Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме

    Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает . Это требует индивидульного подхода в работе с детьми, учета их особенностей. Выработать и осуществить индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении очень непросто. При индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с педагогическим персоналом  в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

    Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном уравновешенном состоянии меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает . Это требует индивидульного подхода в работе с детьми, учета их особенностей. Выработать и осуществить индивидуально-дифференцированный подход, что само по себе является ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении очень непросто. При индивидуально-дифференцированном подходе учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта и др. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку .

Каждый педагог должен знать и учитывать это в своей работе, что отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики, являются следующие:

  1. представление о здоровом ребенке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
  2. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
  3. оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития и  расширения психофизиологических возможностей;
  4. ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

  Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

     Управление здоровьеориентированной деятельностью в детском саду выстраивается на принципах:

- личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется  в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое  можно сказать и о других субъектах образовательного процесса;

- профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего  педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения;

- синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

 Комплексно подходя к определению здоровья, мы рассматриваем факторы, его определяющие – это состояние физического, психического и социального благополучия.

Психическое благополучие создается всеми участниками воспитательного процесса. И конечно, в центре внимания, прежде всего, находится ребенок.

Комфортная среда для ребенка – это возможность проявления:

- активности в познавательной и игровой деятельности;

- высокого уровня мотивации;

- комфортных условий, которые создаются в коллективе сверстников;

- удовлетворенностью воспитательным процессом;

- реализации своих индивидуальных возможностей.

   Ответственность за психологический климат несут взрослые: педагоги и родители. Педагоги отвечают за организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. А роль родителей заключается в создании благоприятной микросоциальной среды в семье.

     Основной человек, осуществляющий сопровождение ребенка в дошкольном учреждении – воспитатель. Именно он, находясь в тесном постоянном взаимодействии с ребенком,  не только передает ему знания и умения, но и в значительной степени влияет на его психоэмоциональное состояние.  Следовательно, именно воспитатель, с одной стороны, может усиливать эмоциональное напряжение детей, что приводит к развитию психосоматических заболеваний.

С другой – используя здоровьесберегающие технологии с учетом индивидуальных особенностей, он может вносить существенный вклад к укреплению здоровья детей, способствуя максимальной реализации задатков ребенка, умственного и физического развития.

Следовательно, воспитатель, осуществляя педагогическое сопровождение, обязательно должен учитывать его психологический и медицинский компоненты. В этой ситуации психолог обеспечивает правильную ориентацию педагога на индивидуальные психологические особенности ребенка, а врач – на профилактику заболеваний.

С учетом этого определены и основные приоритеты педагогической деятельности.   Это прежде всего:

 - индивидуальный подход к воспитанникам;

- использование развивающих методов обучения;

- использование разноуровневых заданий (с учетом зоны ближайшего развития);

- использование коллективных (групповые, парные) форм работы;

- развитие творческих способностей воспитанников;

- соблюдение гигиенических норм при организации учебно-воспитательной деятельности.

О наличии психологического комфорта в дошкольном  учреждении в целом и в отдельных группах можно судить по критериям, которые позволяют оценить уровень психологического благополучия воспитанников.

Это прежде всего:

- положительный уровень адаптации к дошкольному учреждению;

- высокий уровень мотивации воспитанников;

- стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне.

  Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога. При этом учитываются основные критерии:

- умение сочувствовать, сопереживать ребенку;

- гуманность;

- принятие индивидуальных особенностей воспитанника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Алгоритм деятельности педагогов по созданию креативной среды в дошкольном образовательном учреждении".

Прежде всего, создание креативной среды в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагает разработку концептуальной основы развивающей среды ДОУ, реализующей права ребенка и максималь...

Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации "Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образоватлеьном учреждении"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации»

Одним из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательной организацией населению, - уровень сохранности здоровья воспитанников. Так как только здоровая личность ...