"КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ГРУППЕ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_.docx | 26.7 КБ |
pamyatka_.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Педагогический совет ДОУ.
ТЕМА: «Как организовать здоровьесберегающее пространство
в группе»
Воспитатель:
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2016г.
ТЕМА: "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ГРУППЕ"
Слайд №2-3Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства
В структуру здоровьесберегающего пространства в группах детского сада входят следующие компоненты:
–центры здоровья и двигательной активности;
–центры экологического образования;
–центры развития (математического, речевого и др.);
–центры обучения детей правилам дорожного движения;
–центры искусства и музыкальной деятельности.
Слайд №4Основные принципы оформления помещения группы:
1.Группы должны быть хорошо освещены. В них не должно быть темных углов.
2.Окрашивать стены в яркие однотонные цвета или белый цвет.
3.Не допускать сырости в группах.
4.Старайтесь наполнять детские комнаты приятными звуками (музыки, радио)
5.Имитируйте в комнатах динамику и движение, поместив туда часы, различные игрушки.
6.Расставьте в группах, книги, которые символизируют приобретение знаний.
7.Игрушки пастельных тонов окажут положительное воздействие, успокоят.
8.Самые лучшие игрушки деревянные, поскольку сделаны из натурального материала, твердые и в то же время приятные на ощупь.
Слайд №5Цветотерапия в интерьере для детей
Известно, что цвета могут влиять на наши эмоции и физическое здоровье. С помощью цвета можно влиять и на состояние детей, если знать значение каждого цвета.
Красный цвет по праву считается цветом страсти. Он способствует повышению уровня энергии, работоспособности. Оптимизирует отношение к жизни, избавляет от тревоги, возбуждает. Но в тоже время нужно осторожно использовать его, поскольку он повышает раздражительность, ведет к быстрой утомляемости и усталости. Все зависит от характера ребенка, красный активизирует, если ребенку не хватает уверенности и смелости, а возможно и сил после болезни. Работоспособность повышает желтый цвет, он улучшает настроение, стабилизирует нервы. Достаточно ребенку что-нибудь желтого цвета для интерьера: мягкую игрушку, плед, коврик.
Цветом радости называют оранжевый цвет психологи, и они правы. Оранжевый цвет дарит бодрость, энергию радости и оптимистическое настроение. Действует активно на интеллектуальные способности, улучшает аппетит, убирает головные боли. Но если его переизбыток, то может способствовать возникновению раздражению.
У голубого цвета по воздействию много общего с желтым. Он обладает возможностью равновесия между возбуждением и спокойствием. Служит своеобразным тормозом для нервной системы.
Успокаивает и снижает работоспособность синий цвет. Он влияет на кровяное давление, понижая его, восстанавливает дыхание, частоту пульса.
Слайд№6Фиолетовый цвет способствует построению гармоничных отношений, дает возможность сосредоточиться при размышлении. Обладает профилактическим и лечебным эффектом, влияет на работу сердца, легких, помогает избавиться от простудных заболеваний. При затяжном кашле добавьте в спальню ребенка немного фиолетового цвета.
Недаром цветом весны называют зеленый, он дает надежду на обновление, успокаивает, улучшает самочувствие человека, даже избавляет от аллергии.
Коричневый цвет приносит стабильность и приземленность в ваш дом.
Цвет чистоты и света считается с давних времен белый цвет. Он влияет на зрение, нервную систему человека, хорошо гармонирует с другими цветами.
С помощью серого цвета можно также снять возбуждение.
Черный цвет, изначально мрачный, вносит беспокойство, состояние депрессии. Для ребенка этот цвет лучше не использовать, если только подбирать сочетание с другими.
Слайд №7Роль растений в создании здоровьесберегающего пространства
Большое количество зеленых растений создает свежую оживляющую атмосферу. Они компенсируют воздействие относительно мертвых материалов- электрического излучения и излучения от пластики и синтетики.
Растения с остроконечными листьями лучше располагать во внутренних углах помещений. Растения с округлыми свисающими листьями ослабляют энергию и служат прекрасным средством для коррекции выступающих углов. Кусистые пышные растения больше уместны в длинных коридорах возле дверей.
Растениям повышающим активность людей, относятся герань ,азалия, фикус, розмарин, алоэ, различные лианы.
Растения, успокаивающие нервную систему: папоротник, орхидея, туя аспарагус, филодендрон, хлорофитум, монстера и др.
Нейтральные растения, которые не влияют на активность человека: примулы, фиалка, традесканция и др.
Слайд №8Физкультурный уголок
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер группы и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Необходимо наличие символик физкультуры и спорта.
Слайд №9МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк (по 1 шт.). Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики.
Слайд №10СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта. Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц, мячи.
Слайд №11-12СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)
В старшей группе детского сада оборудование спортивного уголка расширяется за счет ковриков для выполнения детьми упражнений по фитнесу. Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.
Слайд №13Теоретический материал:
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;
- иллюстрированный материал по летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения;
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы);
Слайд №14Во всех группах должны быть:
Атрибуты:для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, шапочки.
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т.д.
Слайд №15 Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки;
- обручи;
- шнуры;
- бруски.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцеброс;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;
- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;
- корзины для игр с бросанием;
- мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
- кегли;
-нестандартное оборудование.
Наличие бубна для проведения утренней гимнастики(если нет мыз.сопровождения).
Игры (старшие группы):
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.;
- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Слайд №16Нетрадиционное оборудование
Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования. Упражнения с нестандартными пособиями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставной аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются сосуды сердца и мозга. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Выносной материал (по возрасту детей):
- мячи резиновые;
- мяч футбольный (средний и старший возраст);
- бадминтон (старший возраст);
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
- санки и т. д.
Слайд №17Уголок уединения
Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.
Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
Слайд №18Дыхательная гимнастика
Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно-сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.
Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.
Слайд №17 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей.
Система оздоровительной работы.
№ | Разделы и направления работы. | Формы работы. |
1 | Использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в ДОУ. | Типовой режим дня по возрастным группам. Щадящий режим дня Скорректированный режим дня Оздоровительный режим дня Индивидуальный режим дня Коррекция учебной нагрузки |
2 | Психологическое сопровождение развития | Создание психологически комфортного климата в ДОУ. Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности. Личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми. Формирование основ коммуникативной деятельности у детей. Диагностика и коррекция развития. Психолого - медико-педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период. |
3 | Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка: Регламентированная деятельность. Частично регламентированная деятельность.
Нерегламентированная деятельность. | Утренняя гимнастика. Физкультминутки, физкультпаузы. Динамические переменки. Физкультурные занятия, бассейн. Закаливающие процедуры и упражнения после сна
Спортивные праздники. Спортивные игры. Подвижные игры на воздухе и в помещении. Оздоровительный бег на воздухе. Спортивные досуги. Дни здоровья. ЛФК Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья, двигательной активности детей. Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке. |
4 | Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни. | Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержания здоровья в рамках программы "Основы безопасности жизнедеятельность" Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности. Формирование основ безопасности жизнедеятельности. |
5 | Организация питания | Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-ти часовым пребыванием) Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией. |
6 | Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение. Профилактические мероприятия. Коррекционные мероприятия.
Общеукрепляющие мероприятия | Нетрадиционные дыхательные комплексы. Витаминопрофилактический комплекс. Коррекция адаптационных нарушений. Профилактика сезонных обострений хронической патологии: - витаминопрофилактика сезонных обострений; - чесночно-терапия; - спелеоклиматическая камера. Закаливание естественными физическими факторами: - режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок; - режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна; - местные и общие воздушные ванны; - свето - воздушные ванны и солнечные ванны в весенне - летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры; - термотерапевтические процедуры; Диспансеризация: 2 раза в год профилактические осмотры детей старших возрастных групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...
Методическая разработка на тему:"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Материал о структуре здоровьесберегающего пространства....
Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»
Консультация для воспитателей«Создание здоровьесберегающего пространства в группе с учетом ФГОС»...
Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
«Проектирование здоровьесберегающего пространства в группах»
Рекомендации...
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...