ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
рабочая программа на тему
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
Оздоровительные задачи:
- совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- стремление к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре, широко используя природные факторы закаливания;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ;
Образовательные задачи:
- Формирование и развитие осознанности у дошкольников двигательных умений и навыков;
- развитие и стимулирование физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость и др.) у детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;
- формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни);
- развитие психических процессов,
- обеспечение безопасности в двигательной активности детей.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений;
- умение организовать знакомые подвижные игры самостоятельно (для старших групп) и под руководством педагога (в младших группах);
- воспитание нравственно-волевых качеств (смелость, настойчивость, инициатива выдержка, честность дружелюбие, взаимовыручка, взаимопонимание, скромность чувство собственного достоинства);
- формирование культуры чувств, эстетического отношения к выполнению физических упражнений;
- воспитание гигиенических навыков: привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю при подготовке к проведению физических упражнений – подготовка оборудования, наведение порядка и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mdou_zdorovyy_malysh.doc | 701.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №40
Дошкольное отделение «Сорочата»
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
г. Нижневартовск
2009г.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
Оздоровительные задачи:
- совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- стремление к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре, широко используя природные факторы закаливания;
- сохранение физического и психического здоровья детей;
- активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ;
Образовательные задачи:
- Формирование и развитие осознанности у дошкольников двигательных умений и навыков;
- развитие и стимулирование физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость и др.) у детей дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;
- формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни);
- развитие психических процессов,
- обеспечение безопасности в двигательной активности детей.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений;
- умение организовать знакомые подвижные игры самостоятельно (для старших групп) и под руководством педагога (в младших группах);
- воспитание нравственно-волевых качеств (смелость, настойчивость, инициатива выдержка, честность дружелюбие, взаимовыручка, взаимопонимание, скромность чувство собственного достоинства);
- формирование культуры чувств, эстетического отношения к выполнению физических упражнений;
- воспитание гигиенических навыков: привычки к самообслуживанию, помощи воспитателю при подготовке к проведению физических упражнений – подготовка оборудования, наведение порядка и др.
Ожидаемые результаты:
- повышение иммунитета детей;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- ежегодное повышение индекса здоровья на 0,5 %;
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни развитие физических способностей и качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями;
- разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т.д.);
- повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по проблеме оздоровления детей;
- внедрение новых, современных инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесберегающей педагогики;
- осознание педагогами, родителями и детьми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- овладение навыками самооздоровления.
Раздел 2. Принципы реализации программы
2.1. Нормативно-правовое обеспечение программы оздоровления детей
«Здоровый малыш»
Под физическим воспитанием понимаем управляемое и закономерное изменение компонентов образовательного процесса (целей, задач, содержания, методов, форм организации, системы управления), приводящее к повышению качества образования. Способом и средством организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения является инновационный процесс.
Под инновацией мы понимаем освоение, использование и распространение новшеств. Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Традиции и инновации ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций.
В данном контексте нормативно-правовое обеспечение дошкольного учреждения является традицией и содержит обязательные документы, представляющие государственное учреждение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида
- Свидетельство о государственной аккредитации;
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии;
- Программа развития дошкольного образовательного учреждения
- Образовательная программа дошкольного учреждения
- Локальные акты дошкольного учреждения
Программа оздоровления детей «Здоровый малыш» дошкольного отделения в инновационно - экспериментальном режиме предполагает наличие проекта «Растем здоровыми», в котором подробно прописана актуальность, в рамках концепции дошкольного учреждения, с описанием основных этапов содержательной реализации как в образовательном, так и в социокультурном направлении.
Основополагающими документами по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении являются:
Закон РФ «Об образовании» ст.32
- п. 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса …. и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
- п.2. 7 К компетенции образовательного учреждения относится: разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов и дисциплин.
Одной из основных задач дошкольного отделения учреждения является охрана жизни и укрепления здоровья детей.
- Дошкольное отделение самостоятельно в выборе программы, рекомендованных государственными органами управления образованием,… а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Устав МСОШ №40 ДО «Сорочата»
- Основная задача учреждения: охрана жизни и укрепление здоровья детей
- Виды деятельности учреждения:
- реализация программы оздоровления детей.
- Программы и технологии обучения и воспитания, методы и организация учебно-воспитательного процесса должны соответствовать возрастным и психофизическим возможностям детей. Количество и время занятий определяются в соответствии с правилами нормативами СанПиНа.
Раздел 3. Основные концептуальные подходы
к организации оздоровительной работы дошкольного учреждения
3.1 Средства развития двигательной активности дошкольников
Двигательная активность – естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является условием их полноценного развития.
В дошкольном возрасте характерна высокая потребность в двигательной активности. Поэтому необходимо, с одной стороны, использовать любой режимный момент для развития двигательной активности детей, с другой стороны, руководя разнообразной двигательной деятельностью детей, следует заботиться о гармоничном развитии личности, созданию условий для развития физических качеств и способностей ребенка.
Рассматривая особенности двигательной активности детей дошкольного возраста можно отметить основные закономерности ее развития:
- Нарастание всех основных показателей двигательной активности:
- повышение уровня физического развития;
- возрастание функциональных возможностей организма;
- обогащение двигательного опыта детей.
2. Различие показателей двигательной активности детей:
- мальчики по сравнению с девочками, более подвижны, в самостоятельной деятельности;
3. Сезонные колебания двигательной активности детей:
- повышение двигательной активности в весенне-летний период;
- снижение двигательной активности в осенне-зимний период.
4. Суточные колебания двигательной активности детей.
Двигательная активность детей дошкольного возраста распределяется в течение дня неравномерно. Изменение двигательной активности в течение дня обусловлено не только биологическими факторами, но и режим дня в детском саду.
Периоды подъема двигательной активности:
- дневной с 10.00. до 12.00.,
- вечерний с 16.00. до 18.30.
- Недельная динамика двигательной активности детей.
Изменяется по дням, увеличивается от вторника к четвергу и, падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и снижением их активности.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится в соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности детей, где используются соответствующие методы и приемы обеспечения результативности оздоровительных мероприятий.
Для более эффективного усвоения программного содержания оздоровительных мероприятий с детьми используются различные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В педагогическом процессе детского сада используются различные формы работы здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Взбадривающая гимнастика | После дневного сна в постелях каждый день в сочетании с воздушными ваннами и корригирующей гимнастикой, старшая и подготовительная к школе группы | «Техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта | Воспитатель |
Ритмопластика | Один раз в месяц в спортивном зале начиная со средней группы. Один раз в месяц в музыкальном зале во второй половине дня со средней группы. | По программе И. Бурениной. | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. |
«Час» двигательного творчества | Проводится во второй половине дня в спортивном зале. Средняя, старшая, подготовительная группы. | Самостоятельный выбор детьми вида двигательной деятельности, спортивного инвентаря, партнера и т.д. Самостоятельная двигательная активность детей при активном участии воспитателя. | Воспитатели |
Динамический «час» | Проводится на дневной прогулке в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. | Структура динамического часа: 1.Оздоровительная разминка в игровой форме, использование различных видов ходьбы, бега, прыжков, имитационных движений, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. 2. Оздоровительно- развивающая – тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. | Воспитатели |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей, начиная со 2 младшей группы | Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, и гимнастику для глаз. | Воспитатели |
Подвижные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. | Инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели. |
Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Все возрастные группы. | Комплексы физкультминуток | Воспитатели, музыкальные руководители |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время прогулок, в группе Средняя, старшая, подготовительная к школе группы. | Движение подбирается детям индивидуально, с учетом физической подготовленности. | Воспитатели |
Прогулки- походы на Комсомольское озеро (пешие, лыжные). | 3 раза в год, во время отведенное для физкультурного занятия. Старший дошкольный возраст. | По заранее подготовленному плану- конспекту, с использованием игр и упражнений. | Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Все возрастные группы. | Самостоятельный выбор детьми вида двигательной активности. | Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. | Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. | Воспитатели |
Дорожки здоровья (коррегирующие дорожки) | После утренней гимнастики, после сна, вся группа ежедневно, начиная с раннего возраста. | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. | Воспитатели, инструктора по физической культуре. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. | Воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. | По методике К. Бутейко, А. Стрельниковой и др. Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур | Воспитатели, инструктора по физической культуре. |
Точечный массаж | Ежедневно в течение дня в любое свободное время, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная со средней группы. | По методике А.А. Уманской, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность. | Воспитатели |
Самомассаж («гимнастика маленьких волшебников») | Ежедневно после дневного сна, начиная со средней группы | По методике В.Т.Кудрявцева | Воспитатели |
Оживлялки | Ежедневно после дневного сна, начиная с раннего возраста | Опыт работы детских садов г. Стрижевого | Воспитатели |
Оздоровительный бег | Ежедневно (в форме утренней гимнастики) со средней группы | По методике Ю.Ф. Змановского | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
Босохождение | Ежедневно при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий со второй младшей группы, при проведении закаливающих мероприятий с раннего возраста с учетом групп здоровья. | Проветривание и обязательная влажная уборка помещения. | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Воздушные ванны | Ежедневно при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий со второй младшей группы, при проведении закаливающих мероприятий с раннего возраста | Проветривание и обязательная влажная уборка помещения. | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Полоскание зева | Ежедневно 2 раза в день. С младшего дошкольного возраста. | Младший возраст - проточная вода комнатной температуры (2 раза в день – утром, после дневного сна); средний и старший возраст – с использованием травяных, содовых и солевых растворов(2 раза в день – утром, после дневного сна); | Воспитатели |
Солнечные ванны | Летний период, все возраста. | С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. | Воспитатели |
Фиточай | Осень - 10 дней, весна – 10 дней, со второй младшей группы | С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. | Воспитатели |
Сон без маечек | Ежедневно со среднего дошкольного возраста | Проветривание помещения | Воспитатели |
Виброгимнастика | Ежедневно со среднего возраста | По методике А.А.Микулина | Воспитатели |
Закаливание | Ежедневно, все возраста | Солевое закаливание - ранний возраст; контрастное обливание стоп ног – со второй младшей группы; Контрастное закаливание стоп ног «Ручеек», ходьба по ледяной и снежной дорожке, обтирание тела водой – со старшей группы. | Воспитатели Инструктора по физической культуре |
Мини «тропа здоровья» | Ежедневно все возраста | Проветривание, влажная уборка помещения | Воспитатели Инструктора по физической культуре |
Ходьба по «тропе здоровья» | Ежедневно в летний период на спортивной площадке. | С учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. | Инструктора по физической культуре, Воспитатели |
Полоскание полости рта | Ежедневно после каждого приема пищи, со второй младшей группы | Вода комнатной температуры | Воспитатели |
Чистка зубов | Ежедневно после сна, со средней группы | Зубная паста и щетка индивидуально на каждого ребенка | Воспитатели |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю: 2 раза подгруппами в спортивном зале и 1 раз всей группой на воздухе с учетом групп здоровья детей. | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Инструктор по физической культуре, воспитатели |
Утренняя гимнастика (в форме оздоровительного бега) | Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах . До – 10 градусов на улице в соответствующей одежде и обуви. Со средней группы. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Воспитатели, инструктор по физической культуре. |
Занятия по обучению плаванию | 2 раза в неделю по подгруппам. С 1 младшей группы. | Занятия проводятся в соответствии с программой по обучению детей плаванию. | Инструктор по физической культуре (плавание). |
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, бадминтон, футбол и др.) | Два раза в месяц в спортивном зале (на площадке), начиная со старшего дошкольного возраста, подгруппами. | По программе Э.Й. Адашкявичене, «Спортивные игры и упражнения в детском саду» | Инструктор по физической культуре. |
Занятия по здоровому образу жизни | Один раз в неделю в режимных процессах, в специально-организованной деятельности 1 раз в месяц, начиная со второй младшей группы | Технология Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья» | Воспитатели Инструктора по физической культуре. |
Физкультурные развлечения | Один раз в месяц в спортивном и музыкальном залах, в бассейне, на прогулке, начиная со второй младшей группы. | Подвижные игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. | Инструктора по физической культуре. Музыкальные руководители, воспитатели |
Кружок «Юный спортсмен» (в рамках программы «Одаренный ребенок») | Два раза в неделю в спортивном зале. Старший дошкольный возраст. | Программа «Одаренный ребенок», упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения и т.д. | Инструктор по физической культуре. |
Физкультурный досуг | Один раз в месяц на воздухе или в зале (в бассейне) совместно со сверстниками одной группы | Конспекты досуга подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Инструктора по физической культуре. |
Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде | 2-3 раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие ребенка | Инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели |
Игры-соревнования | Два раза в месяц на воздухе или в спортивном зале, в бассейне. | Игры -соревнования подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Инструктора по физической культуре, воспитатели. |
Малые зимние и летние олимпийские игры | 2 раза в год совместно со сверстниками дошкольного учреждения. | Сценарии игр подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей | Инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатели |
«Губернаторские состязания» | Один раз в год среди ДОУ города. «Одаренные дети» | Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе | Инструктор по физической культуре. |
Коррекционные технологии | |||
Занятия с элементами лечебной физкультуры | 2 раза в неделю, начиная со средней группы по медицинским показателям | По специальной методике по показаниям отклонений здоровья. | Инструктора по физической культуре |
Арт- терапия | Сеансы с группой по 10-13 человек в музыкальном зале и группе. Старший дошкольный возраст | Оздоровление психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). | Воспитатели Педагог-психолог |
Технология музыкального воздействия | Сеансы с группой по 10-13 человек во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст. | Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов), звуки природы и т.д.. | Музыкальные руководитель |
Сказкотерапия | Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста | Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. | Воспитатели групп Педагог-психолог |
Психогимнастика | Ежедневно начиная со II младшей группы. | Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И.Чистяковой | Педагог-психолог, воспитатели, Инструктора по физической культуре |
Артикуляционная гимнастика | Два раза в день в первой и второй половине дня, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста | Цель- фонематическая грамотная речь без движений | Воспитатели Учитель-логопед Учитель-дефектолог |
Логоритмическая гимнастика | Ежедневно начиная со II младшей группы | Развитие речи | Учитель-логопед Воспитатели
Учитель-дефектолог |
Технология коррекции поведения | Ежедневно в течение дня начиная с раннего возраста | Программы «Познай себя», «Давай познакомимся» | Воспитатели, педагог-психолог |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | |||
Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ | 1 раз в квартал начиная со среднего возраста | По желанию родителей, воспитателей и детей | Воспитатели, родители, инструктора по физической культуре |
Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия ДОУ | 1 раз в квартал начиная со среднего возраста | Во время подготовки проведения физкультурных досугов праздников, неделей здоровья, туристических походов, посещение открытых занятий. | Воспитатели, родители инструктора по физической культуре |
Дополнительные платные образовательные услуги | |||
Кружок «Золотая рыбка» (плавание) | 2 раза в неделю 8 детей в бассейне. | Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. | Инструктор по физической культуре (плавание) |
Танцевально-ритмические движения (хореорграфия – танцевальная группа «Лейсан») | 2 раза в неделю 8 детей в группе. Музыкальный зал. | Развитие пластичности, гибкости, ритмичности движений и т.д. | Музыкальный руководитель |
Формы и методы здоровьесберегающих технологий зависят от следующих условий:
- точное определение «дозы» программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей, то есть запрограммировать определенный результат обучения.
- умение трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка, поставив ее интересно, четко, конкретно, с учетом возраста.
- выбор методов обучения (наглядные, словесные, практические, игровые, творческие задания) в зависимости от этапа обучения того или иного движения,
- выбор наиболее оптимальных пособий, места, типа и формы занятия;
- создание условий для многократного повторения движений;
- обеспечение оценки двигательных умений детей (в младших группах – общая похвала, в старших – более детальная: общая, дифференцированная и индивидуальная) Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- В младшем дошкольном возрасте они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать со спортивным оборудованием, обучить прием элементарной личной безопасности.
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего, выносливость, силу.)
- В старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
В детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий (Приложение 5).
Большое оздоровительное и воспитательное значение имеет занятия по обучению детей плаванию, которые особенно важны для детей, проживающих в северных условиях, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены. Обучение детей плаванию является эффективным средством оздоровления детей, профилактики и лечения нарушений осанки, оказывают благотворный, закаливающий эффект.
В соответствии с этими основными положениями система оздоровительной работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния физического развития ребенка;
- участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов физического развития;
- целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального и полноценного сбалансированного питания, закаливания оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое и психическое развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
- ознакомление с оздоровительными, профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.
Наиболее эффективными формами работы с родителями являются:
совместные физкультурные досуги, праздники;
- активное участие в организации Дней здоровья;
- туристические походы на Комсомольское озеро;
- День открытых дверей (открытые просмотры физкультурных занятий, закаливающих процедур и т.д.)
- родительские собрания, конференции, семинары по вопросам оздоровления детей;
- круглые столы;
- презентация опыта родителей по вопросам оздоровления детей;
- деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций по видеосьемкам , решением педагогических кроссвордов ит. д.
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструкторов по физической культуре, а также родителей с опытом семейного воспитания и т.д..
Результативность оздоровительной работы с родителями в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей. Общение, как известно, процесс двусторонний ,и в нем заинтересованы все участники образовательного процесс. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения родителей, детей, педагогов. В каждой семье есть газеты, книги, телевизор, поэтому становится ясным, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи информации.
Поэтому при общении с родителями необходимо обращать внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений ,динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии присутствуют не более 4-5 семей) способствует активному, заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.
Литература
1. Ю.Ф. Змановский «Воспитываем детей здоровыми» - М.: Медицина, 1989г.
2. В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» М., 1993г.
3. В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000г.
4. В.Г. Алямовская «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»: Н.: НГПУ. 1998г.
5. Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам» (младший, средний возраст)
– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.
6. Л.Ю. Кострыкина, О.Г. Рыкова, Т.Г. Корнилова «Малыши, физкульт – привет!» - М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
7. Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова «Физическое развитие». Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
8. О.В. Козырева «Если ребенок часто болеет» М.: Просвещение, 2003г.
9. М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим» - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
10. Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду» - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.
11. М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». Пособие для медработников и воспитателей, - М.: 2003г.
12. Т.Л. Богин «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез,2005г.
13. З.И. Береснева «Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
14. В.А. Доскин, Л.Г. Голубева «Растем зоровыми». Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002г.
15. В.А. Дергунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников». – М.: Педагогическое общество России, 2005г.
16. О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников». – М.: Просвещение, 2003г.
17. Е.М. Мастюкова «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития». Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002г.
18. Т.А Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
19. Н.Ф. Дик, Е.В. Шердева «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников». – Ростов н\Д: Феникс, 2005г.
20. С.А. Галаванов «Игры, которые лечат». – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
21. С.Е. Шукшина «Я и мое тело» - М.: 2004г.
22. О.В. Хухлаева «Лабиринт души: Терапевтические сказки»
23. Т.В. Нестерюк «Игровой самомассаж». – М.: Издательство «Книголюб», 2007г.
24. И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками». – М.:
Издательство «Книголюб», 2007г.
25. А.И. Копытин «Основы арт-терапии» - М.: 2005г.
26. В.Е. Дружинин «Психическое здоровье». – М.: ТЦ Сфера, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы оздоровления детей: «Здоровый ребенок»
Программа содержит в себе методические рекомендации М.Д. Маханевой по организации физкультурных занятий, проводимых в спортивном зале /описание составлено по каждому занятию для детей всех дошкол...
Программа оздоровления детей «В здоровом теле - здоровый дух»
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпо...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...
Программа оздоровления детей раннего возраста "Расти здоровым, малыш!"
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития...
Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.
Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год
ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год...