Дифференцированное интегрированное физкультурно – оздоровительное занятие
методическая разработка (средняя группа) по теме

Шабинская Марина Викторовна

Цель НОД: формирование основ здорового образа жизни. .  Основной аспект направлен на упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной непосредственно – образовательной деятельности с детьми

Тема: «Красивая осанка»

Возрастная группа:  5 лет

Форма НОД: дифференцированное интегрированное физкультурно – оздоровительное занятие

Форма организации: групповая, подгрупповая (три подгруппы – основная -  дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.

 Вторая подгруппа -  так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (нарушение осанки, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).  Эмблема – желтые звездочки.

Дети третьей подгруппы – больные хроническими заболеваниями (астматический бронхит, хроническая пневмония), только что переболевшие.  (Эмблема красные звездочки).

Учебно – методический комплект: Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000; Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005; Останко Л. В. 50 оздоровительных упражнений для красивой осанки малыша Санкт – Петербург, 2010;  Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 – 7 лет. М., 2006

Задачи:

Обучающая:

Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных мышц организма.

Развивающая:

Развивать чувство равновесия и координацию движения детей. Закреплять навык ходьбы с правильной осанкой. Способствовать развитию силы мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.

Воспитательная:

 Воспитывать осознанное отношение к сохранению правильной осанки. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:

  1. Учить детей с большой активностью (Ваня, Савелий. Тимофей. Полина, Миша, Вова) сосредотачивать внимание на движениях. ( для этого ограничить площадь при беге врассыпную)
  2. Совершенствовать двигательные умения и навыки у детей с высокими показателями физического развития (Савелий, Влад, Костя ), путем усложнения заданий.
  3. Воспитывать уверенность в себе у малоподвижных детей (Маша, Никита), вовлекая в игру и  поощряя выполнение ими заданий.
  4. Использовать щадящий режим нагрузок для детей с астматическим бронхитом, хронической пневмонией. (Ваня, Полина)(3 подгруппа – красные звездочки)

Предварительная работа: знакомство с олимпийскими играми; занятия по валеологии по знакомству со строением человека; заучивание речевок о здороьве

Средства:

 Мультимедийиные: презентация «Наши спортсмены»   фото спортсменов – олимпийцев, выполняющих движение, на пьедестале почета, с Российским флагом.

Литературные: художественное слово, речевки.

Наглядные: схемы, плакаты – модели «Как правильно сидеть, стоять»

Музыкальные: минусовки детских песен: «Вместе весело шагать», «От улыбки», « В траве сидел кузнечик». спокойная музыка для релаксации.

Пособия и инвентарь: кольца разного размера, массажная дорожка, мелкие камушки, гимнастическая палка на каждого ребенка, 2 гимнастические скамейки.

Этапы деятельности

Задание детям

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей на занятия

Ожидаемый результат

 

1. Эмоциональ-

ный настрой

(создание мотива)

Просмотр презентации

Диалог

Ответить на вопрос:

«Какая осанка у спортсменов?»

Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого? А почему?

Показ детям мультимедийной презентации «Наши спортсмены»

Обращает  внимание на осанку спортсменов

Рассматривание слайдов фото наших спортсменов – чемпионов, на пьедестале почета, с Российским флагом во время олимпийских игр.  

                 

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Желание стать такими же сильными, стройными, подтянутыми как спортсмены

 2. Постановка образовательной задачи

Диалог

Речевки

«У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную.

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник – это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены рёбра, они защищают внутренние органы от повреждений.

Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать правильную осанку?  Почему искривляется позвоночник у детей?

 «Чтобы стать такими же стройными, грациозными, сильными и иметь красивую осанку необходимо заниматься физкультурой. Давайте вспомним речевки о здоровье?»

В одну колонну – становись!

Показ слайда со строением человека (скелет) Задает вопросы, комментирует ответы

Ответы на вопросы воспитателя.

Чтение речевок о здоровье.

«Для чего нужна зарядка – это вовсе не загадка. Чтобы силу развивать и весь день не уставать»

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

«Рано утром не ленись, на зарядку становись!»

«Крепла чтоб мускулатура, занимайся физкультурой!»

 Свободное расположение вокруг взрослого

Принятие и понимание целей:

 знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.

 

3. Совместная деятельность

Разминка:

Ходьба

Бег

 «В одну колонну становись!»

«Примем правильную осанку. Подойдем к стене, лопатки, ягодицы, пятки должны соприкасаться со стеной.

«Сделаем 2 шага вперед, сохраняя правильную осанку. Повернулись друг за другом, идем по кругу.

«Спину правильно держу, с физкультурой я дружу. Марширую на парад быть здоровым очень рад»

Проговаривает художественное слово

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Советует как четче выполнить задание.

Восхищается

Построение детей в одну колонну.

Принятие правильной осанки.

Ходьба строевым шагом. Голову держат прямо. Спина прямая. 30 сек.

В колонне по одному

Закрепление навыка ходьбы с правильной осанкой

Ходьба на носочках.

«Солнце в небе высоко, дотянуться нелегко. С каждым шагом выше, выше, к солнышку все ближе ближе.»

Художественное слово

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Советует как четче выполнить задание

Ходят на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь.

В колонне по одному

Развитие и укрепление мышц пальцев, стопы

Ходьба на пятках

«Руки в крылышки сложили и на пятках походили»

Художественное слово

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Советует как четче выполнить задание.

Ходят на пятках, руки в «крылышках», локти прижаты к туловищу, лопатки соединены

В колонне по одному

Бег

Для основной группы и второй группы: бег высоко поднимая колени. Для третьей группы: ходьба высоко поднимая колени.

В колонне по одному

Закрепления навыка ходьбы, бега

Выполнение

общеразви-

вающих

упражнений

 «Кто там?»

«Посмотрели мы направо, посмотрели мы налево. Кто там прячется от нас, мы найдем его сейчас»

«Маятник»

«Тик – так, тик – так, ходят часики вот так»

Проговаривает художественное слово

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Советует как четче выполнить задание. Восхищается

И. П. – стоя. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Повороты головы направо, налево, не отрывая ног от пола. Повторить 4 раза в каждую сторону

И. п. – стоя. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклонить туловище влево, И. п. Повторить 6 раз в каждую сторону

Стоя в кругу

Раминка

«Наклонись до пола»

«Встали прямо, руки шире, наклонились. Три - четыре»

«Приседания»

«Приседать я буду рад, даже десять раз подряд. Спину правильно держу. С физкультурой я дружу»

И. п. – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. На счет 1-2 развести руки в стороны, вдох. 3-4 наклон вниз, выдох, пальцами коснуться пола, вернуться в и. п. Повторить 6 раз

И. п.- стоя, руки опущены. Присесть с прямой спиной, вытянуть рауки вперед, пятки от пола не отрывать, вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

Рассматривание

плакатов,

схем человека в положении сидя, стоя.

Диалог

Обобщение

«А сейчас немного отдохнем. Все на стульчики пройдем.»

Посмотрите, что вы видите на плакатах?

Кто из человечков сидит правильно? Покажите как вы сидите.

 Кто из человечков стоит правильно?

Как сохранить правильную осанку?

1.        Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, в школе, на даче и т.д.

2.        Ежедневно делать утреннею гимнастику, заниматься физическими упражнениями

3.        Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.

4.        При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

5.        Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

6.        При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку.

7.        Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в теннис, кататься на велосипеде, лыжах, коньках, играть с мячами, обручами.

8.        Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.

 Демонстрирует плакаты, схемы. Комментирует

(привлекает детей, индивидуальные вопросы).

Обращает внимание детей на их осанку во время обсуждения рисунков. «Мы на стуле посидим,

За осанкой последим,                

Чтоб скривился позвоночник,

Мы конечно не хотим!»

Подводит итог высказываний детей.

Предлагает запомнить речевку: «Буду помнить я всегда, должна прямою быть спина!»

Рассматривание плакатов, схем.

Высказывают мнения, суждения

Повторяют речевку

Сидят полукругом на стульях

Получение представлений о составляющих здорового образа жизни. Закрепление

знаний детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.

Оздорови-

тельные упражнения

для красивой

осанки

«Прогнись!»

«Руки нам поясе, спинкой прогнусь. Сколько надо задержусь.

Проговаривает художественное

слово.

Выполняют упражнения.

И. п.- лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки на поясе. Задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10, вернуться в и.п. 6 раз

Дети 3 подгруппы(красные звездочки) задерживаются в данном положении меньше.

Лежа на гимнастическом коврике

Укрепление задней

 поверхности тела

«Мячик»

«Чтоб на спинке покачаться,

Буду в мячик превращаться»

И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, согнуть обе ноги, подтянуть их коленями к груди, обхватить руками колени, коснуться их лбом (сгруппироваться), покачаться вперед – назад, вернуться в и. п. Повторить 6 раз

Лежа на гимнастическом коврике

Укрепление передней поверхности тела

Ходьба на носках по дорожке из

колец, наступая в центр кольца

Ставит цели подгруппам детей. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Дает рекомендации по правильному выполнению упражнения: « спинку держим прямо. Голову не наклоняем»

Дети с высокими показателями физического развития идут по дорожке из колец малого диаметра. Остальные дети идут по дорожке из колец большего диаметра

В две колонны по одной стороне зала

Развитие и укрепление мышц стопы

Массаж стоп

«Тренируем ножки мы, знаем упражнения, Чтобы стопы укрепить, надобно терпение!»

Прокатывают гимнастическую палку поочередно стопами ног. Ходят  по палке носочками, серединой стопы, пятками.

Сидя на стульчиках без обуви. Палки на гимнастических ковриках.

Формирование стопы

Ходьба с мешочками для равновесия на голове

Поощряет детей за правильное выполнение упражнения

Ходят с сохранением  правильной осанки.

В колонне по одному, по одной стороне зала.

Игры

П/и «Сделай правильно» 30 сек.

«Оловянный солдатик» (основная стойка), «Осанка» (правильная осанка), «Фигуритска» (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); "Носочки" (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); «Загораем" (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях).

Воспитатель отдает команды в каких положениях двигаться: бегать, ходить носочках, на пятках,  на четвереньках, под музыкальное сопровождение. Выключает музыку и воспитатель называет положения, которые дети должны принять: Отмечает детей, которые допустили ошибки, поправляет их.

Активно играют.

По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением  тела и стоп.

По окончании музыки занимают названные положения.

Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Дети свободно располагаются на площадке. Дети большой подвижности – в центре, в маленьком кругу.

Укрепление мышц туловища.

Формирование умения слышать задания и выполнять их по памяти, без показа.

М/п игра «Собери камушки» 1 мин.

По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. Дает команду:"Марш!"

Поддерживает выполнение детьми задания. Советует, как лучше захватить камешек.

У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По команде "Марш!" дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков. Камушки руками не брать.

Построение в две шеренги, напротив друг друга. (в каждой шеренге равномерно распределены дети из всех трех подгрупп – зеленые, желтые, красные звездочки)

Укрепление мышц стопы. Формирование  умения работать в команде

Релаксация

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).

Включает тихую спокойную музыку для релаксации.  

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.

Лежа на полу, на гимнастических ковриках.

Полное расслабление всех мыщц тела

 

  1. Рефлексия

Ответы на вопросы

Речевка

«Что такое правильная осанка? Как ее сохранить? Зачем нужна правильная осанка?»

Что вам понравилось больше всего?

Инициирует общее обсуждение вопросами

Ответы детей.

Выражение собственных суждений.

Установление правил по сохранению правильной осанки в течение дня

Повторение речевки «Буду помнить я всегда, должна прямою быть спина!»

Сидя на массажных ковриках

Выработка осознанного отношения к своей осанке

5.Подведение итогов

«Сегодня на занятии мы с вами не только играли, но и обсуждали очень важную тему – правильная осанка. Помните, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства следить за своей осанкой – правильно ходить, стоять, сидеть; систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепляются, и осанка остается ровной. Предлагаю вам, вернувшись в группу -нарисовать схематично все правила сохранения правильной осанки, и будем соблюдать их.»

 

Выражает признательность детям за хорошее выполнение упражнений.

И уверенность в соблюдении детьми правил сохранения правильной осанки.

 

Ходьба по кругу в колонне по одному. Построение в одну шеренгу, с сохранением правильной осанки.

Под спокойную музыку в колонне по одному выходят из зала.

Стоя в одной шеренге

Формирование осознанного отношения детей к укреплению их здоровья, формированию правильной осанки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие "Пришла зима"

Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие тематического характера.Направлено на профилактику у детей нарушений осанки, плоскостопия, снижения зрения и повышение сопротивляемости орган...

Интегрированное физкультурно-оздоровительное занятие воспитателя «Как по Радуге – дуге….»

Интегрированное занятие: "Как по Радуге-дуге"Цель: создать условия для формирования у детей интереса к физкультурно-речевым занятиям.Задачи:- совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения;- ...

Конспект интегрированного физкультурно – оздоровительного занятия средней группы. Советы доктора Айболита.

Конспект интегрированного физкультурно – оздоровительного занятия средней группы.Советы доктора Айболита.Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физическ...

Конспект интегрированного физкультурно – оздоровительного занятия средней группы. Советы доктора Айболита.

Открытое интегрированное физкулльтурно- оздоровительное занятие для детей средней группы с элементами степ гимнастики....