ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
рабочая программа на тему

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

Задачи программы:

Оздоровительные задачи:

- совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

-   стремление к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре, широко используя природные факторы закаливания;

-   сохранение физического и психического здоровья детей;

-   активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ;

Образовательные задачи:

- Формирование и развитие осознанности у дошкольников двигательных умений и навыков;

-  развитие и стимулирование физических  качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость и др.) у детей  дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными особенностями и  возможностями;

-   формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни);

-  развитие  психических процессов,

-  обеспечение безопасности в двигательной активности детей.

Воспитательные задачи:

-    воспитание  потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности  движений;

-  умение организовать знакомые подвижные игры самостоятельно (для старших групп) и под руководством педагога (в младших группах);

-  воспитание нравственно-волевых качеств (смелость, настойчивость, инициатива выдержка, честность дружелюбие, взаимовыручка, взаимопонимание, скромность чувство собственного  достоинства);

-  формирование культуры чувств, эстетического отношения к выполнению физических упражнений;

-  воспитание гигиенических навыков: привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю при подготовке к проведению физических упражнений – подготовка оборудования, наведение порядка и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mdou_zdorovyy_malysh.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №40

Дошкольное отделение «Сорочата»

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\TG39GYVC\MC900343317[1].WMF

г. Нижневартовск

2009г.


Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы:

Оздоровительные задачи:

- совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

  •  стремление к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре, широко используя природные факторы закаливания;
  •  сохранение физического и психического здоровья детей;
  •  активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ;

Образовательные задачи:

- Формирование и развитие осознанности у дошкольников двигательных умений и навыков;

  • развитие и стимулирование физических  качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость и др.) у детей  дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными особенностями и  возможностями;
  •  формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни);
  • развитие  психических процессов,
  • обеспечение безопасности в двигательной активности детей.

Воспитательные задачи:

-    воспитание  потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности  движений;

  • умение организовать знакомые подвижные игры самостоятельно (для старших групп) и под руководством педагога (в младших группах);
  • воспитание нравственно-волевых качеств (смелость, настойчивость, инициатива выдержка, честность дружелюбие, взаимовыручка, взаимопонимание, скромность чувство собственного  достоинства);
  • формирование культуры чувств, эстетического отношения к выполнению физических упражнений;
  • воспитание гигиенических навыков: привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю при подготовке к проведению физических упражнений – подготовка оборудования, наведение порядка и др.

Ожидаемые результаты:

  • повышение иммунитета детей;
  • снижение  уровня  заболеваемости детей;
  • ежегодное повышение индекса здоровья на 0,5 %;
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни развитие физических способностей и качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями;
  • разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т.д.);
  • повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по проблеме оздоровления детей;
  • внедрение новых, современных инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесберегающей педагогики;
  • осознание  педагогами, родителями и детьми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
  • овладение навыками самооздоровления.

 

                Раздел 2. Принципы реализации программы

                      2.1. Нормативно-правовое обеспечение программы оздоровления  детей

 «Здоровый малыш»  

Под физическим воспитанием  понимаем управляемое и закономерное изменение компонентов образовательного процесса (целей, задач, содержания, методов, форм организации, системы управления), приводящее к повышению качества образования. Способом и средством организации  физкультурно-оздоровительной работы  дошкольного образовательного учреждения является инновационный процесс. 

Под инновацией мы понимаем освоение, использование и распространение новшеств. Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Традиции и инновации ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций.

В данном контексте нормативно-правовое обеспечение дошкольного учреждения является традицией и содержит обязательные документы, представляющие государственное учреждение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида  

- Свидетельство о государственной аккредитации;

- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии;

- Программа развития дошкольного образовательного учреждения

- Образовательная программа дошкольного учреждения

- Локальные акты дошкольного учреждения

Программа оздоровления детей «Здоровый малыш» дошкольного отделения в инновационно - экспериментальном режиме предполагает наличие проекта  «Растем здоровыми», в котором  подробно прописана  актуальность, в рамках концепции дошкольного учреждения, с описанием основных этапов содержательной реализации как в образовательном, так и в социокультурном направлении.

       Основополагающими  документами  по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении  являются:

Закон  РФ «Об образовании» ст.32

  • п. 1. Образовательное  учреждение  самостоятельно  в осуществлении образовательного  процесса …. и  иной  деятельности в пределах, установленных законодательством Российской  Федерации,  типовым положением  об  образовательном  учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
  • п.2. 7  К  компетенции  образовательного  учреждения  относится:  разработка  и  утверждение рабочих  программ, учебных   курсов и дисциплин.

Одной из основных задач  дошкольного отделения   учреждения является  охрана  жизни  и  укрепления  здоровья  детей.

  • Дошкольное  отделение самостоятельно  в  выборе  программы, рекомендованных государственными органами  управления образованием,… а  также  разработке  собственных (авторских) программ  в  соответствии  с требованиями  государственного  образовательного стандарта.

Устав МСОШ №40 ДО «Сорочата»  

  •  Основная задача учреждения: охрана  жизни и укрепление здоровья детей
  •      Виды деятельности учреждения:

- реализация программы оздоровления детей.

  •      Программы  и  технологии  обучения  и воспитания, методы и организация  учебно-воспитательного  процесса должны соответствовать  возрастным  и   психофизическим  возможностям детей.  Количество  и время занятий определяются в соответствии с правилами нормативами СанПиНа.

                 Раздел 3. Основные концептуальные подходы

к организации  оздоровительной работы дошкольного учреждения

                     3.1   Средства развития двигательной активности дошкольников

Двигательная активность – естественная потребность детей в движении,      удовлетворение которой является условием их полноценного развития.

    В дошкольном возрасте характерна высокая потребность в двигательной активности. Поэтому необходимо, с одной стороны, использовать любой режимный момент для развития двигательной активности детей, с другой стороны, руководя разнообразной двигательной деятельностью детей, следует заботиться о гармоничном развитии личности, созданию условий для развития физических качеств и способностей ребенка.

     Рассматривая особенности двигательной активности детей дошкольного возраста можно отметить основные закономерности ее развития:

  1. Нарастание всех основных показателей двигательной активности:

- повышение уровня физического развития;

- возрастание функциональных возможностей организма;

- обогащение двигательного опыта детей.

2. Различие показателей двигательной активности детей:

 - мальчики по сравнению с девочками, более подвижны,  в самостоятельной деятельности;

3. Сезонные колебания двигательной активности детей:

 - повышение двигательной активности в весенне-летний период;

 - снижение двигательной активности в осенне-зимний период.

4. Суточные колебания двигательной активности детей.

     Двигательная активность детей дошкольного возраста распределяется в течение дня неравномерно. Изменение двигательной активности в течение дня обусловлено не только биологическими факторами, но и режим дня в детском саду.

Периоды подъема двигательной активности:

 - дневной с 10.00. до 12.00.,

- вечерний с 16.00. до 18.30.

  1. Недельная динамика двигательной активности детей.

  Изменяется по дням, увеличивается от вторника к четвергу и, падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и снижением их активности.

       Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится в соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности детей, где используются соответствующие методы и приемы обеспечения результативности оздоровительных мероприятий.

     Для более эффективного усвоения программного содержания оздоровительных мероприятий с детьми используются различные методы и  приемы.       Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы  работы здоровьесберегающих технологий.

 Использование здоровьесберегающих  педагогических технологий в ДОУ

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей

Особенности методики проведения

Ответственные

1

2

3

4

Технологии  сохранения и стимулирования здоровья

Взбадривающая гимнастика

После дневного сна  в постелях каждый день в сочетании с воздушными ваннами  и корригирующей гимнастикой, старшая и подготовительная  к школе группы

«Техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта

Воспитатель

Ритмопластика

Один раз в месяц в спортивном зале начиная со средней группы. Один раз в месяц в музыкальном зале во второй половине дня со средней группы.

По программе

И. Бурениной.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

«Час» двигательного творчества  

Проводится во второй половине дня в спортивном зале. Средняя, старшая, подготовительная группы.

Самостоятельный выбор детьми вида двигательной деятельности, спортивного инвентаря, партнера и т.д. Самостоятельная двигательная активность детей при активном участии воспитателя.

Воспитатели

Динамический «час»

Проводится на дневной прогулке в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Структура динамического часа:

1.Оздоровительная разминка в игровой форме, использование различных видов ходьбы, бега, прыжков, имитационных движений, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

2. Оздоровительно- развивающая – тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.

Воспитатели

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей, начиная со 2 младшей группы

Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, и гимнастику для глаз.

Воспитатели

Подвижные игры  

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.

Инструктор по физической культуре, музыкальные руководители,

воспитатели.

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Все возрастные группы.

Комплексы физкультминуток

Воспитатели, музыкальные руководители

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время прогулок, в группе Средняя, старшая, подготовительная к школе группы.

Движение подбирается детям индивидуально, с учетом физической подготовленности.

Воспитатели

Прогулки- походы на Комсомольское озеро (пешие, лыжные).

3 раза в год, во время отведенное для физкультурного занятия. Старший дошкольный возраст.

По заранее подготовленному плану- конспекту, с использованием игр и упражнений.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Все возрастные группы.

Самостоятельный выбор детьми вида двигательной активности.

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Воспитатели

Дорожки здоровья (коррегирующие дорожки)

После утренней гимнастики, после сна, вся группа ежедневно, начиная с  раннего возраста.  

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

Воспитатели, инструктора по физической культуре.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.

По методике

К.  Бутейко,

А. Стрельниковой и др.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур

Воспитатели, инструктора по физической культуре.

Точечный массаж

Ежедневно в течение дня в любое свободное время, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная со средней группы.

По методике

А.А. Уманской, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.

Воспитатели

Самомассаж («гимнастика маленьких волшебников»)

Ежедневно после дневного сна, начиная со средней группы

По методике В.Т.Кудрявцева

Воспитатели

Оживлялки

Ежедневно после дневного сна, начиная с раннего возраста  

Опыт работы детских садов  г. Стрижевого

Воспитатели

Оздоровительный бег

Ежедневно (в форме утренней гимнастики) со средней группы

По методике

 Ю.Ф. Змановского

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Босохождение

Ежедневно при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий со второй младшей группы, при проведении закаливающих мероприятий  с раннего возраста с учетом групп здоровья.

Проветривание  и обязательная влажная уборка помещения.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Воздушные ванны

Ежедневно при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий со второй младшей группы, при проведении закаливающих мероприятий с раннего возраста

Проветривание  и обязательная влажная уборка помещения.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Полоскание зева

Ежедневно 2 раза в день.

С младшего дошкольного  возраста.

Младший возраст - проточная вода комнатной температуры (2 раза в день – утром, после дневного сна); средний и старший возраст – с использованием травяных, содовых и солевых растворов(2 раза в день – утром, после дневного сна);

Воспитатели

Солнечные ванны

Летний период, все возраста.

С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

Воспитатели

Фиточай

Осень - 10 дней, весна – 10 дней, со второй младшей группы

С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

Воспитатели

Сон без маечек

Ежедневно со среднего дошкольного возраста

Проветривание помещения

Воспитатели

Виброгимнастика

Ежедневно со среднего возраста

По методике А.А.Микулина

Воспитатели

Закаливание

Ежедневно, все возраста

Солевое закаливание - ранний возраст;

контрастное обливание стоп ног – со второй младшей  группы; Контрастное закаливание стоп ног «Ручеек», ходьба по ледяной и снежной дорожке,

обтирание тела водой – со старшей группы.

Воспитатели

Инструктора по физической культуре

Мини «тропа здоровья»

Ежедневно все возраста

Проветривание, влажная уборка помещения

Воспитатели

Инструктора по физической культуре

Ходьба по «тропе здоровья»

Ежедневно в летний период на спортивной площадке.

С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

Инструктора по физической культуре, Воспитатели

Полоскание полости рта

Ежедневно после каждого приема пищи, со второй младшей группы

Вода комнатной температуры

Воспитатели

Чистка зубов

Ежедневно после сна, со  средней группы

Зубная паста и щетка индивидуально на каждого ребенка

Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю: 2 раза подгруппами в спортивном  зале и 1 раз всей группой на воздухе с учетом групп здоровья детей.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Утренняя гимнастика

(в форме оздоровительного бега)

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах . До – 10 градусов на улице в соответствующей одежде и обуви. Со средней  группы.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

Занятия по обучению плаванию

2 раза в неделю по подгруппам. С 1 младшей группы.

Занятия проводятся в соответствии с программой по обучению детей плаванию.

Инструктор по физической культуре (плавание).

Спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, бадминтон, футбол и др.)

 Два раза в месяц в спортивном зале (на площадке), начиная со старшего дошкольного возраста, подгруппами.

По программе

Э.Й. Адашкявичене, «Спортивные игры и упражнения в детском саду»  

Инструктор по физической культуре.

Занятия по здоровому образу жизни

Один раз в неделю в режимных процессах,  в специально-организованной деятельности 1 раз в месяц, начиная со второй младшей группы

Технология Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья»

Воспитатели

Инструктора по физической культуре.

 Физкультурные развлечения

Один раз в месяц   в спортивном и музыкальном залах, в бассейне, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

Подвижные игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.

Инструктора по физической культуре.

Музыкальные руководители,

воспитатели

Кружок «Юный спортсмен» (в рамках программы «Одаренный ребенок»)

Два раза в неделю в спортивном зале. Старший дошкольный возраст.

  Программа «Одаренный ребенок», упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения и т.д.

Инструктор по физической культуре.

Физкультурный досуг

Один раз в месяц на воздухе или в зале (в бассейне) совместно со сверстниками одной группы

Конспекты досуга подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Инструктора по физической культуре.

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде

2-3 раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками  соседнего дошкольного учреждения

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие ребенка

Инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели

Игры-соревнования  

Два  раза в месяц на воздухе или в спортивном зале, в бассейне.

Игры -соревнования подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Инструктора по физической культуре, воспитатели.

Малые зимние и летние олимпийские игры

2 раза в год совместно со сверстниками дошкольного учреждения.

Сценарии игр подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей

Инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели

«Губернаторские состязания»

Один раз в год среди ДОУ города. «Одаренные дети»

Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе

Инструктор по физической культуре.

Коррекционные технологии

Занятия с элементами лечебной физкультуры

2 раза в неделю, начиная со средней группы по медицинским показателям

По специальной методике по показаниям отклонений здоровья.

Инструктора по физической культуре  

Арт- терапия

Сеансы с группой по 10-13 человек в   музыкальном зале и группе. Старший дошкольный возраст

Оздоровление психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО).

Воспитатели

Педагог-психолог

Технология музыкального воздействия

Сеансы с группой по 10-13 человек во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст.

Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов), звуки природы и т.д..

Музыкальные руководитель

Сказкотерапия

Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс.

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Психогимнастика

 Ежедневно начиная со  II младшей группы.

Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И.Чистяковой

Педагог-психолог, воспитатели,

Инструктора по физической культуре  

Артикуляционная гимнастика

Два раза в  день в первой и второй половине дня,   в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста

Цель- фонематическая грамотная речь без движений

Воспитатели

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Логоритмическая гимнастика

 Ежедневно начиная со II младшей группы    

Развитие речи

Учитель-логопед Воспитатели

 

Учитель-дефектолог

Технология коррекции поведения

Ежедневно  в течение дня начиная  с раннего возраста

Программы «Познай себя», «Давай познакомимся»

Воспитатели, педагог-психолог

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

1 раз в квартал начиная со среднего возраста

По желанию родителей, воспитателей и детей

Воспитатели, родители,

инструктора по физической культуре  

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия ДОУ  

1 раз в квартал начиная со среднего возраста

Во время подготовки проведения физкультурных досугов праздников, неделей здоровья, туристических походов, посещение открытых занятий.

Воспитатели, родители

инструктора по физической культуре  

Дополнительные платные образовательные услуги

Кружок «Золотая рыбка» (плавание)

2 раза в неделю 8  детей    в бассейне.

Занятия проводятся  с  учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

Инструктор по физической культуре (плавание)

Танцевально-ритмические движения (хореорграфия – танцевальная группа «Лейсан»)

2 раза в неделю  8 детей  в группе. Музыкальный зал.

Развитие пластичности, гибкости, ритмичности движений и т.д.

Музыкальный руководитель

Формы и методы здоровьесберегающих технологий   зависят от следующих условий:

  • точное определение «дозы» программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей, то есть запрограммировать определенный результат обучения.
  • умение трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с учетом возраста.
  • выбор методов обучения (наглядные, словесные, практические, игровые, творческие задания) в зависимости от этапа обучения того или иного движения,
  •  выбор наиболее оптимальных пособий, места, типа и формы занятия;
  • создание условий для многократного повторения движений;
  • обеспечение оценки двигательных умений детей (в младших группах – общая похвала, в старших – более детальная: общая, дифференцированная и индивидуальная)        Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
  • В младшем дошкольном возрасте они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать со спортивным оборудованием, обучить прием элементарной личной безопасности.
  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего, выносливость, силу.)
  • В старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

 В детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий (Приложение 5).

           Большое оздоровительное и воспитательное значение имеет занятия по обучению детей плаванию, которые особенно важны для детей, проживающих в  северных условиях, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены. Обучение детей плаванию является эффективным средством оздоровления детей, профилактики и лечения  нарушений осанки, оказывают благотворный, закаливающий эффект.  http://www.baby-news.net/images/paint/4136.gif

   

     В соответствии с этими основными положениями система оздоровительной работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния физического развития ребенка;
  • участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов физического развития;
  • целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального и полноценного сбалансированного питания, закаливания оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое и  психическое  развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • ознакомление с оздоровительными, профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.

     Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:  

совместные физкультурные досуги, праздники;

  • активное участие в организации Дней здоровья;
  • туристические походы на Комсомольское озеро;
  • День открытых дверей (открытые просмотры физкультурных занятий, закаливающих процедур и т.д.)
  •  родительские собрания, конференции, семинары по вопросам оздоровления детей;
  • круглые столы;
  • презентация опыта родителей по вопросам оздоровления детей;
  • деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций по видеосьемкам , решением педагогических кроссвордов ит. д.
  • устные журналы  и дискуссии с участием психолога, медиков, инструкторов по физической культуре, а также родителей с опытом семейного воспитания и т.д..

       Результативность оздоровительной работы  с родителями в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей. Общение, как известно, процесс двусторонний ,и в нем заинтересованы все участники образовательного процесс. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения родителей, детей, педагогов. В каждой семье есть газеты, книги, телевизор,  поэтому становится ясным,  что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи информации.

     Поэтому при общении с родителями необходимо обращать внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений ,динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии присутствуют не более 4-5 семей) способствует активному, заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.  

Литература

1.   Ю.Ф. Змановский «Воспитываем детей здоровыми» - М.: Медицина, 1989г.  

2.   В.Г. Алямовская  «Как воспитать здорового ребенка» М., 1993г.

3. В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления - М.: ЛИНКА - ПРЕСС,    2000г.

4.   В.Г. Алямовская  «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами   физического воспитания»: Н.: НГПУ. 1998г.

5.   Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам» (младший, средний возраст)

     – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.

6.   Л.Ю. Кострыкина, О.Г. Рыкова, Т.Г. Корнилова «Малыши, физкульт – привет!» - М.:    

       Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.

7.   Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова «Физическое развитие». Игры и занятия с детьми  раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.

8.   О.В. Козырева «Если ребенок часто болеет» М.: Просвещение, 2003г.

9.    М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»  - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

10.  Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду» - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.

11. М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». Пособие для медработников и воспитателей, - М.: 2003г.

12. Т.Л. Богин «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2005г.

13.  З.И. Береснева «Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

14.  В.А. Доскин, Л.Г. Голубева «Растем зоровыми». Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002г.

15. В.А. Дергунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников». – М.: Педагогическое общество России, 2005г.

16.  О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников». – М.: Просвещение, 2003г.

17.  Е.М. Мастюкова «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития». Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002г.

18.  Т.А Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

19.  Н.Ф. Дик, Е.В. Шердева «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников». – Ростов н\Д: Феникс, 2005г.

20.  С.А. Галаванов «Игры, которые лечат». – М.: ТЦ Сфера, 2003г.

21.  С.Е. Шукшина «Я и мое тело» - М.: 2004г.

22.  О.В. Хухлаева  «Лабиринт души: Терапевтические сказки»

23.  Т.В. Нестерюк «Игровой самомассаж». – М.: Издательство «Книголюб», 2007г.

 24.  И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками». – М.:

       Издательство «Книголюб», 2007г.

25.  А.И. Копытин «Основы арт-терапии» - М.: 2005г.

26.  В.Е. Дружинин «Психическое здоровье». – М.: ТЦ Сфера, 2002г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы оздоровления детей: «Здоровый ребенок»

Программа содержит в себе методические рекомендации М.Д. Маханевой по организации физкультурных занятий, проводимых в спортивном зале /описание составлено по каждому занятию для детей всех дошкол...

Программа оздоровления детей «В здоровом теле - здоровый дух»

 Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпо...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год

           В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но...

Программа оздоровления детей раннего возраста "Расти здоровым, малыш!"

Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития...

Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.

Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год

ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ  на 2022-2024 учебный год...