ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год
методическая разработка
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения, 60% детей в возрасте от 3 до 8 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только 105 детей приходят в школу совершенно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном учреждении самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех ее членов , и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение , где ребенок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуальном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovyy_doshkolnik.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. Вязьмы Смоленской области
Принята на заседании педагогического совета МБДОУ детского сада № 1 г. Вязьмы Смоленской области протокол № 1 от 30.08.2018 | Согласовано с Советом родителей (законных представителей) воспитанников, протокол № 1 от 30.08.2018 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ д/с № 1г. Вязьмы Смоленской области от 01.09.2018 №83/03-03 |
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
программа оздоровления детей в ДОУ
на 2018-2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1.1.Пояснительная записка. Общие положения
1.2.Деятельность ДОУ осуществляется на основе документов
1.3.Принципы программы
1.4.Подходы к реализации программы
1.5.Значимые характеристики
1.6.Задачи программы
1.7.Особенности программы
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основные направления программы
2.2.Напрравление и содержание воспитательно-образовательной деятельности
2.3.Прооектирование и планирование текущей педагогической деятельности.
2.4.Обеспечение реализации основных направлений программы
2.5.Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение
2.6.Формы и методы оздоровления детей
2.7.Здоровьесберегающие педагогические технологии
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
3.2.. Программа обследования детей
3.3..Модель психодиагностической работы педагога-психолога и воспитателя для повышения эффективности коррекционной работы
3.4.Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в образовательную работу ДОУ
3.5.Модель работы воспитателя с родителями
4.Литература
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка. Общие положения.
1.1. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения, 60% детей в возрасте от 3 до 8 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только 105 детей приходят в школу совершенно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном учреждении самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех ее членов , и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение , где ребенок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуальном подходе.
1.2.Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
6. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140
7. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 г. Вязьмы Смоленской области
1.3. Назначение программы
- определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования;
- способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОУ;
- служит основой для разработки и совершенствования технологии управления образовательным процессом;
- является основанием для оценки качества реализации образовательных услуг;
- способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения.
Основой для разработки образовательной программы ДОУ (далее - Программа) стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее-ФГОС ДО). В соответствии с его требованиями программа включает целевой, содержательный и организационный разделы, в каждом из которых отражены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа разработана творческой группы ДОУ и утверждена МБДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
При разработке Программы, в соответствии с ФГОС ДО ДОУ определяет в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности предельную наполняемость групп.
1.4. Принципы формирования Программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Чтобы отвечать принципу системности, образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий , направленных на укрепление здоровья , научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению дошкольников и себя.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки , гарантия положительного результата труда независимо от возрасти уровня физического развития детей.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
1.5..Подходы к реализации Программы
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования
- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие с учётом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
1.6.Значимые характеристики
Основные участники реализации образовательной программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.
Приоритетное направление выбрано исходя из:
- заказа родителей;
- потребностей детей;
- условий (развивающая среда, наличие специалистов).
В основе нашей деятельности лежит программа, разработанная на основе программы Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник», парциальная «Программа двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» В.Т.Кудрявцева.
Технологий:
-Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста М.,1988;
-Антонов А.О. «Здоровый дошкольник» – социально-оздоровительная технология 21 века М.,2000;
В детском саду созданы следующие условия для реализации поставленных задач:
физкультурный зал, физкультурные уголки в групповых комнатах, музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, в которых частично созданы условия предметно-развивающей среды физкультурно- оздоровительного направления.
В учреждении работают специалисты: врач (на 0.5 ставки), медсестра, инструктор по физкультуре, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.
1.7.Цель и задачи программы, особенности работы:
Комплексно-целевая программа «Здоровье» направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья;
- подведение дошкольников к пониманию целостности человеческого организма, единству духовного и физического;
- закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья изученными способами;
- обеспечение условий для охраны психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводится с использованием принципов здоровьесберегающей педагогики и здоровьесберегающих технологий. Это означает, что действия коллектива направлены на формирование такой образовательной системы, которая основывается :
-разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;
-создании саморазвивающейся среды со здоровьесберегающими функциями (благодаря тесному сотрудничеству педагога-психолога, учителя-логопеда, медиков и родителей);
-формирование единого здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.
Задачи программы:
- заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
- формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, личностные качества;
- развивать интересы и потребности, создавать условия для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной;
- создавать условия для налаживания взаимоотношений детей и взрослых, формировать благоприятный психологический микроклимат в группе;
- для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечить физическую и психическую готовность к общению и обучению в школе.
1.8.Особенности программы:
Физическое воспитание с приоритетом физкультурно-оздоровительной работы характеризуется следующими особенностями:
- в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов, заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;
- полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;
- создание благоприятных возможностей для эффективного сочетания всех основных средств и форм физического воспитания и интеграции его с основными линиями детского развития (умственным, социальным, коммуникативным, художественно- эстетическим);
- использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада.
Отличительная особенность программы – нацеленность на формирование осмысленного отношения дошкольников к собственному телу, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценность. Обучение умению расслабляться, охранять органы зрения и дыхания и т.д.
11.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа предполагает проведение 1-2 занятий в неделю в первую и во вторую половину дня в образовательной и в совместной деятельности с детьми. Продолжительность образовательной деятельности: 10-15 минут - младшие группы, 15-20 – средние группы, 20- 25 минут - старшие группы, 30 минут - подготовительные группы.
Общее количество организованной образовательной деятельности — 31-62 занятий.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: октябрь - апрель.
Программа составлена по образовательной области «Физическое развитие» с интеграцией различных видов деятельности: речевой, игровой, музыкальной, познавательной, художественно-эстетической.
2.2.Основные направления программы.
Профилактическое.
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2.Выполнение санитарно-гигиенического режима.
3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
4..Проведение социальных, санитарных, специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное.
1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2.Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; объективных и субъективных критериев здоровья с помощью мониторинга;
3.Составлнеие индивидуальных планов оздоровления групп;
4.Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
5.Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.
Лечебное.
1.Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
2.Оказание первой доврачебной помощи;
3.Осуществление профилактических мероприятий по оздоровлению детей.
2.3.Направление и содержание воспитательно-образовательной деятельности:
На основе сочетания комплексных и парциальных программ и выбора технологий определяется специфика их реализации.
Расширено содержание работы по охране и укреплению жизни и здоровья детей, усилена самостоятельная двигательная активность детей, проводится работа по развитию основных мышц и формированию физических качеств ребенка, способности к двигательному творчеству, импровизации.
Данные задачи решаются в процессе организованных форм детской активности и самостоятельной деятельности детей в воздушной, закрытой, открытой, природной сферах организации их жизнедеятельности. Основная форма - организованные виды деятельности. При проведении физкультурных занятий активно используются разные способы организации двигательной активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В занятия включены элементы психогимнастики и изучение способов жизнедеятельности. Наряду с физкультурными занятиями - проводятся занятия аэробикой в кружке дополнительного образования.
Реализация программы осуществляется на основе ведущей (игровой) деятельности детей, что соответствует также интересам дошкольников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности, обеспечивающие смену статических и динамических поз.
Особое внимание в процессе организации самостоятельной и досуговой деятельности уделяется использованию здоровьесберегающих технологий.
В детском саду имеется паспорт здоровья на каждого воспитанника, регулярно проводится витаминизация и закаливание, курс профилактики гриппа и ОРЗ, мониторинг физической подготовленности, занятия с учетом группы здоровья, которые осуществляются по индивидуальному плану.
2.4.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности
Режим дня:
Особое внимание уделяется:
- соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются;
- организации гибкого режима посещения детьми обычных групп;
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Периодичность | ||||||||||
Базовый вид деятельности |
| |||||||||
Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||
Гигиенические процедуры | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Дежурства | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Прогулки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Самостоятельная деятельность детей | ||||||||||
Игра | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||||
Самостоятельная деятельность детей в центрах(уголках) развития | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
2.5. Обеспечение реализации основных направлений программы.
Техническое и кадровое обеспечение | |||
№п-п | Основные мероприятия | Организаторы и исполнители | Этапы и сроки |
1. | Пополнение среды нестандартным оборудованием: - объемными модулями - тренажеры для развития глазомера - оборудование для лазания, прыжков, метания и др. | Инструктор по физкультуре Завхоз | По мере поступления денежных средств |
2. | Предоставление дополнительных услуг:- кружок ритмической гимнастики | Зам.зав. по ВМР специалисты | 2018 -2019 |
3. | Открытие клуба Здоровья для сотрудников ДОУ |
Инструктор по физкультуре | |
4. | Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ). | Педагоги | постоянно |
2.6.Организационно-методическое и психолого- педагогическое обеспечение
№п-п | Основные мероприятия | Организаторы и исполнители | Этапы и сроки |
1. | Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим развитием детей. | Заведующая, зам.зав. по ВМР, старшая медсестра |
постоянно |
2. | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в образовательную деятельность | Зам.зав. по ВМР, педагоги | постоянно |
3. | Поиск, изучение и внедрение эффективных методик и технологий по оздоровлению | Зам.зав. по ВМР, старшая медсестра | постоянно |
4. | Проведение и упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней здоровья, неделей здоровья, гибкий график занятий). | Зам.зав. по ВМР Заведующая | |
5. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей | Воспитатели | постоянно |
6. | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды ДОУ, внедрение новых эффективных моделей | Воспитатели | постоянно |
7. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (беседы, консультации, оказание консультативной помощи, совместная деятельность детей и взрослых) | Воспитатели | постоянно |
8. | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей. | Заведующая, зам.зав.по ВМР, воспитатели | постоянно |
2.7. Формы и методы оздоровления детей
№п-п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | -щадящий режим (адаптационный период) -гибкий режим -организация микроклимата и стиля жизни группы. | Группы всех возрастов |
2. | Физические упражнения | -утренняя гимнастика -физкультурно-оздоровительные занятия - подвижные и динамические игры - профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения) - спортивные игры - занятия в физкультурных кружках - прогулки - гимнастика после сна - пешие прогулки | Группы всех возрастов |
3. | Гигиенические и водные процедуры | - глубокое умывание - мытье рук - игры с водой | Группы всех возрастов |
4. | Световоздушные ванны | - проветривание помещений ( в том числе сквозное) - сон при открытых фрамугах - прогулки на свежем воздухе - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Постоянно, все группы |
5. | Активный отдых | - Дни здоровья - развлечения, праздники - игры-забавы - каникулы | Все группы |
6. | Диетотерапия | - рациональное питание | Все возрастные группы |
7. | Музыкальная терапия | - музыкальное сопровождение режимных моментов - музыкальное оформление фона занятий | Все возрастные группы |
8. | Пропаганда ЗОЖ | - занятия ОБЖ - беседы - консультации - папки-передвижки | Все возрастные группы |
2.7. Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ
Формы работы | Время проведения в режиме дня, возраст детей | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Гимнастика пробуждения | После сна, каждый день. Во всех возрастных группах | Комплексы упражнений подобранные для каждой возрастной группы | Воспит. |
Аэробика | Один раз в неделю, начиная со старшей группы | По программе И.Бурениной | Инструктор по физ-ре |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 мин. по мере утомления детей, начиная со второй мл.группы | Комплексы физминуток могут включать дыхательную гимн-ку, гимн-ку для глаз | Воспит. |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физ. занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы . | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр | Инстр.по физ-ре, муз.руков воспитатели |
Коррекционные технологии | |||
Артикуляцион ная гимнастика | Два раза в неделю в первой и второй половине дня, в муз.зале, физ.зале, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста | Цель - фонематически грамотная речь без движений | Воспит., учитель-логопед, музыкльный ркуководитель |
Пальчиковая гимнастика | С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно | Рекомендуется детям с речевыми проблемами в любой отрезок времени | Воспит. |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста | Проветривание помещений и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур | Воспит. |
Дорожки здоровья | После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии. | Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки. | Воспитат,инструкт. по физ.культ |
Сказкотерапия | Два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста | Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. | Воспитатели. |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю в спортивном и музыкальном зале, на улице, в группе | Занятия проводятся в соответствии с программой | Инструк тор по физ-ре, воспитатель |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в муз. и спортивном залах. Все возрастные группы. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными группами и особенностями детей | Инструктор п физ-ре Воспитатели. |
Занятия по здоровому образу жизни | Один раз в неделю в режимных процессах, как часть занятия и целое занятие по познанию, начиная с младшей группы | Технологии Л.Ф.Тихомировой «Уроки здоровья», «Безопасность» Авдеева | Воспитатели. |
Физкультурные праздники, досуги, | Проводятся 1 раз в квартал в муз. и спортивном залах, на прогулке, в группе, начиная с младшего дошкольного возраста | Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие | Инструкт по физ-ре, муз.рук., воспит. |
Веселые старты | Один раз в месяц во второй половине дня в физкультурном зале или в музыкальном, на прогулке, начиная со второй младшей группы | Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. | Воспитатели. Инструктор по физ-ре |
СМИ (ситуативные малые игры) | Два раза в месяц в группе, в музыкальном и спортивном залах, начиная c младшего дошкольный возраст. | Ролевая подражательная имитационная игра. | Воспитатели. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1.Условия реализации программы ДОУ
- управление реализацией программы;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- постановка инновационной или экспериментальной работы;
- использование различных форм сотрудничества с семьей;
3.2.Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни |
Педагоги | Педагогика сотрудничества | Семья |
Изучение программ, инноваций | Медицинские работники. Оздоровительная работа. | Анкетирование |
Инструктор по физвоспитанию | Медперсонал | Родительское собрание |
Планирование работы с детьми | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Консультативные пункты |
Оборудование предметно-пространственной среды | Воспитанники ДОУ | Совместная работа |
3.3. Модель психодиагностической работы психолога ДОУ
Психологический запрос |
Запрос заинтересованных лиц (педагог, родитель) | Запрос самому себе |
Психологическая проблема |
Беседы с родителями и воспитателями | Сбор информации | Непосредственные наблюдения за ребенком |
Психологический диагноз |
В соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи | Профессионально обоснованное предсказание дальнейшего развития ребенка(прогноз) |
Программа развития и коррекции | ||
Психологическая часть (работа психолога) | Педагогическая часть |
Рекомендации заинтересованным лицам (педагог, родитель) | Работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога |
Коррекционная работа психолога | Работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога |
3.4. Модель взаимодействия педагога-психолога и воспитателя для
повышения эффективности коррекционной работы
Профилактика | Создание условий. Наглядная пропаганда. Чтение психологической литературы. Консультативный диалог. |
Диагностика | Беседы. Тесты, анкеты. Непосредственное наблюдение. |
Коррекция | Советы и рекомендации. Специальные занятия с детьми. Практические занятия, тренинги, игры. |
3.5.Структура внедрения здоровьесберегающих методик, технологий в
образовательную работу ДОУ
I.ВВОДНЫЙ ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1.Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии |
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка | Педагогико-психолого- медицинская оценка эффективности и прогноз результативности |
2.Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки |
II.Основной этап. Практический.
3.Создание условий и оформление необходимого материала |
4.Включение методики в педагогический процесс |
III.Зключительный этап. Аналитический.
5.Анализ результатов использования |
Мониторинг детей | Спецопрос родителей, педагогов |
6.Показ результатов |
Открытые мероприятия | Выступления | Наглядный материал |
7.Выводы и предложения |
3.6. Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
1 этап Ознакомительный |
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение) | Выделение группы риска |
2 этап . Общепрофилактический |
Наглядная агитация ( стенды, памятки, печать) | Встречи со специалистами |
3 этап. Работа с группой риска |
Выявление проблем | Коррекция родительских установок (тренинги, беседы) |
4 этап. Индивидуальная работа |
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания (выступление на радио, в печати) | Консультативная индивидуальная помощь ( по запросам) |
5 этап. Рефлексивный |
Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения) | Дополнительное обсуждение отдельных вопросов |
6 этап. Интегративный | |||
Современные мероприятия ( с привлечением группы риска) | Дискуссия (совместное обсуждение проблем) |
7 этап. Перспективный |
Совместное обсуждение планов на будущее |
3.8.ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1.Состояние физического, психоэмоционального и духовно-нравственного здоровья детей.
2.Качество здравотворческих технологий и программ, реализуемых в ДОУ.
3.Качество физкультурно-оздоровительной, профилактической и лечебно-оздоровительной работы.
4.Уровень кадрового обеспечения, подготовки и качества работы специалистов, реализующих здравотворческие технологии.
5.Материально-техническое оснащение оздоровительных проектов и программ.
6.Особенности и специфика работы с семьей ребенка-дошкольника по внедрению в семейный быт здравотворческой практики.
7.Культурно- просветительская деятельность в социуме по пропаганде здорового образа жизни.
3.9.Показатели здоровья и физического развития выпускника:
- физическое развитие соответствует норме;
- физически подготовлен к продолжению обучения;
- владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;
- хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;
- подвижен и ловок;
- развита мускулатура;
- уверенно владеет ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности;
- сформирована привычка к здоровому образу жизни.
4.Литература:
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2000.
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет..М.,2006.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,2001.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.ю,2004.
Картушина М.Ю Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6,6-7 лет. М.,2005.
Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое пособие. М.,2002.
Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.
Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей.М.,2002.
Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошокльного возраста. СПб., 1998.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.
Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. М.,1999.
Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребловой. М.,2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы оздоровления детей: «Здоровый ребенок»
Программа содержит в себе методические рекомендации М.Д. Маханевой по организации физкультурных занятий, проводимых в спортивном зале /описание составлено по каждому занятию для детей всех дошкол...
Динамика показателей речевого развития детей с ОВЗ за 2018-2022 учебный год
Представлены показатели речевого развития детей групп компенсирующей и комбинированной направленности по итогам коррекционно-развивающей работы...
Программа оздоровления детей «В здоровом теле - здоровый дух»
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпо...
Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.
Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год
ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год...