация «Закаливание». | Медсестра | Ноябрь |
Консультация «Здоровый позвоночник - здоровый организм». | Медсестра | Декабрь |
Беседа с родителями на тему: «Питание и здоровье дошкольников». | Воспитатели | Январь |
Досуг для детей и родителей: «Витаминный калейдоскоп». | Воспитатели | Февраль |
Консультация «Витаминизация пищи для детей дошкольников». | Медсестра | Март |
Папка – раскладушка «Здоровый зубок». | Воспитатели | Апрель |
Консультация «Аромотерапия». | Медсестра | Май |
ЛЭП бук «В гостях у солнышка» | Воспитатели | Июнь |
Папка – раскладушка «Режим дошкольника». | Воспитатели | Июль |
ЛЭП бук «Витаминнки с сада - огорода» | Воспитатели | Август |
Литература
- В.П. Обижесвет, В.Н, Касаткин “Настольная книга медицинской сестры детского сада” Москва “Линка – Пресс” 1998г. 144стр.
- Г.В.Глушакова “Физическое воспитание в семье и ДОУ” Москва “Школьная пресса” 2005г. 96стр.
- В.А.Доскин, Л.Г.Голубева “Растём здоровыми” Москва “Просвещение” 2002г. 110стр.
- В.И.Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников” Москва “Вако” 2005г. 176стр.
- Журнал “Дошкольное образование” №14 2002г.
- М.Ю. Картушина “Быть здоровыми хотим” Москва Творческий центр “Сфера” 2004г. 384стр.
- Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова “Занятия физической культурой в ДОУ” Москва 2007г. 112стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»
«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...
"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".
Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет;— формирование мотивации у детей ...
Мини-проект «Здоровье для дошкольников»
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель оздоровления в ДОУ...
Мини-программа "Здоровье – это здорово!"
Мини-программа «Здоровье – это здорово!»для детей дошкольного возраста...
2022 год. Мини-выставка "Здоровое питание супергероев"
Материал об организации в ДОО мини-выставки "Здоровое питание супергероев"....