Подвижная игра в жизни ребенка.
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"
План консультации
1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.
2. Классификация подвижных игр.
3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.
4. Двигательные предпочтения мальчиков и девочек.
5. Организация и методика проведения подвижной игры.
6. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию основных физических качеств.
7. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию двигательных действий.
1.Значение подвижной игры в жизни дошкольников
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движение при наличии правил.
Подвижная игра важнейшее средство развития ребенка, игра способствует развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка, в них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. В игре малыши отображают ту жизнь, в которой живут взрослые и животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочки»). Ребенок стремится в игре придать изображаемому живой характер, а когда он вживается в образ у него включается механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способностью к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои желания, осуществить задуманное, творчески отобразить двигательный опыт. Подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем возрасте.
Подвижная игры - воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение подвижной игры сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать терминологией, осознанно действовать в игровой ситуации. В процессе игры активизируется память, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчинятся общим требованиям в игре формируется честность, справедливость. Игpa учит искренности, товариществу, сопереживать, помогать друг другу.
В играх совершенствуется эстетическое воспитание. Дети познают красоту
движений, их образность, у них развивается чувство ритма.
Игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты,
располагают и убирают их в определенной последовательности.
Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармонического развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников.
Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы.
Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумывание комбинации движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить то положение, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Эти игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.
Играм с мячом отводится особая роль. Отмечается разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным научных исследований, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими: каждый ребенок должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых он соревнуется. При подведении итогов необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно. Подвижная игра развивает мышление, смекалку, сноровку, ценные морально - волевые качества.
2. Классификация подвижных игр
В методической литературе авторы приводят разные виды классификаций подвижных игр. приведу в пример две из них.
Подвижные игры разделяются на элементарные подвижные игры и спортивные – баскетбол, футбол и др.
Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
В бессюжетных играх «Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится», «Придумай фигуру» все дети выполняют одинаковые движения.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большей подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа «Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др., имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей игровые упражнения подводят к играм.
- вариант. Комплекс игр, состоящих из однотипных упражнений (тематические игры). Например, игры, состоящие из основных движений (элементов) баскетбола, футбола или спортивных упражнений, на лыжах, коньках.
- вариант. Подвижные игры - 1 или 3-4 игры разной подвижности на разные движения.
- вариант. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнения в основных видах движений). Например: в метании
- Метание малого мяча назад, в сторону и бег за ним;
- Подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием, ловля;
- Бросание мяча вдаль: «Кто дальше?»;
- Прокатывание мяча по скамейке «Чей мяч дальше укатится?».
- вариант. Сюжетные игры с движениями «Альпинисты», «Туристы», «Моряки».
- вариант. Индивидуальная работа с детьми.
- вариант. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве со стороны воспитателя.
- вариант. Игры с элементами спортивного ориентирования.
3.Индивидуально-дифференциацированный подход
при проведении подвижной игры
Одним из условий успешного проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленных на определенный выбор приемов, способов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей детей.
Наряду с понятием «индивидуальный подход», существует понятие «дифференцированный подход», который представляет собой форму организации обучения, в процессе которого дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять процесс обучения, различный по сложности, методам и приемам
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
- усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
- изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
- сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
- усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).
4. Двигательные предпочтения мальчиков и девочек
У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, та деятельность, которая им лучше удается, в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам и девочкам.
Исследования разных авторов показали, что сенситивные периоды развития двигательных способностей для девочек и мальчиков не совпадают. На каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности.
Для мальчиков:
- младшей группы направленность основных упражнений должна быть главным образом на развитие скоростно-силовых качеств;
- средней группы – как на развитие скоростно-силовых качеств, так и на совершенствование выносливости;
- старшей группы – на развитие выносливости
Для девочек:
- младшей группы упражнения на развитие выносливости;
- средней группы – на развитие скоростно-силовых качеств;
- старшей группы – на комплексное развитие скоростно-силовых качеств и выносливости.
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратам дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например «Я знаю пять имен девочек», «Съедобное - несъедобное», «Игрушки мальчиков».
Игра «Игрушки мальчиков» Играющие становятся в круг. Руководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок ловит мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо
Игра «Такси» мальчики берут обручи «машины» и подъезжают к остановке, где стоят девочки-пассажирки. Девочки «садятся в машины» и едут по своим делам – в магазин, в парикмахерскую, в детский сад
С целью дифференцированного физического воспитания можно разработать «мальчиковые» и «девчачьи» тематические игры, которые можно применять при работе с мальчиками и девочками. Можно использовать игры на темы:
Для мальчиков «Охотники», «Астронавты», «Спасатели»;
Для девочек «Феи», «Из жизни цветов», «Кукольный магазин».
План
1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.
2. Классификация подвижных игр.
3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.
4. Двигательные предпочтения мальчиков и девочек.
5. Организация и методика проведения подвижной игры.
6. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию основных физических качеств.
7. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию двигательных действий.
Используемая литература
1.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1983.-144с.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1981.-96с.
3.Дворкина Н. И., Лубышева Л.И., Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств : метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2007. – 80с.
4.Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2005.-141с.
5.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методич. пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 96с.
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию основных физических качеств
Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию двигательных действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в жизни ребенка
Конспект совместной деятельности детей и родителей в средней группе: «Подвижные игры в жизни ребёнка»....
Подвижная игра в жизни ребенка
Практическая конференция для родителей детей дошкольного возраста...
"Подвижная игра в жизни ребенка"
консультация для родителей...
Подвижная игра в жизни ребенка.
Значение игры для дошкольника....
Консультация для родителей «Роль подвижной игры в жизни ребенка»
И݀г݀р݀а к݀а݀к в݀е݀д݀у݀щ݀а݀я д݀е݀я݀т݀е݀л݀ь݀н݀о݀с݀т݀ь д݀о݀ш݀к݀о݀л݀ь݀н݀и݀к݀а и݀м݀е݀е݀т б݀о݀л݀ь݀ш݀о݀е з݀н݀а݀ч݀е݀н݀и݀е д݀л݀я ф݀и݀з݀и݀ч݀е݀с݀к݀о݀г݀о݀, у݀м݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о݀, н݀р݀а݀в݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о ...
Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка»
Подвижные игры для детей дошкольного возраста – активная деятельность ребенка дошкольника, которая развивает его физически, пополняет знания об окружающем мире, учит ловкости и сноровке. Подвижная игр...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Подвижные игры в жизни ребенка»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Подвижные игры в жизни ребенка»Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Мы постараемся разобраться, что значит игра в ...