Фестиваль здоровья
проект на тему
Цель проекта: Развить толерантное отношение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта: 1. Научить детей культуре общения с детьми с ОВЗ.
2. Ознакомить с жестами общения с детьми с нарушением слуха.
3. Ознакомить с техническими средствами которые используются детьми инвалидами (Азбука Брайля, эмблемами).
4. Обучить детей дошкольного возраста адаптивным подвижным играм (совместные игры с детьми ОВЗ).
5. Ознакомить детей дошкольного возраста с видами спорта предназначенные для детей с ОВЗ на территории ХМАО – Югре.
Актуальность. Для проведения этого «Фестиваля здоровья» провели очень большую предварительную работу с детьми и их родителями. Встречи с тренерами спортивной школы адаптивной физической культурой и адаптивного спорта Игумновой Аленой Александровной и Кондрашиной Анастасией Валерьевной, с главным тренером Гайфетдиновой Музой Владимировной. На заседании мы обсудили, какой возраст детей можно взять, для проведения совместного мероприятия, чтоб познакомить их с необычными детьми, детьми с ограниченным здоровьем. Какие игры для детей разного возраста будут интересны, так как дети с инвалидностью уже школьники. Для начала мы провели анкетирование среди родителей в старшей дошкольной группе (6-7лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_festival_zdorovya.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Фестиваль здоровья» - «Будем дружить».
Введение.
В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени) или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.
В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий той категории детей, которые относятся к системе специального образования.
Дети с нарушениями в развитии - дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
Дети с отклонениями в развитии - дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).
Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.
Реализацию гарантированных государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с ограниченными возможностями осуществляют семья, детский сад, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.
В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности российского социума, отмечается усугубление старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией детей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных детских садах, школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода. Одна из важнейших социальных проблем лиц с ограниченными возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.
Цель проекта: Развить толерантное отношение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта: 1. Научить детей культуре общения с детьми с ОВЗ.
2. Ознакомить с жестами общения с детьми с нарушением слуха.
3. Ознакомить с техническими средствами которые используются детьми инвалидами (Азбука Брайля, эмблемами).
4. Обучить детей дошкольного возраста адаптивным подвижным играм (совместные игры с детьми ОВЗ).
5. Ознакомить детей дошкольного возраста с видами спорта предназначенные для детей с ОВЗ на территории ХМАО – Югре.
Актуальность. Для проведения этого «Фестиваля здоровья» провели очень большую предварительную работу с детьми и их родителями. Встречи с тренерами спортивной школы адаптивной физической культурой и адаптивного спорта Игумновой Аленой Александровной и Кондрашиной Анастасией Валерьевной, с главным тренером Гайфетдиновой Музой Владимировной. На заседании мы обсудили, какой возраст детей можно взять, для проведения совместного мероприятия, чтоб познакомить их с необычными детьми, детьми с ограниченным здоровьем. Какие игры для детей разного возраста будут интересны, так как дети с инвалидностью уже школьники. Для начала мы провели анкетирование среди родителей в старшей дошкольной группе (6-7лет).
Анкетирование
Уважаемые родители!
- Знаете ли вы что такое инклюзивное образование?
Да
Нет
Не чего об этом не знаю
2. Как вы относитесь к такому образовательному процессу?
Против
Хорошо
Безразлично
3. Вы хотели бы, чтоб ваш ребенок общался с детьми инвалидами?
Конечно, хотел
Хотел
Против
4. Хотели бы вы, чтоб ваш ребенок посещал совместные занятия с детьми инвалидами?
Да
Нет
Не против
5. Как вы, думаете будет ли положительно влиять совместное обучение на здорового ребенка? _____________________________
И выяснили, что некоторые родители против (1%) общения своих детей с детьми с отклонением (ограничением) здоровья или инклюзивного образования. Мы это взяли, на заметку и думаю, что следующее наше мероприятие уже будет проходить совместно с родителями.
После анкетирования мы пригласили наших друзей, к нам в детский сад для знакомства детей дошкольного возраста с детьми с ОВЗ.
Первым нашим этапом стало ознакомление детей: «Кто такие люди с ограниченными возможностями?», показ и рассказ презентации. В презентации были показаны знаки, какие инвалидности бывают, что они означают и где они применяются. Затем дети дошкольного возраста познакомились с детьми со спортивной школы адаптивного отделения. Дети рассказывали о своих ограничениях в здоровье, показали как они общаются жестами и учили наших детей жестам. Затем дети с ограниченными возможностями подарили нашим детям подарки: «Значки» с символом «Дружбы».
Вторым этапом стала практическая часть закрепление «Дружбы» наших детей и мы провели совместное спортивное мероприятие «Веселые старты», где дети с ОВЗ стартовали вмести с дошкольниками в эстафетах.
Построение.
Веселая разминка.
Расчет на «Первый!», «Второй!»
Построение в две колонны.
Эстафета «Помоги слепому человеку».
Задача: Учиться работать совместно, помогая в трудных ситуациях.
Инвентарь: Ортопедические дорожки -2 набора, кегли – 6 шт.
Ортопедические дорожки выкладываем в длину, затем расставляем кегли на не большом расстоянии друг от друга. Детям завязывали глаза темными хлопковыми лентами. Один ребенок ведущий, второй с завязанными глазами. Положив правую руку на плечо, ведущий ребенок должен был провести слепого через препятствия.
Эстафета «Собери пирамидку».
Задача: Учиться ориентироваться в темноте.
Инвентарь: Поднос – 2 шт., пирамидки - 4 шт. разной величины и формы.
У команд на подносе стоят по 2 пирамидки, разной величины и формы. Ребенок подбегает к подносу выбирает пирамидку, ему завязывают глаза темной хлопковой повязкой глаза, разбирают пирамидку, а затем ребенок приступает к ее сбору.
Эстафета «Ходьба с гимнастическими палками».
Задача: Учиться работать коллективно.
Инвентарь: Гимнастические палки – 4 шт, кегли – 2 шт.
Две гимнастические палки берутся в правую, и левую руки, и при совместном движение руками толкают палки друг другу «паровоз». Должны дойти до кегли и поменяться направляющими.
Подвижная игра «Ловишки с лентами».
Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу инструктора по физической культуре: «Раз, два, три в круг скорей беги!» все строятся в круг. Инструктор предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется, с новым водящим.
Игра малой подвижности «Ручеек».
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и завязать дружбу.
Заключительный этап нашего мероприятия. Знакомство детей с Азбукой Брайля. Детям рассказали и показали Азбуку Брайля. Азбука Брайля — азбука для незрячих или плохо видящих людей, построена с использованием тактильного шрифта. Азбуку Брайля называют также алфавитом Брайля, шрифтом Брайля. Идея заключается в кодировании букв и других символов на гладкой поверхности с помощью выпуклых точек, расположенных на определённых позициях. Для каждой буквы выделяется шесть позиций — две колонки по три позиции в каждой. Наличие или отсутствие точки в той или иной позиции и задаёт код буквы. Незрячие люди трогают поверхность пальцами и «считывают» буквы.
Для людей с проблемами зрения алфавит Брайля, состоящий из рельефно-точечного шрифта, является единственной возможностью получить образование и полноценно участвовать в жизни общества. Незрячих людей обучают «слепому» чтению тифлопедагоги.
Как устроен шрифт
Буквы в общепризнанной системе представляют собой шесть выпуклостей в два вертикальных ряда. Чтение происходит справа налево на первой странице и наоборот на следующей. Неудобство заключается и в том, что нумерация точек идет сверху вниз, а читаются сначала точки в столбце справа, затем в левом. На обратной стороне листа этот принцип усложняет процесс чтения.
Кроме порядка расположения выпуклых точек система Брайля предполагает и определенные их размеры, а также расстояние между точками. Минимальная высота отметки не должна быть менее полусантиметра, расстояние от протокола до протокола равно двум с половиной миллиметрам, горизонтальное — пять миллиметров. Эти нормы позволяют быстро и без особых затруднений освоить навыки чтения незрячим.
Особенности грамматики
Предложения при письме по Брайлю имеют определенные особенности шрифта, нарушающие общепринятые нормы грамматики. К таким особенностям относятся следующие моменты:
- прописные буквы не учитываются;
- отсутствует пробел после запятой и перед тире;
- тире и дефис обозначаются одинаково.
Если незрячему человеку предстоит набирать тексты на компьютере, то во избежание ошибок с перечисленными моментами ему придется пройти специальную подготовку.
Преимущества и недостатки
Как и любой метод чтения и письма система Брайля имеет преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах шрифта, то их гораздо больше:
- легко освоить и использовать;
- просто создавать тексты;
- возможность для незрячего получить образование;
- возможность общаться с людьми на расстоянии;
- повышение самооценки слепого благодаря получаемой информации;
- возможность заниматься общественно полезной работой;
- возможность получить работу.
К недостаткам можно отнести:
- объемность письменных материалов;
- невысокую скорость чтения;
- недоступность общения онлайн.
На таком этапе ребята попрощались друг с другом сделав совместные фотографии на долгую память.
Заключение: Для завершения нашего проекта мы провели анкетирование среди детей дошкольного возраста, чтоб узнать на сколько им понравился наш проект.
Анкетирование
Опрос о проведенном празднике: Фестиваль здоровья «Будем дружить».
1.Понравился ли вам праздник Дружбы?
а) Очень понравился
б) Понравился
в) Не понравился
2. Хотели бы вы дружить с ребятами дальше?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
3. Рассказывали ли вы своим родителям об этом праздники?
а) Да
б) Нет
4. Какие впечатления вам подарил этот праздник?____________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хотели бы вы еще по быть на таком же празднике?
а) Да
б) Нет
По итогам анкетирования мы выяснили, что наше мероприятие очень понравилось детям. И в дальнейшем они хотят вмести дружить, общаться, проводить совместные праздники. А мы им будем помогать и направлять, так что детей не пугает разделение в ограниченных возможностях здоровья, для них важно общение, доброта, понимание, а не физическое состояние детей.
Список литературы:
- http://studbooks.net/706042/sotsiologiya/deti_ogranichennymi_vozmozhnostyami_sotsialno_uyazvimaya_gruppa
- Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющимими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2011
- Здоровье детей в образовательных учреждениях. - М.: Феникс, 2011. - 345 c.
4. c. - Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания `Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях` Москва, 17-19. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. – 344
- Завражин, С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2012. - 344 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение совместно с родителями для старшего дошкольного возраста посвящённый фестивалю «Здоровье, спорт, творчество».
Развлечение совместно с родителями для старшего дошкольного возраста в виде игры " Счастливый случай". Для проведения викторины используется видеопроектор для воспроизведения презентации с заданиями. ...
Фестиваль Здоровья 2019 Творческое досье
Творческое досье представляет собой собрание различных проектных, работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ. Примерное содержание раздела:проектные работы;творч...
Фестиваль Здоровья 2019 Документы регламентирующие педагогическую деятельность
Документы регламентирующие педагогическую деятельность...
Фестиваль Здоровья 2019 "Диагностика успешности педагога"
Диагностика успешности педагога:качество образовательной деятельности (анализ работы: мониторинг, программный банк; использование современных технологий; результаты соревнований; план профессиональног...
Спортивные соревнования «Игры на воде», муниципальный уровень, IV городской Фестиваль здоровья «Дети Долгопрудного», 2020
Призеры (6 воспитанников)...
Спортивный квест, муниципальный уровень, IV городской Фестиваль здоровья «Дети Долгопрудного», 2020
Победители (6 воспитанников)...
Городской "Фестиваль здоровья" 2020
Цель:повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни....