Программа внеурочной деятельности "Игровая гимнастика" (младшие классы)
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
МЛАДШИЕ КЛАССЫ
Разработала: специалист по адаптивной физической культуре, воспитатель
Смиренкова Кетино Вахтангиевна
г. Москва 2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Мы живем во время больших, сложных и стремительных перемен. Как никогда ранее, охрана здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения являются важными для общества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (II поколения) организация внеурочной деятельности детей по направлению спортивно-оздоровительное развитие является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства.
Потребность детей и подростков в двигательной активности в какой-то мере удовлетворяется бытовыми, спонтанными движениями, что составляет 19-20% необходимого объема двигательной активности в сутки. Однако даже вместе с уроками физической культуры не может полностью удовлетворить потребности детей в движениях. Недостаток движения - характерная черта нашего времени. Движение от латинского "motus" - МОТОРИКА -двигательная активность организма. Любое наше движение - это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Для осуществления осознанного движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а также органы чувств. Крупная моторика - это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа на которую накладывается более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы, является мощным средством укрепления здоровья, правильного физического развития детей и подростков.
Многолетний процесс обучения в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки огромного количества разнообразной информации, что приводит к усилению напряжения зрительного аппарата, также дети стали много писать, что приводит к напряжению мышц, отвечающих за мелкую моторику. Особенно эта тема актуальна для учащихся начальной школы, т.к. начало обучения связано с резкой переменой двигательного режима (длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности).
Для школьников младшего и среднего возраста динамический час продленного дня (спортивный час) используется как одна из эффективных форм активного отдыха, способствующая расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств с помощью ОРУ, гимнастики, и дыхательной, и артикуляционной, танцевальных движений, а также игровых упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Игровая гимнастика" | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственная образовательная школа № 1015
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Игровая гимнастика»
Разработала:
Специалист по адаптивной физической
культуре, воспитатель
Смиренкова Кетино Вахтангиевна
г. Москва 2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Мы живем во время больших, сложных и стремительных перемен. Как никогда ранее, охрана здоровья и физическое воспитание подрастающего поколения являются важными для общества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (II поколения) организация внеурочной деятельности детей по направлению спортивно-оздоровительное развитие является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства.
Потребность детей и подростков в двигательной активности в какой-то мере удовлетворяется бытовыми, спонтанными движениями, что составляет 19-20% необходимого объема двигательной активности в сутки. Однако даже вместе с уроками физической культуры не может полностью удовлетворить потребности детей в движениях. Недостаток движения - характерная черта нашего времени. Движение от латинского "motus" - МОТОРИКА -двигательная активность организма. Любое наше движение - это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Для осуществления осознанного движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а также органы чувств. Крупная моторика - это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа на которую накладывается более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Ограничение мышечной активности (гипокинезия) сопровождается ослаблением мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок. Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы, является мощным средством укрепления здоровья, правильного физического развития детей и подростков.
Многолетний процесс обучения в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки огромного количества разнообразной информации, что приводит к усилению напряжения зрительного аппарата, также дети стали много писать, что приводит к напряжению мышц, отвечающих за мелкую моторику. Особенно эта тема актуальна для учащихся начальной школы, т.к. начало обучения связано с резкой переменой двигательного режима (длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности).
Для школьников младшего и среднего возраста динамический час продленного дня (спортивный час) используется как одна из эффективных форм активного отдыха, способствующая расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств с помощью ОРУ, гимнастики, и дыхательной, и артикуляционной, танцевальных движений, а также игровых упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Гимнастика– это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Цель программы – способствовать расширению двигательной активности (крупной моторики) учащихся и совершенствованию физических качеств средствами физической культуры.
Данная программа ориентируется на решение следующих задач:
- воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним;
- воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности;
- приобретение школьниками новых социальных знаний о здоровом образе жизни, профилактике отклонений в состоянии здоровья;
- укрепление физического здоровья
- совершенствование физических качеств (выносливость, ловкость, гибкость, быстрота, координация)
- развивать совместную игровую деятельность
- формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания, навыков самоконтроля и саморегуляции;
- укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, дыхательной мускулатуры, диафрагмы и артикуляционной мускулатуры.
Программа ориентирована на младших школьников, по состоянию здоровья отнесённых к основной и подготовительной медицинским группам.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
В рабочей программе «Игровая гимнастика» по спортивно-оздоровительному направлению в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Общий объём программы 68 часа
Наполняемость групп 15 человек (класс-группа,)
Режим занятий 2 раз в неделю
Продолжительность занятия 30 минут
Период реализации программы: программа рассчитана на один год обучения.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1. Организационные:
Наглядные (показ, помощь);
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2. Мотивационные - убеждение, поощрение;
3. Контрольно – коррекционные.
Обучение гимнастическим упражнениям можно разделить на 3 этапа.
- Этап обучения;
- Этап разучивания;
- Этап совершенствования.
Вид внеурочной деятельности: -динамический час
Основной формой работы по программе является:
- групповое занятие.
На занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм, создает настроение и помогает ориентироваться на занятии.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической подготовленности учащихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий форме бесед.
Физическая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе.
Невозможно строить работу, не учитывая признаки утомляемости на занятиях (по Зотову и Иванову). Осуществляется наблюдение за выраженностью внешних признаков утомления, постоянный визуальный контакт с учениками, а также контроль пульса на начало и конец занятия.
Ожидаемые результаты и способы их результативности
К концу реализации программы "Игровой гимнастики" дети должны:
- Уметь правильно выполнять общеразвивающие упражнения;
- Уметь владеть своим телом;
- Чувствовать ритм;
- Улучшить свои физические качества;
- Уметь легко выполнять упражнения;
- Развить умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность;
- Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений;
- Получать удовольствия от физических культуры (гимнастики).
- Знать параметры правильной осанки, значения гимнастики для человека.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей.
Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий. Целесообразно на каждом занятии проводить работу, направленную на решение вышеизложенных задач.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Динамический час состоит из подготовительной, основной и заключительной части.
I - Подготовительная (7-10 мин.) - включает построение, объяснения задач занятий, (разминка) строевые и общеразвивающие упражнения, ходьбу и бег;
II - Основная (3-30 мин.) - включает подвижные игры, эстафеты, танцевальные движения. Дети быстро переключаются на другой вид деятельности, получают более полный отдых;
III - Заключительная (5-10 мин.) - включает построение, ходьбу в медленном темпе, дыхательные упражнения, несколько упражнений на внимание или артикуляцию.
В подготовительной части выполняются движения в медленном и среднем темпе, упражнения выполняются для подготовки всех органов и систем к выполнению основной части.
В основной части решаются следующие задачи: овладение основными двигательными навыками, общее развитие мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствование общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Упражнения в основной части должны быть направлены на повышение уровня физического развития и активного отдыха занимающегося.
В заключительной части необходимо создать условия, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части рекомендуются простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабления мышц, дыхательные упражнения, упражнения на формирование правильной осанки и обязательный отдых сидя.
Занятие заканчивается подведением итогов, поощрением и рекомендациями, на что надо обратить внимание при выполнении упражнений и при желании повторить их дома.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Динамического часа - "Игровой гимнастики"
1.Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2.Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3.Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4.Деятельный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно – ролевые игры, музыкальные игры, игры с правилами), продуктивная (оздоровительно–спортивная, творческая), общение.
5.Наглядность
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
6.Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
7.Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....
Программа внеурочной деятельности "Оркестр"
Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Языковая грамотность" 2-4 классы...