Опыт работы"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ"
материал на тему
Описание работы по "Использованию здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchyonnyy_opyt_raboty.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 50»
Обобщенный опыт работы старшего воспитателя МБОУ ЦО №50 Лапшиновой Любови Ивановны
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Обобщен педагогическим Советом
от 30.05.2016 протокол №4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ф.И.О. Лапшинова Любовь Ивановна
Образование: высшее, Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н.Толстого 1992г.
Специальность: дошкольная педагогика и психология
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию
Занимаемая должность: старший воспитатель
Педагогический стаж работы: 35 лет
В должности: 1год 6 месяцев
Выписка из протокола №4
заседания педагогического совета МБОУ ЦО №50
от 30.06.16
Присутствовали: 15 человек
Отсутствовали по увж.причине:3 человека
Повестка дня:
3.Представление опыта работы старшего воспитателя Лапшиновой Л.И. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе»
Решение: Принять опыт работы старшего воспитателя Лапшиновой Л.И. по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе» и рекомендовать его для использования в работе педагогам ДОУ.
Председатель: Игнатова Л.Е.
Секретарь Алимова М.Н.
РЕЦЕНЗИЯ
на обобщённый опыт работы старшего воспитателя МБОУ ЦО №50
Лапшиновой Любови Ивановны
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе
Опыт работы Лапшиновой Любови Ивановны направлен на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, через развитие двигательных способностей, внедрение в практику занятий и досугов нетрадиционных методов и приёмов, направленных на потребность движения и развития физических качеств, через укрепление здоровья детей средствами физической культуры, профилактическими мероприятиями по устранению недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды, способствовать сохранению положительного и психоэмоционального состояния детей, через развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, анатомии и физиологии.
Педагогический модуль реализует в себе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Данный опыт реализуется в рамках НОД, режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности с детьми, а также индивидуальной работы с воспитанниками.
Любовь Ивановна участвует активно в распространении своего опыта через совместный со школой семинар: «Мы за здоровый образ жизни», консультации для воспитателей: «Организация и методика проведения подвижных игр», «Педагогические условия формирования научных представлений о человеке» и др.публикации во всероссийском журнале «Воспитатель детского сада» - «Рука развивает мозг» и «Дни здоровья в ДОУ». Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта среди родителей, вовлекает в активную совместную работу по физическому воспитанию. Приглашает на дни здоровья, дни открытых дверей, сделала подборку «Заботимся о здоровье детей вместе».
С целью реализации главных идей основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребёнка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. У ребёнка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.
Содержание опыта дополнены перспективным планированием работы с детьми в старшей и подготовительной к школе групп.
Опыт работы педагога обобщён, принят на педагогическом Совете педагогов от 30.06.16 (протокол №4) и рекомендован для внедрения в практику работы ДОУ.
Заместитель директора по ДОУ Л.Е.Игнатова
Структура опыта
- Сведения об авторе.
- Выписка из педсовета.
- Рецензия
- Опыт работы:
- Условия формирования педагогического опыта (актуальность, цель, задачи)
- Теоретическая часть опыта
- Содержание опыта
- Планирование
- Результативность
- Список литературы
- Приложения
Условия формирования педагогического опыта (актуальность, цель, задачи)
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
На формирование опыта оказали следующие факторы:
- Конвенция о правах ребёнка (статья 6.Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.64), регулирующий деятельность общественной системы дошкольного воспитания;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику занятий и досугов нетрадиционных методов и приёмов, направленных на потребность движения и развития физических качеств.
- Снижение заболеваемости у детей, через укрепление здоровья детей средствами физической культуры, профилактическими мероприятиями по устранению недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды, способствовать сохранению положительного и психоэмоционального состояния детей.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, анатомии и физиологии.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрасту и психологическим особенностям детей, способствующая их физическому развитию на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
Теоретическая часть опыта
Были использованы следующие методы:
-метод анализа работ отечественных педагогов, психологов по проблеме исследования. Этот метод позволил выявить различные точки зрения на изучаемую проблему при разработке здоровьесберегающей системы в дошкольном образовательном учреждении. В свою очередь, проходя краткосрочные курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе В.Г.Алямовской «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении», я достаточно хорошо изучила этот метод. И как итог обучения выполнила выпускную работу по теме: «Разработка комплексов утренней гимнастики для различных типов погоды».
- эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического развития, обобщение педагогического опыта) помогли получить качественные данные о причинах низкой посещаемости и высокой заболеваемости.
В основу работы положены приоритеты, выработанные В.Г. Алямовской, Ю.Ф.Змановским и др.:
-оздоровительные – развитие и укрепление костной, мышечной, дыхательной, нервной систем, развитие движений, а также закаливание организма ребёнка;
- образовательные – формирование навыков выполнения основных движений, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своём организме, о здоровье;
- воспитательные – формирование физических качеств, выработать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитание культурно-гигиенических качеств.
Исходя из теоретических положений и поставленных задач, использовала следующие формы обучения:
- индивидуальные (закрепление основных движений, подготовка к празднику);
-коллективные (занятия, досуги, походы, праздники, дни здоровья).
Содержание опыта
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» разбила на три подтемы в соответствии с поставленными задачами:
- «Физическое воспитание, как организационная форма оздоровительно-воспитательной деятельности и организация самостоятельной двигательной активности»;
- «Оздоровительная работа, в рамках закаливающих и лечебно-профилактических мероприятий»
- «Воспитание потребности в здоровом образе жизни».
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня - вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и педагогами других учреждений. Главное, конечно же, воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.
«Физическое воспитание, как организационная форма оздоровительно-воспитательной деятельности и организация самостоятельной двигательной активности» - формы организации двигательной деятельности:
- Физкультурное занятие
– основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребёнка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.
Оздоровительные задачи решаются на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех функциональных процессов в организме, улучшению его жизнедеятельности в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.
В нашем детском саду проводятся физкультурные занятия, как в помещении, так и на воздухе. В летнее время все занятия организуются на воздухе.
Однако постоянное использование только классического вида занятий зачастую ведёт к снижению интереса к занятиям, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы нашего детского сада возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий (сюжетные на сказочной и реальной основе, а также построенные на подвижных играх, которые проводим после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой).
- Различные виды гимнастик:
- Утренняя гимнастика обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье и детском саду. Систематическое проведение её под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими радость. В средней и старшей группах участвовала в родительском собрании по теме: «Гимнастика – путь к здоровому образу жизни». Подготовила с детьми и показала на родительском собрании комплексы общеразвивающих упражнений для занятий дома.
-В детском саду под руководством педагога-психолога были освоены методы «гимнастики-мозга», которыми пользуются в данное время все педагоги. Несколько минут (3-4 минуты) до или вовремя ОД, дают высокую умственную энергию.
-Так же в течение дня организовываются мероприятия по преодолению зрительного напряжения и профилактике миопии – «гимнастика для глаз» по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Для этого используем таблицы: «Ленивая восьмёрка», «Прыгающий взгляд», упражнения «школа для глаз».
- Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
-Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Физкультминутки
-кратковременные физические упражнения проводятся со всеми детьми в группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, математика, продуктивная деятельность). Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Нередко ребёнок проявляет на занятиях двигательное беспокойство: стремиться изменить позу, отвлекается, у него «падает» внимание. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут (С.Громбах), только тогда физические упражнения способны улучшить кровообращение, работу сердца, восстановить эмоционально положительное состояние. В нашем детском саду еженедельно обновляются комплексы физкультминуток, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью, для этого используются – практические разработки В.И. Ковалько («Все цвета радуги», «Физкультминутки от А до Я», «Лесная школа здоровья», «Сказочные физкультминутки»).
- Релаксация
В конце физкультурного занятия или в течение дня, даём детям расслабиться. Для этого я подобрала комплекс упражнений на расслабление – релаксацию. Перед сном, рекомендовала воспитателям для всех возрастных групп, использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Физкультурный праздник
- является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Интересно и увлекательно проходят зимние праздники у нас в детском саду, которые включают катание на санках, лыжах, а также игры-эстафеты с элементами зимних спортивных игр (хоккей, хоккей с мячом), различные спортивные игры, массовые пляски и сюрпризные моменты. Большую радость доставляет появление Снеговика, Деда Мороза и тд.
В летний физкультурно-оздоровительный период, раз в месяц проводим праздники, включая, праздники с родителями, такие праздники укрепляют, объединяют союз – детский сад – дети – родители.
- Физкультурный досуг
- наполняет жизнь детей эмоциональной, весёлой двигательной деятельностью. В детском саду мы проводим разные варианты физкультурных досугов: знакомые игры и упражнения «Подвижные народные игры», упражнения в основных видах движения и спортивных упражнениях «Непослушные мячи» и тд., игры-эстафеты «На Севере» и тд., оздоровительные досуги «Вторник-Заигрыш» и тд.
- День здоровья
Дни здоровья, эта форма работы даёт большие возможности, для оздоровления детей, улучшения их физического и эмоционального самочувствия. Со 2 младшей группы проводим день здоровья (зимой и летом). В этот день дети находятся на улице, играют в любимые игры, слушают музыку, поют, весело общаются друг с другом.
- Самостоятельная двигательная деятельность
Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Мы стараемся активные действия детей чередовать с более спокойной деятельностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Позаботились и о создании физкультурной развивающей предметно-пространственной среды, периодически (по тематическим неделям) пополняя центры в разных группах новыми спортивными пособиями. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
По всем вышеперечисленным формам оздоровительно-воспитательной деятельности и самостоятельной двигательной деятельности участвовала в совместном со школой семинаре: «Мы за здоровый образ жизни», консультации для воспитателей: «Организация и методика проведения подвижных игр», «Педагогические условия формирования научных представлений о человеке» и др., опубликовала во всероссийском журнале «Воспитатель детского сада» - «Рука развивает мозг» и «Дни здоровья в ДОУ». Осуществляю пропаганду физической культуры и спорта среди родителей, вовлекаю в активную совместную работу по физическому воспитанию. Приглашаю на дни здоровья, дни открытых дверей, сделала подборку «Заботимся о здоровье детей вместе».
«Оздоровительная работа, в рамках закаливающих и лечебно-профилактических мероприятий»
- Гимнастика после дневного сна, с контрастными воздушными ваннами + дорожка здоровья.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Дети выполняют упражнения лежа в постели, затем босиком у постели несколько движений (ходьба на месте, прыжки), затем дорожка здоровья (ходьба и бег по массажным коврикам и соляным дорожкам) и обширное умывание. В течении года используются различные комплексы гимнастики.
«Воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Цель данной темы, помочь педагогам в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. С целью реализации главных идей основное внимание уделено сохранению естественности психического развития ребёнка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. У ребёнка-дошкольника формируется позиция признания ценности здоровья, что позволяет кардинально перестроить мотивационное ядро личности, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру.
Занятия из серии «Здоровье» включены в программу в качестве познавательного развития, проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
- Анималотерапия - исцеляющее общение
технология рекомендуемая нами - родителям. Многие дети испытывают трудности в адаптации общения: страхи, замкнутость, чувство одиночества, неадекватная самооценка, агрессивность. Предлагаем для родителей полезную и интересную информацию об анималотерапии. Элементы техники такой терапии позволяют регулировать отношения в семье. Движения, выполняемые в них, почти всегда ассоциируются с образами животных. Используются также и звуки животных. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со своим ребёнком, снимать мышечные зажимы, получать положительные эмоции, доверять друг другу. Такие игры развивают воображение, формируют способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих – качества необходимые для успешного общения. Игры: «Симпатичные зверушки или волшебные превращения», «Строптивая лошадка» и др.
- Игры на снятие психологического напряжения
Техника «Дыши и думай красиво» - научить ребёнка методам снятия психологического напряжения. Если видим, что ребёнок испытывает волнение, тревогу говорим ему: «Попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: -мысленно скажи: «Я – лев (птица, камень, цветок, я-спокоен)» – выдохни, вдохни и ты успокоишься.
Игры на снятие агрессивности- научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребёнка гнев.
Перспективное планирование с детьми старшей и подготовительной к школе группам по формированию представлений о ЗОЖ
Занятия из серии «Здоровье» включены в программу ДОУ в разные виды деятельности проводятся 1 раз в месяц со старшего возраста
Месяц | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Внешнее строение человека (познавательное развитие) | Опора и двигатели нашего организма (познавательное развитие) |
Октябрь | Спортивное развлечение между мальчиками и девочками (физическое развитие) | Спортивное развлечение между мальчиками и девочками (физическое развитие) |
Ноябрь | Сердце и сосуды (познавательное развитие) | Сердце я свое сберегу, сам себе помогу (познавательное развитие) |
Январь | Полезные и вредные привычки (продукты) (день здоровья) | Полезные и вредные привычки (продукты) (день здоровья) |
Февраль | Познакомимся со своей кожей (познавательное развитие) | Как сохранить кожу здоровой (познавательное развитие) |
Март | Как устроена дыхательная система (развитие речи) | Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет (развитие речи) |
Апрель | Портрет друга (изобразительная деятельность) | Что должен сделать мальчик, когда на него напала собака? (изобразительная деятельность) |
Май | Что такое здоровье (создание проблемной ситуации) | Здоровый образ жизни (создание проблемной ситуации) |
Перспективное планирование вечеров развлечений на 2015-2016
учебный год
смотреть в Приложении.
Результативность
Формы и способы использования здоровьесберегающих технологий были разнообразны. Это праздники, досуги, забавные физкультминутки, использование разных форм занятий, занятия цикла «Здоровье».
Большая часть, описанных форм работы ложится на плечи воспитателей, без их повседневной работы не удалось, достичь таких результатов. Воспитатели проводят физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, направляют самостоятельную двигательную активность дошкольников, не подавляя инициативы детей, принимают активное участие в подготовке и в проведении праздников и досугов и многое другое.
Большая роль в формировании здорового образа жизни отводится семье. Ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается с семьёй.
В целом сохранение здоровья - это комплексная проблема, которую мы в своём детском саду решали взаимодействием педагогов, медиков и психолога.
Результаты диагностики, показывают, что проблема сохранения и укрепления здоровья у детей нашего детского сада решается.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.
Оценка профилактики снижения заболеваемости.
Год | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Средний списочный состав | 154 | 165 | 180 |
Пропущено по болезни за год | 16,1 | 14,7 | 14,7 |
Уровень достижения детьми планируемых результатов по формированию здорового образа жизни.
Оценка освоения проводится педагогом на основе наблюдения, создания проблемной ситуации, итоговые занятия.
Оценка проводится по направлениям:
- «Что такое здоровье»;
- «Знание полезных и вредных привычек (продуктов);
- «Строение тела, назначение органов»;
- «Сформированность культурно-гигиенических навыков
Подготовительная группа 2013-2014 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 14 | 16 | 0 |
Показатели в процентах | 46,6% | 53,4 |
Старшая группа 2013-2014 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 10 | 15 | 1 |
Показатели в процентах | 38,5 | 57,7 | 3,8 |
Подготовительная группа 2014-2015 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 11 | 15 | 0 |
Показатели в процентах | 42,3 | 57,7 |
Старшая группа 2014-2015 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 12 | 17 | 1 |
Показатели в процентах | 40,0 | 56,6 | 3,4 |
Подготовительная группа 2015-2016 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 12 | 18 | 0 |
Показатели в процентах | 40,0 | 60,0 |
Старшая группа 2015-2016 учебный год
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 11 | 18 | 1 |
Показатели в процентах | 36,6 | 60,0 | 3,4 |
Анализ сводных таблиц по формированию здорового образа жизни показывает, что у детей с каждым годом возрастает уровень показателей. Это говорит, о том, что проводимая работа по ЗОЖ находится на хорошем уровне. Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ. Все педагоги, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах.
Развивающая п.п. среда в группах пополнена нестандартным оборудованием, приобретено новое физкультурное оборудование и атрибуты.
Список литературы
1.Алямовская В.Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» М: Педагогический университет «Первое сентября», 2012;
2.Бухарова Е.Е. «Физкультурный калейдоскоп для дошкольников» М: «Скипторий»,2006;
3. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников», М.:«Вако» 2005;
4.Журнал «Здоровье дошкольника» №1-6.2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
В данной публикации говорится об актуальности использования в ДОУ здоровьесберегающих технологий...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях....
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»....
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в развитии музыкальных способностей детей старшего дощкольного возраста"
Развитие музыкальных способностей одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех осн...