Использование спортивных игр и упражнений при организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на воздухе в зимний период
методическая разработка по физкультуре по теме
В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении дошкольниками спортивными упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodoklad_na_seminar_po_fizo_25.02.14g.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование спортивных упражнений и игр при организации двигательной деятельности дошкольников на воздухе»
Содержание образовательной области по ФГОС
дошкольного образования «Физическое развитие» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, овладение нормами и правилами здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие.
Основными задачами физического развития можно выделить такие, как: обогащение двигательного опыта и формирования двигательной активности дошкольников; накопление и обогащение двигательного опыта детей; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).
Правильная организация двигательной деятельности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Требования к физическому развитию дошкольников выдвигались и ранее во всех программах дошкольного воспитания. Эта тенденция сохранится и в новых программах, написанных с учетом основных документов «Закона об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного воспитания.
Проблема организации двигательной деятельности дошкольников выделяется как наиболее актуальная на протяжении всего времени.
Интерес к изучаемой нами проблеме обеспечивается рядом причин: запрос государства; недостаточный уровень двигательной активности дошкольников в течение дня, особенно в зимний период; недостаток пространства для полноценной двигательной деятельности в условиях детского сада; необходимость развития выносливости и адекватного восприятия физической нагрузки.
На данный момент отсутствует системный подход к организации двигательной деятельности в зимнее время, поэтому мы и попытались найти решение данной проблемы.
В нашем детском саду была создана творческая группа «Здоровый ребенок»,
целью которой стало - разработка системного подхода к организации двигательной деятельности на свежем воздухе в зимнее время посредством использования спортивных упражнений и игр, таких как ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам и хоккей.
Их значение велико. Опираясь на содержание образовательной области «физическое развитие» можно с уверенностью сказать, что спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Благодаря спортивным играм и упражнениям формируются начальные представления о некоторых видах спорта, подвижных играх и их правилах. Во время занятий спортивными упражнениями происходит становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Кроме того, задачи физического развития решаются в интеграции с другими образовательными областями, такими, как «Познавательное развитие»:
- закрепление умения ориентироваться в пространстве,
- познание детьми явлений природы (свойства снега, льда, особенности погоды и т.п.);
«Речевое развитие»
- обогащение активного словаря, формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
«Социально-коммуникативное»
- воспитание у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками,
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование основ безопасности в быту, социуме.
Таким образом, в ходе формирования навыков в спортивных упражнениях и играх, решаются задачи других образовательных областей.
На первом - аналитическом этапе, мы проанализировали следующие вопросы: уровень компетентности педагогов детского сада, состояние необходимой материально-технической базы, заинтересованность родителей в решении данного вопроса, и уровень сформированности навыков у детей.
Результаты анализа были не совсем утешительными.
По итогам мониторинга и в процессе прогностического этапа, нами были определены следующие задачи:
1. Расширять и обогащать двигательный опыт ребёнка.
2. Обеспечить освоение двигательных умений и навыков в спортивных играх и упражнениях
3. Способствовать переносу полученных умений и навыков в самостоятельную деятельность
4. Повысить компетентность педагогов по проблеме приобщения детей к спортивным играм и упражнениям.
5. Разработать перспективно-календарное планирование освоения спортивных игр и упражнений в зимний период на основе комплексного подхода.
6. Повысить активность родителей к зимним спортивным играм и упражнениям.
7. Создать необходимую материально-техническую базу для успешного освоения спортивных игр и упражнений с детьми в соответствии с ООП
Для реализации поставленных задач были определены средства:
- Работа по повышению компетентности педагогов планировалась в процессе организации и проведения консультаций, семинаров-практикумов, наставничества.
- Для создания необходимой материально-технической базы был разработан проект территории детского сада с целью обеспечения условий для занятия спортивными упражнениями и играми в зимнее время и составлен перечень необходимого спортивного инвентаря.
- Отобранные и проведенные формы работы с родителями начиная от педагогического просвещения до активного участия в спортивных мероприятиях разного уровня были нацелены на повышение активности родителей.
4.Разработка и внедрение пакета документов по планированию освоения спортивных игр и упражнений в зимний период на свежем воздухе. На третьем – технологическом этапе, осуществлялась деятельность по реализации поставленных задач, применяя планируемые средства. Остановимся подробнее на нем.
В процессе подготовки предметно-развивающей среды для освоения спортивными упражнениями на одних участках появилась ледяная горка,
а на других, более просторных - снежная гора для скатывания на санках. На территории детского сада были организованы дополнительные тематические площадки для скольжения по ледяным дорожкам, единый корт для игры в "Хоккей создан на спортивной площадке, которую для тренировки и игр посещают все группы согласно расписания, а лыжная трасса проходит в несколько кругов разной протяженности.
Параллельно с созданием условий и пополнением инвентаря осуществлялась деятельность по разработке методического обеспечения организации двигательной деятельности посредством спортивных игр и упражнений, а именно, разрабатывался пакет документов по планированию, включающего план – график освоения спортивных игр и упражнений, и календарно-тематическое планирование по всем возрастным группам и видам зимних упражнения и игр, методическая копилка форм работы с детьми по освоению спортивными упражнениями.
Правильное планирование спортивных упражнений на прогулке позволяет в определенной системе и последовательности использовать их, достигая наиболее высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе и обеспечивать полноценный двигательный режим для детей в зимний период. Планирование процесса освоения спортивных игр и упражнений детьми 3-7 лет, составлено по следующему алгоритму:
1 шаг. Определение видов техники спортивной игры или упражнения, необходимых для освоения.
2 шаг. Определение задач и в соответствии с ними умений с учетом возрастных особенностей детей.
3 шаг. Определение временного промежутка решения задач.
4 шаг. Распределение задач с учетом сложности в соответствующий компонент образовательного процесса.
5 шаг. Подбор и разработка средств реализации задач , соответствующие возрастным особенностям детей.
6 шаг. Распределение форм работы с детьми (игровых упражнений, игр и др.) по неделям заданного временного цикла (3,5 месяца) для каждого вида спортивных упражнений.
7шаг. Далее на основе тематического плана-графика было составлено календарно-тематическое планирование, в котором наглядно отражена деятельность ИФК и воспитателей во взаимодействии при решении задач по всем видам спортивных упражнений.
8 шаг. На основе календарно-тематического планирования составляется план инстр.по физкультуре и воспитателя .
В течение всего зимнего периода в нашем детском саду велась плодотворная работа по освоению детьми двигательных навыков по всем видам спортивных упражнений и игре в хоккей. А каковы же результаты?
А результаты таковы. Катаясь на санках в младшем возрасте, дети освоили такие навыки как умение правильно садиться на санки; катать санки, перевозя кукол; вдвоём везти санки; кататься с невысокой горы; подниматься на гору.
Старшие дошкольники легко усвоили навык катания с горы вдвоём; смогли тормозить, поворачивать, метать в цель во время скатывания; научились катать друг друга; возить друг друга тройками, освоили и другие навыки. По скольжению на ледяных дорожках также велась целенаправленная работа, в её результате младшие дошкольники научились ходить по утрамбованному снегу, ступая поочерёдно, то правой, то левой ногой; освоили навык скольжения по горизонтальной дорожке, оттолкнувшись с места; с разбега; навык скольжения по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.
В старшем возрасте задачи были более сложными, но несмотря на это, дети научились скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания; с удовольствием скатывались с невысокой горы на ногах в глубоком приседе; научились скользить по ледяной дорожке в присяде; на одной ноге.
Хочется отметить, что ходьба на лыжах стала для детей одним из самых любимых спортивных упражнений, они с огромным удовольствием шли на занятия, в результате чего, ими были освоены следующие навыки. В младшем возрасте работа началась с того, что дети научились правильно брать и переносить лыжи; одевать, снимать их; ходить по лыжне ступающим шагом; начали осваивать скользящий шаг вслед за воспитателем; умение передвигать лыжу вправо – влево, выполнять небольшие повороты.
Старшие дошкольники с лёгкостью освоили скользящий шаг с перекрёстной работой рук; заложив руки за спину; меняя темп передвижения, научились выполнять поворот, обходить встречающиеся препятствия. Особое удовольствие им доставляло катание с горки.
Они научились подниматься на неё «лесенкой», «ёлочкой», скатываться в основной стойке, в низкой; проезжая в воротца; метая в цель; выполняя поворот в конце ската.
Также на высоком эмоциональном подъёме проходили занятия по хоккею. В результате чего дети освоили как правильно принимать стойку хоккеиста; умение вести шайбу, не отрывая от неё клюшки; не глядя на шайбу; выполнять удар по шайбе после ведения; вести шайбу между кеглями и другие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.
В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ....
Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуж...
Создание развивающей среды в группе для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников
В докладе содержится описание необходимого физкультурного оборудования для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в разных возрастных группах, а также принципы его размещен...
Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в режиме дня
Консультация для педагогов...
Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников"
laquo;Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удово...
Консультация для воспитателей "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"
Консультация поможет организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников...
Использование многофункционального нестандартного оборудования в процессе организации самостоятельной двигательной активности дошкольников
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нужд...