Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
материал по теме
Методические рекомендации "Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образоватлеьном учреждении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolenokmetodicheskie_rekomendatsii_zaytsev_s.v.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Методические рекомендации
Зайцев Сергей Владимирович
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 2 «Ручеёк»
г.Рассказово
План
- Актуальность проблемы и ее теоретическое обоснование
- Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ
- Система оздоровительной работы в МБДОУ «Детский сад № 2 «Ручеёк»
- Сценарий Недели здоровья
- Актуальность проблемы и ее теоретическое обоснование
Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием и использованием здоровьесберегающих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей. Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка. В медицинских исследованиях отмечаются данные о влиянии образовательной среды на здоровье детей (М.В.Антропова, М.М.Безруких, С.М.Громбах, Д.И.Зелинская, Ю.П.Лисицын, А.Г.Хрипкова и др.). Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (В.Ф.Базарный, Е.В.Бондаревская, В.П.Озеров, В.П.Петленко, Г.М.Соловьев и др.). По мнению И.И.Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки.
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое, на наш взгляд, зависит от компетентностей педагога в проектировании здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения, адекватной детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
Введение в педагогическую науку понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в работах Л.В.Абдульмановой, В.И.Бондина, В.В.Колбанова, Н.К.Смирнова, А.Г.Сухарева, Л.Ф.Трохимчук, А.Г.Трушкина и др. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении - физическое воспитание (В.И.Бондин, А.Г.Трушкин и др.), валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т.И.Бабенко, А.Г.Дрижика, Г.К.Зайцев, В.П.Казначеев, Н.К.Смирнов и др.), двигательная активность (Л.В.Абдульманова, Б.Б.Егоров, Н.Т.Лебедева и др.), индивидуальный подход к ребенку (И.А.Аршавский, М.В.Корепанова и др.), гуманизация образовательного процесса (М.Н.Берулава, Е.В.Бондаревская, Т.Н.Таранова и др.), проектирование здоровьесберегающей среды (М.М.Безруких, Р.М.Чумичева, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и др.).
Национальный проект «Образование» одним из направлений
определяет создание безопасной и здоровьесберегающей среды обучения, воспитания и развития ребенка. Быть здоровым становится
престижным в обществе, поскольку позволяет человеку в полной степени
реализовать свои возможности (физические, интеллектуальные,
нравственные, духовные). На данном этапе развития общества
актуализируется проблема дошкольного образования и его возможности в
социальном, культурном, физическом, нравственном оздоровлении детей.
Среди представленных в педагогических исследованиях условий
сбережения здоровья ребенка дошкольного возраста особое внимание
уделяется здоровьесберегающей среде (Л.В.Абдульманова,В.А.Петровский, Р.Б.Стеркина, Р.М.Чумичева и др.).
- Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Инструктор физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, инструктор физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю (два из них в спортивном или музыкальном залах, одно- на свежем воздухе). Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Проблемно-игровые методы (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физического воспитания |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, инструктор физического воспитания |
Биологическая обратная связь (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста | Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников | Специально обученный педагог |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, инструктор физического воспитания, логопед |
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
4.Сценарий Недели здоровья
Цель: выявить способности и интересы детей, воспитать волевые качества, развить стремление к победе и уверенность в своих силах, научить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.
Предварительная работа
Беседы об олимпийских видах спорта, чтение книг, просмотр иллюстраций о спорте и спортсменах.
Ежедневные пробежки до 300 м, включенные в утреннюю гимнастику, тренировка по различным видам спорта.
1-й день — открытие Малых Олимпийских игр. Кросс
Родители устраиваются на скамейках трибуны. Праздник открывают юные барабанщики. За ними идут главный судья и участники соревнований. Все выстраиваются перед трибуной;
Ведущий
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать —
это награда!
Победить же может любой!
Звучит торжественная музыка, вносят олимпийский флаг. Выбегает девочка, держа в руке чашу с символическим олимпийским огнем, и встает рядом с флагом.
Входят девочка и мальчик.
Сейчас все участники дадут торжественную клятву.
Девочка и мальчик. Мы обещаем, что выступим на Малых Олимпийских играх в честных соревнованиях.
Главный судья соревнований. От имени всех судей я обещаю, что на Малых Олимпийских играх мы будем исполнять наши обязанности честно, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся! Девиз соревнований: «Главное не победа, а участие».
Ведущий. Флаг Малых Олимпийских игр поднять!
Под звуки музыки поднимают олимпийский флаг.
Считать Малые Олимпийские игры открытыми!
Выступление девочек-гимнасток с лентами (в конце выступления девочки делают из пяти колец эмблему).
Олимпиада объединяет всех людей земного шара. Встречайте представителей жаркой Африки.
Группа детей исполняет танец под песню Л.Агутина «Парень чернокожий».
А вот на сцену выходят ковбои.
Группа мальчиков-«ковбоев» выполняет различные спортивные упражнения под музыку (с гимнастическими палками, пистолетами, веревками).
Встречайте гостей из Азии.
Группа девочек исполняет восточный танец под песню группы «На-На» «Фаина».
Вы слышите музыку из России. Встречайте русских гостей.
Группа детей в русских костюмах исполняет хоровод.
После концерта участники соревнований делают общую разминку под музыку и уходят на старт.
Дистанция между «стартом» и «финишем» размечена цветными флажками. В руках у судей секундомеры.
На финише записывают результаты и подводят итоги (распределение мест по взрослым категориям).
Во время подготовки к соревнованиям дети младших и средних групп участвуют в подвижных играх и аттракционах.
Начинается забег. Судейская коллегия советуется и выносит решение. Звучит торжественная музыка. Главный судья называет победителей, они занимают свои места на пьедестале, почетные гости вручают им медали и сувениры (отдельно для девочек и мальчиков в соответствии с возрастом).
2-й день — соревнования по прыжкам в длину с разбега
Звучит музыка, зрители рассаживаются на трибунах. Под звуки спортивного марша входят участники соревнований и делают круг почета под аплодисменты.
Начинается разминка, в которую включены упражнения для укрепления мышц ног: махи, приседания и т.д.
Закончив разминку, участники соревнований приглашаются в сектор для прыжков в длину, где делают пробные прыжки, выслушиваются советы и замечания тренера — воспитателя.
В это время дети младшей и средней групп участвуют в подвижных играх и аттракционах. В ходе соревнований по прыжкам в длину с разбега каждый участник имеет право сделать три попытки.
Судьи фиксируют результаты, выявляют победителей и призеров. Почетные гости вручают награды.
3-й день — соревнования по метанию малых мячей на дальность
Общая разминка под музыку
- Поднятие тяжестей (пластмассовые гири, для «силачей» — гири с водой).
- Броски набивного мяча из положения сидя, ноги врозь, двумя руками из-за головы.
- Подбивание воздушного шарика палкой, удерживая его как можно дольше над землей.
- Эстафета «Посадка картофеля». Участвуют две команды, в руках у детей, начинающих эстафету, корзинки с малыми мячами, плоские обручи. Участники бегут и «сажают» картофель (мячи) в лунки (обручи), возвращаются и передают корзинку следующему ребенку и т.д.
Участники соревнований по метанию малых мячей делают три попытки.
После подведения итогов судьи выявляют победителей, которые занимают места на пьедестале почета и получают награды.
4-й день — соревнования по прыжкам в высоту с разбега
Общая разминка под музыку со специальными упражнениями для подготовки к прыжкам в высоту.
5 день — закрытие Малых Олимпийских игр
Все дети находятся на трибунах. Под музыку маршируют участники Олимпиады, выстраиваются перед трибунами.
Ведущий. Ну как, ребята, вам понравилась Олимпиада?
Дети. Да!
Ведущий. Наш девиз простой: «Главное не победа, а участие!» За участие в Малых Олимпийских играх все дети награждаются памятными подарками (дипломами), сувенирами.
Заведующий детским садом поздравляет всех участников, благодарит судейскую коллегию за честную работу.
Заведующий. На этом Малые Олимпийские игры прошу считать закрытыми.
Звучит торжественная музыка, выносят олимпийский флаг и огонь.
Ведущий. Малые Олимпийские игры закрываются, но наш праздник продолжается.
Выступление штангистов, акробатов и самбистов спортивной школы.
Далее под русскую народную музыку появляются матрешки со скоморохами. Все вместе поют песни, частушки, заводят хороводы.
Вот и закончился наш праздник. Еще раз поаплодируем нашим чемпионам. Победители делают круг почета.
Литература
- Детский сад от А до Я» № 3- 2004г.
- Доронина М.А.Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ //Дошкольная педагогика № 8-2008г.
- Климова С.В. Чтобы ребенок был здоров //Воспитатель ДОУ № 12-2008
- Оздоровление детей в условиях детского сада /Под ред. Кочетковой
- Управление ДОУ №4-2005
- Управление ДОУ № 1-2006
- http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/170259.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным р...
Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".
Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации»
Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность ...
Нормативно-методическое обеспечение здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Выступление на методическом совете...