Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»
проект (подготовительная группа) на тему

Устюжанина Татьяна Владимировна

«То, что упущено в детстве,

никогда не возместить в годы юности

и тем более в зрелом возрасте»

В.А. Сухомлинский.

 

Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себя счастливым хотя бы потому, что ничего не болит. В реальной жизни, к сожалению, мы часто вспоминаем о том, как важно здоровье только тогда, когда оно покидает нас. Поэтому формировать здоровый образ жизни необходимо смолоду, с дошкольного возраста.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования физическое развитие дошкольников, включающее в себя образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура», занимает ведущее место в образовательном процессе детского сада.  Понимая всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, нами  был реализован с воспитанниками  группы мини-проект «Я и моё здоровье».

На протяжении нескольких лет  мы  вырабатывали у своих воспитанников разумное отношение к своему организму, прививали необходимые культурно-гигиенические навыки. Учитывая комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в этом учебном году деятельность по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни была приурочена к Всемирному Дню здоровья, который проводится ежегодно 7 апреля.

Таким образом, мини-проект «Я и моё здоровье» стал неким итогом здоровьесберегающей деятельности с нашими  воспитанниками.

 

Слайд 3

Целью проекта стало формирование у дошкольников представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Для её достижения были поставлены задачи:

- способствовать осознанию детьми понятия «здоровье»;

- формировать представления детей о том, что организм человека – это единая система, которая зависит от слаженной работы всех органов;

- обучать простейшим навыкам самооздоровления;

- воспитывать навыки здорового поведения.

Вся деятельность по проекту основывалась на принципе интеграции образовательных областей, что позволило значительно оптимизировать образовательный процесс.

 

Непосредственно образовательная деятельность в рамках проекта «Я и моё здоровье» включала в себя следующие формы работы:

Слайд 4

 - образовательная область «Здоровье»: Были проведены Уроки здоровья «Изучаем своё организм» и «Откуда берутся болезни». В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за ними.

Слайд 5

- образовательная область «Физическая культура»: Занятия физической культурой являются основной формой реализации образовательной области «Физическая культура», позволяющей эффективно развивать двигательные навыки и умения детей.

В рамках проекта занятия физической культурой проводились по методу круговой тренировки с мячом. круговая тренировка –серийное (слитное или с интервалом) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс в соответствии с определённой схемой

Игры с мячом являются любимыми у дошкольников, поэтому использование их на занятии физической культурой позволяет максимально удовлетворить естественную потребность детей в движении, обеспечив постоянный интерес к спортивным занятиям, желание посещать их.

Слайд  6 -7

 -образовательная область «Познание»: Была организована экскурсия в библиотеку по  экспозиции «Страна волшебная  - Здоровье ». Забавные персонажи Незнайка, Волк и Мишка  помогли ещё раз акцентировать внимание детей на ценности здоровья для каждого человека

Слайд 8

образовательная область «Коммуникация»: Были проведены беседа «Спорт – это здоровье» и занятие по составлению творческого рассказа «Как я берегу своё здоровье». Развивали умение детей свободно общаться по поводу здоровья, здорового образа жизни человека. Вместе мы составили «Цветок здоровья», лепестки которого обозначали правила сохранения здоровья:

Слайд 9

·        «Знай и люби своё тело»

·        «Занимайся физкультурой»

·        «Соблюдай правила гигиены»

·        «Выполняй режим дня»

·        «Правильно питайся»

·        «Поделись улыбкою своей»

«Скажи «Нет!» вредным привычкам

Слайд 10

образовательная область «Художественное творчество»: рисование «Корзина здоровья » и коллективная аппликация «Овощная  радуга витаминов». Использование средств продуктивных видов деятельности позволило нам обогатить и закрепить полученные детьми ранее знания.

Слайд 11  Так после беседы о душевной красоте, душевном здоровье человека дети постарались выразить свои мысли в аппликации. Коллективная аппликация стала наглядным сопровождением к теме «Где прячутся витамины?».

Помимо непосредственно образовательной деятельности проект «Я и моё здоровье» предполагал ежедневное проведение разнообразных форм совместной и  самостоятельной деятельности в течение всего дня

Слайд 12

Особое внимание в рамках образовательной области «Здоровье» было уделено так называемым «Оздоровительным минуткам», которые помогли детям овладеть некоторыми элементарными навыками самооздоровления:

·        Игровой самомассаж тела, носа, ушных раковин

·        Точечный массаж биологически активных точек

·        Гимнастика для глаз

·        Дыхательная гимнастика

·        Упражнения с элементами аутотренинга.

Все «Оздоровительные минутки» проводились в игровой форме. Нами  были подобраны стихотворные комплексы, позволявшие детям легко освоить ту или иную оздоровительную практику.

Слайд 13   -16           

Включили в проект познавательный компонент - ознакомление с историей Олимпиад, знакомство со спортивным инвентарем, видами спорта

провели ознакомительные беседы, в которых рассказывали об истории Олимпийских игр, познакомили  детей с видами спорта, спортивным инвентарем, спортсменами – чемпионами Олимпийских игр.

Слайд 17. Во время проведения Олимпийских игр дети учились  спортивному поведению, взаимоуважению, воспитывали силу воли и узнали, что значит «стремиться к победе». Для закрепления полученных знаний провели  выставку детских  рисунков «Мы со спортом дружим»

Слайд 18

В течение всего проекта мы не забывали о таких важных элементах здоровья, как свежий воздух и движение. Оздоровительные прогулки «За здоровьем в зимний парк » стали практически традиционными для нашей группы. На себе ребята почувствовали благоприятное влияние на организм запаха хвойного парка, катания на санках с горки. Румяные щёчки и улыбки на лицах детей являлись залогом здоровья и хорошего настроения на долгое время.

 Слайд 19

Невозможно представить зимних игр и развлечений без лыж. Это очень полезный вид спорта .Он развивает чувство равновесия, улучшает работу органов дыхания обеспечивает  закаливание детского организма.

Наши воспитанники принимают активное участие в лыжных соревнованиях и занимают призовые места.

Слайд 20

Интеграция с образовательной областью «Познание» позволила нам расширить кругозор наших воспитанников об организме и здоровом образе жизни человека. Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность по ознакомлению со своим организмом:

·        «Что можно почувствовать рукой»

·        «Рассмотри свою кожу под лупой»

·        «Посчитай удары пульса»

·        «Как реагирует зрачок на яркий свет»

Слайд 21

Ввели в образовательный процесс ежедневное сообщение детям дополнительной информации, связанной со здоровьем, под рубрикой «Узнайте, это интересно!». Например, «Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово «вита» («Жизнь») с «амин» («вещество»), получилось слово «витамин».

Дополнительным подспорьем в работе над проектом стали детские энциклопедии, книга Георгия Юдина «Главное чудо света», в которых ярко и наглядно, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников рассказывается о том ,как устроен человек, как правильно заботиться о человеческом организме.

Слайд 22

Работа в рамках образовательной области «Чтение художественной литературы» помогла при помощи художественных произведений обогатить и закрепить знания детей по проекту «Я и моё здоровье». Были подобраны стихотворения, отражающие тематику здорового образа жизни, пословицы и поговорки о здоровье, загадки о спорте.

Слайд 23

Приобщение дошкольников к нормам здорового образа жизни происходит в первую очередь в игровой деятельности. Поэтому образовательная область «Социализация» стала органичной частью работы по проекту. В первую очередь, это дидактические игры здоровьесберегающей направленности:

·        «Сложи пирамиду питания»

·        «Цветок про зубок»

·        «Что для чего» (части тела человека)

·        «Слушаем звуки»

·        «Карусель» (охрана зрения)

·        «Что полезно, что вредно для здоровья»

·        «Узнай по вкусу, по запаху, по звуку» и т.д.

·        «Витаминки в корзинке»

·        «Советы Доктора воды»

·         «Мои помощники - ухо, горло, нос».

После беседы «Кто заботится о нашем здоровье» создали условия для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Аптека», «Врач-окулист».

Слайд 24

Мы  уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в детском саду не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Ведь недаром говорится: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Личный пример родителей, ведущих здоровый образ жизни, является важнейшим фактором в воспитании здорового ребёнка. В рамках проекта «Я и моё здоровье» уделили особое внимание пропаганде здорового образа жизни. Были выпущены информационные бюллетени «Вредные привычки», оформлены наглядные материалы для родительского стенда:

- «Семейный кодекс здоровья»

- «Сказочное питание. Как организовать питание дошкольника»

- «Всемирный День здоровья»

 Подготовлены консультации  «Проведение закаливающих процедур в домашних условиях», «Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении и дома»

Индивидуально для каждого родителя были предложены памятка «Пять простых правил формирования правильной осанки», тест «Можно ли Ваш образ жизни  считать здоровым?».

Проведены  родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здорового образа жизни

В группе оформлена наглядная информация: «Уголок здоровья», в содержании которого  отражена работа с детьми  по формированию привычки к здоровому образу жизни, оздоровительно-профилактическая работа. 

Слайд 25

Благоприятно отразились на психическом здоровье детей прогулки «Отдыхаем всей семьёй». Вместе с папами и мамами дети катались в лесу на лыжах и санках. Это были незабываемые минуты радости для детей

Слайд 26

Презентацией проекта «Я и моё здоровье» стал праздник, посвящённый Всемирному Дню здоровья, на котором были организованы весёлые спортивные игры и  эстафеты.

 

Завершив проект, мы  ещё раз убедились в важности формирования у дошкольников культуры здоровья. Наши  воспитанники уже многое знают о себе и своём здоровье, но ещё больше им предстоит узнать. Мы  надеемся, что у каждого из них из них появится самая главная, основная, жизненно необходимая привычка – привычка к здоровому образу жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Здоровый образ жизни дошкольников. Из опыта работы

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок н...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Презентация "Организация работы в группе №1 для детей с нарушением зрения по формированию основ здорового образа жизни дошкольников"

Распространение опыта работы  по организации работы по ЗОЖ в группе детей с нарушением зрения...