Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме
Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает . Это требует индивидульного подхода в работе с детьми, учета их особенностей. Выработать и осуществить индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении очень непросто. При индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает . Это требует индивидульного подхода в работе с детьми, учета их особенностей. Выработать и осуществить индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении очень непросто. При индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку .
Каждый педагог должен знать и учитывать это в своей работе, что отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:
- представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
- оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития и расширения психофизиологических возможностей;
- ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
Управление здоровьеориентированной деятельностью в детском саду выстраивается на принципах:
- личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое можно сказать и о других субъектах образовательного процесса;
- профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
- синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Комплексно подходя к определению здоровья, мы рассматриваем факторы, его определяющие – это состояние физического, психического и социального благополучия.
Психическое благополучие создается всеми участниками воспитательного процесса. И конечно, в центре внимания, прежде всего, находится ребенок.
Комфортная среда для ребенка – это возможность проявления:
- активности в познавательной и игровой деятельности;
- высокого уровня мотивации;
- комфортных условий, которые создаются в коллективе сверстников;
- удовлетворенностью воспитательным процессом;
- реализации своих индивидуальных возможностей.
Ответственность за психологический климат несут взрослые: педагоги и родители. Педагоги отвечают за организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. А роль родителей заключается в создании благоприятной микросоциальной среды в семье.
Основной человек, осуществляющий сопровождение ребенка в дошкольном учреждении – воспитатель. Именно он, находясь в тесном постоянном взаимодействии с ребенком, не только передает ему знания и умения, но и в значительной степени влияет на его психоэмоциональное состояние. Следовательно, именно воспитатель, с одной стороны, может усиливать эмоциональное напряжение детей, что приводит к развитию психосоматических заболеваний.
С другой – используя здоровьесберегающие технологии с учетом индивидуальных особенностей, он может вносить существенный вклад к укреплению здоровья детей, способствуя максимальной реализации задатков ребенка, умственного и физического развития.
Следовательно, воспитатель, осуществляя педагогическое сопровождение, обязательно должен учитывать его психологический и медицинский компоненты. В этой ситуации психолог обеспечивает правильную ориентацию педагога на индивидуальные психологические особенности ребенка, а врач – на профилактику заболеваний.
С учетом этого определены и основные приоритеты педагогической деятельности. Это прежде всего:
- индивидуальный подход к воспитанникам;
- использование развивающих методов обучения;
- использование разноуровневых заданий (с учетом зоны ближайшего развития);
- использование коллективных (групповые, парные) форм работы;
- развитие творческих способностей воспитанников;
- соблюдение гигиенических норм при организации учебно-воспитательной деятельности.
О наличии психологического комфорта в дошкольном учреждении в целом и в отдельных группах можно судить по критериям, которые позволяют оценить уровень психологического благополучия воспитанников.
Это прежде всего:
- положительный уровень адаптации к дошкольному учреждению;
- высокий уровень мотивации воспитанников;
- стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога. При этом учитываются основные критерии:
- умение сочувствовать, сопереживать ребенку;
- гуманность;
- принятие индивидуальных особенностей воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".
Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...
Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Методические рекомендации "Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образоватлеьном учреждении"...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...
«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации»
Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность ...
Нормативно-методическое обеспечение здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Выступление на методическом совете...