Использование спортивных игр и упражнений при организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на воздухе в зимний период
методическая разработка по физкультуре по теме

Макарова Любовь Викторовна

В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении дошкольниками спортивными упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sodoklad_na_seminar_po_fizo_25.02.14g.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование спортивных упражнений и игр при организации двигательной деятельности дошкольников на воздухе»

Содержание образовательной области  по ФГОС

дошкольного образования  «Физическое развитие» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, овладение  нормами и правилами здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие.

Основными задачами физического развития можно выделить такие, как: обогащение двигательного опыта и формирования двигательной активности дошкольников; накопление и обогащение двигательного опыта детей; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Правильная организация двигательной деятельности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Требования к физическому развитию дошкольников выдвигались  и ранее во всех программах дошкольного воспитания. Эта тенденция сохранится и в новых программах, написанных с учетом основных документов  «Закона об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного воспитания.

Проблема  организации  двигательной деятельности дошкольников выделяется как  наиболее актуальная на протяжении всего времени.

Интерес к изучаемой нами проблеме обеспечивается рядом причин: запрос государства; недостаточный уровень двигательной  активности дошкольников  в течение дня, особенно в зимний период; недостаток пространства для полноценной двигательной деятельности в условиях детского сада; необходимость развития выносливости и адекватного восприятия физической нагрузки.

На данный момент отсутствует системный подход к организации двигательной деятельности в зимнее время, поэтому мы и попытались найти решение  данной проблемы.

В нашем детском саду была создана творческая группа «Здоровый ребенок»,

целью которой стало - разработка системного подхода к  организации двигательной деятельности на свежем воздухе в зимнее время посредством  использования  спортивных упражнений и игр, таких как  ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам и хоккей.

Их значение велико. Опираясь на содержание  образовательной области «физическое развитие» можно с уверенностью сказать, что спортивные упражнения   способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой,  дыхательной, нервной систем.  Благодаря спортивным играм и упражнениям формируются начальные представления о некоторых видах спорта, подвижных играх и их правилах. Во время занятий спортивными упражнениями происходит становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Кроме того, задачи физического развития  решаются в интеграции с другими образовательными областями, такими, как «Познавательное развитие»:

- закрепление умения ориентироваться в пространстве,

- познание детьми явлений природы (свойства снега, льда, особенности погоды и т.п.);

«Речевое развитие»

-  обогащение активного словаря, формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

«Социально-коммуникативное»

- воспитание у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-   развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,

- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование основ безопасности в быту, социуме.

Таким образом,  в ходе формирования навыков в спортивных упражнениях и играх, решаются задачи  других образовательных областей.

На первом - аналитическом этапе,  мы проанализировали следующие вопросы: уровень компетентности педагогов детского сада,  состояние необходимой материально-технической базы, заинтересованность родителей в решении данного вопроса, и уровень сформированности навыков  у детей.

Результаты анализа были не совсем утешительными.

По итогам мониторинга и в процессе прогностического этапа, нами были определены  следующие задачи:

1. Расширять и обогащать двигательный опыт ребёнка.

2. Обеспечить освоение двигательных умений и навыков в спортивных играх и упражнениях

3. Способствовать переносу полученных умений и навыков в самостоятельную деятельность

4. Повысить компетентность педагогов по проблеме приобщения детей к спортивным играм и упражнениям.

5. Разработать перспективно-календарное планирование         освоения спортивных игр и упражнений         в зимний период на основе комплексного подхода.

6. Повысить активность родителей к зимним спортивным играм и упражнениям.

7. Создать необходимую материально-техническую базу для успешного освоения спортивных игр и упражнений с детьми в соответствии с ООП

Для реализации  поставленных задач были определены средства:

  1. Работа по повышению компетентности педагогов планировалась в процессе организации и проведения  консультаций, семинаров-практикумов, наставничества.
  2. Для создания необходимой материально-технической базы был разработан проект территории детского сада с целью  обеспечения условий для занятия спортивными упражнениями и играми в зимнее время и составлен перечень необходимого спортивного  инвентаря.
  3. Отобранные и проведенные формы работы с родителями начиная от педагогического просвещения до активного участия в спортивных мероприятиях разного уровня были нацелены  на повышение активности родителей.

        4.Разработка и внедрение пакета документов  по планированию освоения спортивных игр и упражнений  в зимний период на свежем воздухе.        На третьем  – технологическом этапе, осуществлялась деятельность по реализации поставленных задач, применяя планируемые средства. Остановимся подробнее на нем.

В процессе подготовки предметно-развивающей среды для освоения спортивными упражнениями на одних участках появилась  ледяная горка,

а на других, более просторных - снежная гора для скатывания на санках. На территории детского сада были организованы дополнительные тематические площадки для скольжения по ледяным дорожкам, единый корт для игры в "Хоккей создан на спортивной площадке, которую для тренировки и игр посещают все группы согласно расписания, а лыжная трасса  проходит в несколько кругов разной протяженности.

Параллельно  с созданием условий и пополнением инвентаря осуществлялась деятельность  по  разработке методического обеспечения организации двигательной деятельности посредством спортивных игр и упражнений, а именно,   разрабатывался пакет документов по планированию, включающего план – график освоения спортивных игр и упражнений,  и календарно-тематическое планирование по всем возрастным группам и видам зимних упражнения и  игр, методическая копилка форм работы с детьми по освоению спортивными упражнениями.

Правильное планирование спортивных упражнений на прогулке позволяет в определенной системе и последовательности использовать их, достигая наиболее высоких результатов в  воспитательно-образовательном процессе и  обеспечивать полноценный двигательный режим для детей в зимний период. Планирование процесса освоения спортивных игр и упражнений детьми 3-7 лет, составлено по следующему алгоритму:

1 шаг. Определение видов техники спортивной игры или упражнения, необходимых для освоения.

2 шаг. Определение задач и в соответствии с ними умений с учетом возрастных особенностей детей.

3 шаг.  Определение временного промежутка решения задач.

4 шаг. Распределение задач с учетом сложности в соответствующий компонент образовательного процесса.

5 шаг. Подбор и разработка средств реализации задач , соответствующие возрастным особенностям детей.                                                      

6 шаг.  Распределение форм работы с детьми (игровых упражнений,  игр и др.) по неделям  заданного временного цикла (3,5 месяца) для каждого вида спортивных упражнений.

7шаг. Далее на основе тематического плана-графика было составлено календарно-тематическое планирование, в котором наглядно отражена деятельность  ИФК и воспитателей во взаимодействии при решении задач по всем видам спортивных упражнений.

8 шаг.  На основе календарно-тематического планирования составляется план инстр.по физкультуре  и воспитателя .

В течение всего зимнего периода в нашем детском саду велась плодотворная работа по освоению детьми двигательных навыков по всем видам спортивных упражнений и игре в хоккей.  А каковы же результаты?

А результаты таковы. Катаясь на санках в младшем возрасте, дети освоили такие навыки как умение правильно садиться на санки;  катать санки, перевозя кукол;  вдвоём везти санки; кататься  с невысокой горы; подниматься на гору.

Старшие дошкольники легко усвоили навык  катания с горы вдвоём; смогли тормозить, поворачивать, метать в цель во время скатывания; научились катать друг друга; возить друг друга тройками, освоили и другие навыки. По скольжению на ледяных дорожках также велась целенаправленная работа, в её результате младшие дошкольники научились ходить по утрамбованному снегу, ступая поочерёдно, то правой, то левой ногой;  освоили навык скольжения по горизонтальной дорожке,  оттолкнувшись с места; с разбега; навык скольжения  по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.

В старшем возрасте задачи были более сложными, но несмотря на это, дети научились скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания; с удовольствием скатывались с невысокой горы на ногах в глубоком приседе; научились скользить по ледяной дорожке в присяде; на одной ноге.

Хочется отметить, что ходьба на лыжах стала для детей одним из самых любимых спортивных упражнений, они с огромным удовольствием шли на занятия, в результате чего, ими были освоены следующие навыки. В младшем возрасте работа началась  с того, что дети научились правильно брать и переносить лыжи; одевать, снимать их; ходить по лыжне ступающим шагом; начали осваивать скользящий шаг вслед за воспитателем; умение передвигать лыжу вправо – влево, выполнять небольшие повороты.

Старшие дошкольники с лёгкостью освоили скользящий шаг с перекрёстной работой рук; заложив руки за спину; меняя темп передвижения, научились выполнять поворот, обходить встречающиеся препятствия. Особое удовольствие им доставляло катание с горки.

Они научились подниматься на неё «лесенкой», «ёлочкой», скатываться в основной стойке, в низкой; проезжая в воротца; метая в цель; выполняя поворот в конце ската.

Также на высоком эмоциональном подъёме проходили занятия по хоккею. В результате чего дети освоили как  правильно  принимать стойку хоккеиста; умение вести шайбу, не отрывая от неё клюшки; не глядя на шайбу; выполнять удар по шайбе после ведения; вести шайбу между кеглями и другие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ....

Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуж...

Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...

Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников"

laquo;Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удово...

Консультация для воспитателей "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"

Консультация поможет организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников...

Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нужд...