Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР.
методическая разработка на тему
Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР.
В России всегда любили играть в игры, как в подвижные, так и нет.
Народные игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.
Люди, конечно, играют в подвижные игры, но сейчас самые популярные – это футбол, хоккей и пожалуй все, а на самом деле их большое количество. Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.
Народные подвижные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развитие речи, сообразительности, быстроты реакции, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, “свежими” для детей. Такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение
Я предлагаю познакомиться (а может, просто вспомнить) с забытыми русскими народными играми для детей, и попробовать в некоторые поиграть сейчас, вам обязательно понравится.
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла'
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Золотые ворота»
В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.
Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.
Правила.
- Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
- Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
- Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! - Ой, промокнут сорок лап!
| - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - лёгкий бег. |
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу.
| Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой - левой ногой |
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом, - Ой, какой от лапок гром! | - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - Идут топающим шагом |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_vystuplenie.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР.
В России всегда любили играть в игры, как в подвижные, так и нет.
Народные игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.
Люди, конечно, играют в подвижные игры, но сейчас самые популярные – это футбол, хоккей и пожалуй все, а на самом деле их большое количество. Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.
Народные подвижные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развитие речи, сообразительности, быстроты реакции, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, “свежими” для детей. Такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение
Я предлагаю познакомиться (а может, просто вспомнить) с забытыми русскими народными играми для детей, и попробовать в некоторые поиграть сейчас, вам обязательно понравится.
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла'
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Золотые ворота»
В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.
Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.
Правила.
- Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
- Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
- Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! - Ой, промокнут сорок лап! | - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - лёгкий бег. |
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу. | Идут, высоко поднимая ноги - стоя, трясут правой ногой - левой ногой |
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом, - Ой, какой от лапок гром! | - Идут «паровозиком» пружинным шагом. - Идут топающим шагом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"
В выступлении говорится о том, что передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...
Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...
Тематический план "Игра, как средство формирования у дошкольников компетенций безопасного поведения на дорогах"
Тематическое планирование использования игры по обучению ПДД...
Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...
«Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению»
Консультация «Народная игра как средство формирования готовности дошкольника к речевому общению» способствует развитию речевого общения дошкольников...
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста».
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенны...
«Народные игры как средство формирования личности детей дошкольного возраста»
Материал для воспитателей...