"Использование подвижных игр в разных видах деятельности"
статья (младшая группа) на тему

Мальгина Гюзель Радиковна

Современные подходы к обеспечению    двигательной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

детский сад №188 «Степашка»

г.о.Тольятти

"Использование  подвижных игр

в разных видах деятельности младшего дошкольного  возраста"

воспитатель:  Мальгина Г.Р

«Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,

 действует, бегает – пусть находится

в постоянном движении»

 Ж. – Ж. Руссо.

        Одной из главных задач реализации ФГОС является:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств, тем самым формируя начальные представления о здоровом образе жизни.

Для решения этой задачи, рассмотрим один из видов двигательной деятельности – подвижные игры.

       Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость и сообразительность

  Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Игры классифицируются

- по принципу организации детей — игры одиночные и командные;

- по возрастному принципу – для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;

- по степени подвижности ребенка в игре –это игры с малой, средней, большой подвижностью;

- по видам движений - игры с бегом, прыжками, лазаньем, метанием ;

- по содержанию – это подвижные игры с правилами , сюжетные и без сюжетные игры ;.

            Малышей привлекает в игре процесс действия: бежать, догонять, бросать и т.д. важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения подвижной игры зависит от нашего  умения  заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущую роль выполняем сами или поручаем наиболее активному ребенку. Важно помнить, что водящий делает вид, что ловит детей, чтобы не испугать их. В работе с малышами   используются разнообразные подвижные игры:

- Это сюжетные игры, которые имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

   -  Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования.(«Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п. );

         Нужно  следить за образным выполнением детьми действий, напоминать, чтобы они использовали всю площадку, летели красиво, эмоционально имитировали движения, действовали по возможности по сигналу, напоминаем детям об игровом образе. Для оживления игры используются  атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д. к концу года можно поручить роль автомобиля более активному ребенку.

        В нашей работе, очень популярны игры с текстом. При проведении таких игр нужно  выразительно читать текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети , слушая стараются подражать его движениям. («Заяц», «Поезд» ).

        Самые любимые, ещё с первой младшей группы, это  игры-забавы — «ладушки». «коза рогатая» , « карусели», «гуси- летят»,

        Подвижные игры которые  проводятся отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является это правильное объяснение правил игры.. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ. Играя  вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следим за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учим малышей действовать сообща.    Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяем без изменений 2—3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно мы приучаем малышей выполнять в игре ответственные роли (назначая на роль, необходимо соблюдать очередность).

         При выполнении детьми игрового упражнения надо объяснять  и показывать  его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

 А недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.

         Подвижные игры можно использовать не только на прогулке, но и в других видах деятельность. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводиться много времени: до завтрака, во время утреннего приема, во время непосредственно - организованной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна, на всевозможных прогулках.

          Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, хороводные, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были - мы не скажем, а что делали, покажем», «Карусели», «Паучок», «Заинька», «Море волнуется…». Этими и многими другими играми мы и дети встречают ребенка, показывают, как они ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.

        В непосредственно образовательной деятельности то же есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группе зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру - физминутки.  В коммуникативной деятельности   разучиваем слова русских народных игр, потешек, повторяют диалоги «Заинька, походи, серенький, походи вот так этак походи, вот так этак походи…и т.д.» Дети знакомятся с поэтичностью, красотой, напевностью родной речи, приобщаются к истокам народной культуры 

         В познавательной деятельности тоже допустимо проведение дидактических подвижных игр. «Чьё звено быстрее соберется», «Найди свой цвет», «Найди свою форму». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает, не летает», «Карлики-великаны», и т.п. Также организовывать  образовательную деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания на ковре, стоя, за столом и т.д.

          На прогулке  планируем подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то  организуем  игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Ловишки» и т.д. Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, мы начинаем прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком), «Шишки, желуди, орехи, «Третий лишний» и т.д. В конце прогулки обязательно проводим  игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану», «Тоннель», «Ручеёк» и т.д.

         После сна организуем игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные, которые настраивают на доброжелательный лад.

          Одним из самых любимых уголков в группе является центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; скакалки; кегли; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов;  атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажеры для дыхания и др.  Оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей.    Некоторое оборудование было сделано нами совместно с родителями. Мы  наполняем развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы мы  могли организовать подвижные игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводят беседы о безопасности во время подвижных игр. Подобрана картотека игр соответствующие  возрасту, направленных на закреплении е основных видов движений. На занятиях по физическому развитию и в индивидуальном сопровождение используем алгоритмы, схемы.

         Таким образом, систематическое планирование и грамотно организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

         Большую роль в формировании отношения ребёнка к подвижным играм играет семья. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игру, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной   помощи:

-рекомендовать  родителям в домашних условиях проводить простейшие игры с мячом, подвижные игры на прогулке.

- помочь мне   в оформлении   физкультурного уголка ( книжки- малышки  "Мячик", " Утренняя гимнастика", стенгазеты "Мы  играем дома", мешочки для метания).

      Для просвещения родителей проводились консультации по темам:

« Значение подвижных игр», « Зимние забавы». Представлена для ознакомления картотека подвижных игр,  которые можно проводить  в домашних условиях.

       Мероприятия, проводимые нами, учат родителей играть с детьми в подвижные игры дома, на улице во время прогулок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...

презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»

Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией. Чугунова Т.И., Майсак Т.А., Майсак А.Б.

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией....

Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские  навыки  и способность самостоят...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...