Программа оздоровления детей раннего возраста "Расти здоровым, малыш!"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rasti_zdorovym_malysh.ppt | 2.47 МБ |
rasti_zdorovym_malysh_doklad.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым малыш!» Павловой П.А., Горбуновой И.В. разработана на основе современных здоровьесберегающих технологий, с учётом особенностей развития детей раннего возраста. Программа принята к реализации на основе проблемного анализа состояния здоровья детей раннего возраста.
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников . Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств и наоборот: доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Цель программы – защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни. Задачи программы: • Способствовать повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка. • Создавать условия для обеспечения психологической безопасности ребенка. • Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности. • Развитие различных видов моторики у детей раннего возраста (общей, мелкой и артикуляционной). • Развитие правильного речевого и неречевого дыхания.
Ожидаемые результаты программы: 1.У детей раннего возраста: • Оптимальное функционирование организма. • Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды. • Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек. • Осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я». • Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду. 2. У педагогов: • Создание таких условий для развития детей, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития. 3. У родителей: • Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Программа включает следующие разделы: система комплексных мероприятий, направленных на сохранение, укрепление, формирование, физического здоровья ребенка; обеспечение психологической безопасности личности; развитие различных видов восприятия у ребенка раннего возраста; организация пространственной предметно-развивающей среды.
Формы организации здоровьесберегающей работы
Программа выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Технологии эстетической направленности Гимнастика пальчиковая Гимнастика дыхательная Гимнастика бодрящая Гимнастика ортопедическая 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие 3. Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия Технологии воздействия цветом
Программа предлагает циклограмму оздоровительных мероприятий в течение дня Название меропрития Содержание и методика Результаты 1 2 3 1. Создание гигиенических условий Проветривание, обеззараживание, аэрация воздуха по графику, влажная уборка, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима Сохранение здоровья 2. Утренний прием Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка дома, осмотр кожных покровов, термометрия. Профилактика заболеваний. Профилактика простудных заболеваний. Натуропатия (повышение сопротивляемости организма) 3. Подготовка к приему пищу Умывание, мытье рук Закаливание 4. Питание Четырехразовое, калорийное, рациональное, сбалансированное, полноценное, разнообразное Рост и развитие организма, повышение адаптивных сил 5. Воспитание полезных привычек Умывание после кормления, высаживание на горшки, мытье рук Закаливание
6. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение Эмоциональный комфорт, двигательная активность, дыхательная гимнастика Физическое развитие 7. Занятия (музыкальное; развитие движений; ознакомление с окружающим и развитие речи; действия с дидактическим материалом и игрушками; со строительным материалом, предметами) – с 1-й подгруппой детей Эмоциональный комфорт, познавательная деятельность, двигательная активность, дыхательная гимнастика Физическое, психическое развитие 8. Массаж (общеукрепляющий) детям 2-ой подгруппы По назначению и под контролем врача Укрепление здоровья 9. Прогулка Одевание в зависимости от погодных условий, наблюдение, игры; физические упражнения, дыхательная гимнастика Повышение адаптивных сил. Всестороннее развитие и воспитание (физическое, психическое, социальное, экологическое, нравственное, эстетическое) 10. Сон Проветривание, обеззараживание воздуха спальной комнаты по графику, подготовка постели, укладывание детей, колыбельная песенка, соблюдение тишины, подъем по мере просыпания Повышение адаптивных сил ребенка. Естественный отдых организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность
11. Закаливающие процедуры Хождение по мокрой дорожке, сухой, ребристой доске, по дорожке «Гофр-1» («Альма») Повышение адаптивных сил. 12. Гимнастика после сна Пробуждение, подготока организма к активной деятельности Укрепление организма 13. Самостоятельная деятельность детей Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность), двигательную активность (подвижные игры, физические упражнения) Физическое, психическое развитие (формирование различных видов восприятия). Сенсорное развитие 14. Подмывание, переодевание По необходимости в течение дня Воспитание основ здорового образа жизни (полезные привычки). Закаливание 15. Уход детей домой Взаимодействие с родителями по проблемам здоровья детей. Повышение правовой, психолого-педагогической культуры родителей Формирование здоровья детей
Обеспечение психологической безопасности личности Психологическая безопасность – состояние, когда адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка при обеспечении успешного психического развития. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности: Трудность засыпания, беспокойный сон; Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла; Беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; Рассеянность, невнимательность; Проявление упрямства; Постоянное сосание соски, пальца или жевание, слишком жадная еда, иногда отмечается стойкое нарушение аппетита; Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников; Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук; Игра половыми органами; Дневное и ночное недержание мочи, которых ранее не наблюдалось.
Общая система психологической защиты 1. Организация режимных моментов, комфортная для психологического состояния детей . 2. Профилактика психоэмоционального состояния средствами физического воспитания: утренней гимнастикой под музыкальное сопровождение, гимнастикой после сна, занятиями по развитию движений, прогулками, закаливающими процедурами. 3. Цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений. 4. Игры с водой. 5. Музыкальная терапия: регулярно проводимые музыкальные паузы, развлечения, игра на детских музыкальных инструментах. 6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы. 7. Контроль за самочувствием и настроением ребенка, своевременная их коррекция. 8. Правильная организация пространственной предметно-развивающей среды.
Развитие различных видов восприятия у ребенка раннего возраста В раннем возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов. Своевременное сенсорное воспитание на раннем возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребенка. Основная задача - формирование различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обоняния) как начальной ступени познания окружающей действительности.
Развитие слуха ребенка Тактильные мешочки «Пальчиковый бассейн» «Волшебный мешочек» Рисование на крупе, песке
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Калинка»
г. Новочебоксарск
«Расти здоровым, малыш!»
Оздоровление детей раннего возраста
Воспитатель: Широкина М. О.
Слайд 2
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3
Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Слайд 4
В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Слайд 5
Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым малыш!» Павловой П.А., Горбуновой И.В. разработана на основе современных здоровьесберегающих технологий, с учётом особенностей развития детей раннего возраста. Программа принята к реализации на основе проблемного анализа состояния здоровья детей раннего возраста.
Слайд 6
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств и наоборот: доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.
Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.
Слайд 7
Цель данной программы – защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.
Задачи программы:
• Способствовать повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
• Создавать условия для обеспечения психологической безопасности ребенка.
• Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
• Развитие различных видов моторики у детей раннего возраста (общей, мелкой и артикуляционной).
• Развитие правильного речевого и неречевого дыхания.
Слайд 8
Ожидаемые результаты программы:
1.У детей раннего возраста:
- Оптимальное функционирование организма.
- Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
- Осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я».
- Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.
2. У педагогов:
- Создание таких условий для развития детей, которые помогут им гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.
3. У родителей:
- Знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Слайд 9
Программа включает следующие разделы:
- система комплексных мероприятий, направленных на сохранение, укрепление, формирование, физического здоровья ребенка;
- обеспечение психологической безопасности личности;
- развитие различных видов восприятия у ребенка раннего возраста;
- организация пространственной предметно-развивающей среды.
Слайд 10
Формы организации
здоровьесберегающей работы
Слайд 11
Программа выделяет следующие виды здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Технологии эстетической направленности
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Гимнастика ортопедическая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Слайд 12
Программа предлагает циклограмму оздоровительных мероприятий в течение дня, в которую включены все те мероприятия, которые мы с вами в своей работе проделываем ежедневно.
Название меропрития | Содержание и методика | Результаты | |
1 | 2 | 3 | |
Слайд 12 | 1. Создание гигиенических условий | Проветривание, обеззараживание, аэрация воздуха по графику, влажная уборка, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима | Сохранение здоровья |
2. Утренний прием | Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка дома, осмотр кожных покровов, термометрия. | Профилактика заболеваний. Профилактика простудных заболеваний. Натуропатия (повышение сопротивляемости организма) | |
3. Подготовка к приему пищу | Умывание, мытье рук | Закаливание | |
4. Питание | Четырехразовое, калорийное, рациональное, сбалансированное, полноценное, разнообразное | Рост и развитие организма, повышение адаптивных сил | |
5. Воспитание полезных привычек | Умывание после кормления, высаживание на горшки, мытье рук | Закаливание | |
Слайд 13 | 6. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение | Эмоциональный комфорт, двигательная активность, дыхательная гимнастика | Физическое развитие |
7. Занятия (музыкальное; развитие движений; ознакомление с окружающим и развитие речи; действия с дидактическим материалом и игрушками; со строительным материалом, предметами) – с 1-й погруппой детей | Эмоциональный комфорт, познавательная деятельность, двигательная активность, дыхательная гимнастика | Физическое, психическое развитие | |
8. Массаж (общеукрепляющий) детям 2-ой подгруппы | По назначению и под контролем врача | Укрепление здоровья | |
9. Прогулка | Одевание в зависимости от погодных условий, наблюдение, игры; физические упражнения, дыхательная гимнастика | Повышение адаптивных сил. Всестороннее развитие и воспитание (физическое, психическое, социальное, экологическое, нравственное, эстетическое) | |
10. Сон | Проветривание, обеззараживание воздуха спальной комнаты по графику, подготовка постели, укладывание детей, колыбельная песенка, соблюдение тишины, подъем по мере просыпания | Повышение адаптивных сил ребенка. Естественный отдых организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность | |
Слайд 14 | 11. Закаливающие процедуры | Хождение по мокрой дорожке, сухой, ребристой доске, по дорожке «Гофр-1» («Альма») | Повышение адаптивных сил. |
12. Гимнастика после сна | Пробуждение, подготока организма к активной деятельности | Укрепление организма | |
13. Самостоятельная деятельность детей | Игра, предметная деятельность, ориентированная на зону ближайшего развития (игровую деятельность), двигательную активность (подвижные игры, физические упражнения) | Физическое, психическое развитие (формирование различных видов восприятия). Сенсорное развитие | |
14. Подмывание, переодевание | По необходимости в течение дня | Воспитание основ здорового образа жизни (полезные привычки). Закаливание | |
15. Уход детей домой | Взаимодействие с родителями по проблемам здоровья детей. Повышение правовой, психолого-педагогической культуры родителей | Формирование здоровья детей |
Слайд 15
Программа дает определение понятию психологическая безопасность как состояние, когда адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка при обеспечении успешного психического развития.
Программа выделяет следующие признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности:
-Трудность засыпания, беспокойный сон;
-Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла;
-Беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность;
-Рассеянность, невнимательность;
-Проявление упрямства;
-Постоянное сосание соски, пальца или жевание, слишком жадная еда, иногда отмечается стойкое нарушение аппетита;
-Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников;
-Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук;
-Игра половыми органами;
-Дневное и ночное недержание мочи, которых ранее не наблюдалось.
Слайд 16
Программа предлагает следующую систему психологической защиты:
1. Организация режимных моментов, комфортная для психологического состояния детей .
2. Профилактика психоэмоционального состояния средствами физического воспитания: утренней гимнастикой под музыкальное сопровождение, гимнастикой после сна, занятиями по развитию движений, прогулками, закаливающими процедурами.
3. Цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений.
4. Игры с водой.
5. Музыкальная терапия: регулярно проводимые музыкальные паузы, развлечения, игра на детских музыкальных инструментах.
6. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
7. Контроль за самочувствием и настроением ребенка, своевременная их коррекция.
8. Правильная организация пространственной предметно-развивающей среды.
Слайд 17
Развитие различных видов восприятия у ребенка раннего возраста
В раннем возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов.
Своевременное сенсорное воспитание на раннем возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребенка.
Основная задача - формирование различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обоняния) как начальной ступени познания окружающей действительности.
Слайд 18
Программа подробно описывает как способствовать развитию того или иного восприятия, предлагает применять в своей работе следующие обучающие пособия.
Слайд 19
Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей – это огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.
Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым, малыш», о которой я рассказала, позволит сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно будет развиваться, а здоровье сохранится и укрепится при условии систематической работы по физическому воспитанию и оздоровлению с применением инновационных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий и создания психоэмоционального и физического комфорта для детей. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ « ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи программы:Оздоровительны...
Программа оздоровления детей «В здоровом теле - здоровый дух»
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпо...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но...
Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.
Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...
Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год
ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2024 учебный год...