Проект ЗОЖ "Правильное питание-основа здоровья!"
проект (старшая группа) на тему
Цель: расширить представления детей о правильном питании, как одном из важных компонентов здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018.docx | 71.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе по формированию здорового образа жизни «Правильное питание-основа здоровья!»
Тема проекта: «Правильное питание-основа здоровья!»
Автор проекта: воспитатель Савочкина Е.А.
Продолжительность проекта: среднесрочный -1 месяц.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поступая в детский сад, многие дети имеют излишний вес, задержку в развитии координации движений. Ведь дома чаще всего родители занимают детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми, не ограничивают в употреблении сладостей, не соблюдают режим дня. Родители в силу своей занятости, усталости, совсем не уделяют внимание самому главному – здоровью своих детей. Даже посещая детские дошкольные учреждения, в которых все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, дошкольники всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома. Наблюдения за детьми показывают, что многие отказываются от молочных, мясных, рыбных блюд, а некоторые не едят даже свежие овощи и фрукты, мотивируя свой отказ тем, что «дома это не дают», «я это не люблю». При этом утро некоторых детей начинается с употребления сладостей, а на улице и в течение дня дети любят угощать друг друга конфетами. Данные анкет показали, что многие родители не приобщают детей к разнообразному питанию, не заботятся о полноценном рационе для растущего организма детей и не понимают важности рационального питания для здоровья. Как побудить детей употреблять правильные продукты? Семья не может справиться с этой задачей полноценно, так как существуют следующие преграды: собственная привычка родителей неправильно питаться; отсутствие правильных и систематизированных знаний о составляющих здорового образа жизни. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания, и с другой - отсутствие целенаправленной систематической работы привели к выбору темы проекта «Правильное питание – основа здоровья!».
Цель: расширить представления детей о правильном питании, как одном из важных компонентов здорового образа жизни.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Расширить представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
2. Формировать познавательный интерес к изучению важных компонентов здорового образа жизни ( питание, движение).
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
4.Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
5. Совершенствовать культуру отношения к другому и самому себе.
Для воспитателя:
1.Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества развивающей образовательной среды по становлению ценностей здорового образа жизни.
2.Провести цикл познавательных занятий по теме проекта.
3.Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме проекта.
4.Подготовить цикл консультаций для родителей направленных на повышение родительской осведомленности о составляющих здорового образа жизни ( правильное питание, движение ) и факторах, разрушающих здоровье.
5.Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
6.Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
7.Подготовить совместными усилиями детей и родителей плакат « Тарелочки полезных продуктов».
8.Провести заключительное мероприятие « Путешествие в страну Огородию».
Для родителей:
1.Углубить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и укрепления здоровья детей.
2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Участие музыкального руководителя:
Музыкальное сопровождение, разучивание песен, постановка танцев.
Предполагаемый результат
Воспитатели:
сформирована в группе соответствующая предметно - развивающая среда по организации и проведению систематической работы по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Дети:
сформированы начальные представления о функционировании человеческого организма;
воспитанники имеют представления о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон).
Родители:
активные участники воспитательно - образовательной работы с детьми;
-появление интереса у родителей воспитанников к проблемам дошкольного учреждения в вопросах формирования здорового образа жизни;
-организация в семьях рационального сбалансированного питания детей.
Методы, формы реализации проекта:
Наглядные
Словесные
Практические
Игры, игровые упражнения, беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения, обсуждение, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание, драматизация, поручения, изготовление плаката.
Виды деятельности:
игровая; коммуникативная; познавательно - исследовательская; восприятие художественной литературы; изобразительная; музыкальная, двигательная.
Итоговое мероприятие: совместный с родителями досуг «Путешествие в страну Огородию».
Ресурсы
Информационные: книжный уголок, библиотечный фонд.
Методические: консультативная работа с родителями.
Дидактическое обеспечение: подбор иллюстраций, фотографий, оформление книжного уголка.
ТСО: фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук.
Этапы реализации проекта
I этап – организационно-подготовительный:
-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
-подобрать диагностический, иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;
- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, зрительной, дыхательной, пальчиковой гимнастики;
- привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
-организация предметно-развивающей среды в группе.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
Молоко полезное, потому что от него растут. (Таня К.) Если пить молоко, будут крепкие зубы. (Даша К.) В молоке много витаминов. (Саша Б.) Самая полезная гречневая каша. (Маша Ш.) | Кто придумал делать сыр? ( Вова П.)Какие вкусности можно приготовить из молока?( Маша К.) Какой самый полезный фрукт? (Паша А.)Какой самый полезный продукт? (Соня К.) Можно есть косточки? (Соня К.)Почему газированная вода чёрная, зелёная, красная? (Вадим И.) Почему лук воняет? ( Влад М.)Почему орешки твёрдые? ( Полина Л.) | Посмотреть журналы. (Алина Н.) Найти в энциклопедии. (Саша Б.) Посмотреть, как мама на кухне готовит. ( Андрей Б.) Опыт провести. (Соня К.) |
Основной этап
Ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед;
− рассматривание картин и беседы по их содержанию;
− работа с родителя (разработка рекомендаций, консультаций);
− проведение занятий;
− проведение итогового мероприятия;
− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
− рисование с детьми;
- лепка из глины «Овощи-фрукты»;
− создание плаката «Тарелочки полезных продуктов»;
-проведение опытов и экспериментов;
- создание книжек-малышек.
Системная паутинка по проекту
« Правильное питание-основа здоровья!»
Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие |
Игра-экспериментирование «Что внутри?» (тыква, яблоко, апельсин, кокос); «Вкусовые зоны языка», «Узнай по запаху», «Как получить растительную краску из овощей?»(свекла, морковь),«Угадай на вкус», «Почему апельсин не тонет?» Проблемная ситуация « Почему Владу нельзя есть апельсин?». Познавательные беседы « Продукты для мозга», «Продукты для зрения», «Органы чувств», «Ягоды, фрукты – витаминные продукты», «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу», «О здоровье и чистоте!», «Пейте дети молоко – будете здоровы!», «Чудо – кефир», «Что нам необходимо для роста и зрения?», «Витамин С», «Такая полезная зелень», «Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки», «Как сделать кашу вкуснее?». Рассматривание фотографий, картинок, картин, энциклопедий. Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Моё тело», «Полезно - вредно», «Разложи правильно». | Обсуждение, произведений по формированию ЗОЖ. Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр», Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых Маленьких». Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». Бр. Гримм «Горшок каши», «Лиса и журавль». И. Токмакова «Каша», З. Александрова «Вкусная каша», Э. Мошковская «Маша и каша», М. Пляцковский «Кому что нравится». В. Осеева «Печенье». | Обсуждение с детьми различных ситуаций возникающих в результате неправильного питания. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Доктор», «Магазин», «Аптека», « Супермаркет», «Приглашаем гостей». Игры настольно-печатные «Фруктовое лото», «В лес за ягодами», «Во саду ли, в огороде». Составление и отгадывание загадок по теме: «Ягоды, овощи, фрукты». Наблюдение за трудовыми действиями повара. Решение проблемных ситуаций «Исправь ошибки» (сервировка, умение пользоваться столовыми приборами). «Где взять витамины зимой?», «Как можно самим на окошке вырастить витамины?» |
Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родителями |
Лепка из глины овощей и фруктов. Раскрашивание рисунков красками, полученными из овощей. Аппликация Книжка – малышка «Овощи», Книжка – малышка «Фрукты». Творческое задание – составление «Тарелки полезных продуктов». | Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация; Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика; Закаливание: воздушное и обширное умывание, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, обмывание ног. Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей. Подвижные игры «Кто быстрее соберет урожай овощей», «Съедобное-несъедобное», «Щука и караси», «Яблонька». Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика «Соберем орешки», « Мы делили апельсин». Соревнования «Чья команда соберет быстрее урожай». | Творческое задание (совместно с родителями) «Тарелочка полезных продуктов». Участие родителей в досугах, развлечениях, днях здоровья, днях открытых дверей. Анкетирование родителей. Консультации: «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться», «Каша здоровья!», «Здоровое питание дошкольников». Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта через родительский уголок. Стендовые консультации. Информация о рациональном питании (меню на каждый день). Познавательный материал «Всё из молока». |
Заключительный этап:
Оформление проекта «Правильное питание-основа здоровья!» и ознакомление родителей с его результатами. Главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них познавательного интереса к изучению важных компонентов здорового образа жизни (питание, движение и др.).
Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, в проектной деятельности детей, так и реализоваться в ходе режимных моментов.
Реализация проекта позволила сформировать у детей следующие представления: что такое здоровье и как его сберечь; что такое витамины; о своих органах, их работе и значении; что такое режим, гигиена и закаливание; о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье; о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они; что полезно и вредно для организма; вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья; что такое микробы и вирусы; профилактика лучше чем лечение, или как предупреждать болезни. Дети лепили, рисовали человека, экспериментировали. В ходе экспериментов узнавали «Зачем нужны человеку руки? Глаза? Нос? Уши? Родители тоже вели работу с детьми – в домашних условиях прививали им культурно-гигиенические навыки, учили навыкам самообслуживания, много гуляли, играли, делали утреннюю гимнастику, вели активный образ жизни, читали художественную литературу, смотрели телепередачи о спорте, записали детей в спортивные секции. На заключительном этапе весь материал был представлен в виде итогового мероприятия. Практическая значимость: по результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку, сухарики и чипсы. Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях.
В дальнейшем планируем продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; по формированию представлений о ЗОЖ; пропаганде здорового образа жизни; формированию познавательной сферы ребенка, т.е. закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма; взаимодействию с семьей; ознакомлению со сказками, легендами, художественными и научными текстами, где отражены вопросы сохранения здоровья.
Список использованной литературы:
1. Иванова А.И. Человек. Естесственно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н. Планирование работы по образовательной области «Познание» (проектно-исследовательская деятельность: игровое экспериментирование, проекты для детей 2–7 лет). – М.: ЦДО «Восхождение», 2012.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
4. Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80c.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам самостоятельно оценить свой образ жизни. Ответьте, пожалуйста, на предложенные анкетой вопросы. За каждый ответ поставьте себе определенное количество баллов, и в конце анкетирования подсчитайте их.
1. Делаете ли вы утром зарядку: каждый день – 2, иногда – 1, никогда – 0.
2. Делаете ли вы утром зарядку со своим ребенком: да – 2, иногда – 1, никогда – 0.
3. С какого возраста, по вашему мнению, ребенок должен чистить зубы: с появлением зубов – 2, с 3-х лет – 1, с 6-7 лет – 0.
4. Посещаете ли и ваш ребенок стоматолога: 1-2 раза в год – 2, 1 раз в 2-3 года – 1, по мере необходимости – 0.
5. Проводите ли вы выходные дни на природе всей семьей: как можно чаще – 2, иногда – 1, очень редко – 0.
6. Вы всем видам отдыха предпочитаете активный семейный отдых: да – 2, затрудняюсь с ответом – 1, нет – 0.
7. В качестве отдыха вы предпочитаете домашнее времяпровождение: да – 0, затрудняюсь с ответом – 1, нет – 2.
8. В питании вашей семьи преобладают:
кисломолочные продукты, фрукты, овощи – 2,
мало овощей, фруктов, кисломолочных продуктов – 1, мучное, сладкое – 0.
9. В вашей семье встречаются вредные привычки: курящие 2 человека и более – 0, курящий 1 человек – 1, нет курящих – 2.
10. Здоровый образ жизни для вас это: основная жизненная позиция – 2, вы не следуете ему, но считаете это важным – 1, для вас это не имеет значения – 0.
Высокий уровень. Если вы набрали 17-20 баллов – Поздравляем! Ваша семья ведет здоровый образ жизни, это является хорошей основой для здоровья ваших детей.
Средний уровень. Если вы набрали 17-7 баллов – Хорошо! Ваша семья стремится к ведению здорового образа жизни, но не до конца осознает его важность для вашего здоровья и здоровья ваших детей.
Низкий уровень. Если вы набрали менее 7 баллов – Грустно! Вам следует внимательнее отнестись к вашему образу жизни и пересмотреть его. Только здоровый образ жизни станет хорошей основой вашего здоровья и здоровья ваших детей.
Опросник для детей.
1. Ребята, что такое «здоровье»?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с родителями занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
7. Какие твои любимые продукты питания?
Беседа «Зачем нужны витамины?».
-Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
-А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
Цель: научить ребенка заботиться о своем здоровье.
-Вчера кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины очень полезные.
-А вы, ребята, пробовали витамины?
-Витамины бывают не только в таблетках.
-А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
-В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?
Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для костей).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Помни истину простую, лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
«Беседа о здоровье и чистоте».
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Опыт «Почему апельсин не тонет?»
Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в ёмкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжёлый.) Проверьте, он достаточно тяжёлый, чтобы утонуть. Воспитатель. Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Ответы детей.) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду. Дети выполняют. Воспитатель. Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно
проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет.) Воспитатель. Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает её держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. - Какие ещё фрукты из предложенных могут плавать и почему? Проверьте. Воспитатель. Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) Где человек нашёл применение этого свойства воздуха? (Надувные круги, матрасы, лодки.) - Подумайте, что можно приготовить из этих фруктов? (Ответы детей).
Дидактическая игра: «Полезная и вредная еда».
Цель: Формировать знания детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта,
развивать здоровые принципы питания.
Дидактическая игра: «Моё тело».
Цель: Формировать представление о строении тела и мышечной системы,
формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью.
Дидактическая игра: «Почему это произошло?».
Цель: Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении, познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.
Экспериментальная деятельность.
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждый орган имеет большое значение для него.
Задачи:
1) уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы
2) развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования
3) учить проводить эксперименты, объектом которых является человек.
Материалы и оборудование: у каждого ребёнка: блюдце, 3 стаканчика с кислым, сладким, солёным раствором, небольшой кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватные палочки.
Два комочка ваты, один - пропитан духами, другой - соком лука. Оба завёрнуты в полоски полиэтиленовой плёнки, чтобы запах не улетучивался.
Кубик льда и стакан с тёплой водой (выдаются непосредственно в момент соответствующего эксперимента).
У педагога: ширма и за ней предметы, с помощью которых он демонстрирует бытовые звуки (стакан пустой, стакан с водой, бумага, ключи, 2 ложки либо любые другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки), шарф для завязывания глаз.
Проведение эксперимента. Изучение кожи. Дети сидят по двое за столами.
В.: Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже товарища предметы, которые я вам дам (кубик льда). Поменяйтесь ролями(педагог даёт стаканчики с тёплой водой). Что почувствовали?
Ответы детей.
В.: Закройте глаза. (Педагог прикасается к разным участкам кожи детей). Что почувствовали?
Ответы детей.
В.: Каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?
Ответы детей.
Вывод: Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновение, боль).
Зрение
В.: Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (педагог показывает поочередно несколько предметов).
Ответы детей (молчание или «не знаем»).
В.: Откройте глаза. Вот что я делала (педагог повторяет действия).
Зачем нужны глаза?
Ответы детей.
В.: Посмотрите друг на друга. По очереди помашите рукой перед глазами своего товарища. Что он сделал? Зачем нужны веки и ресницы?
Ответы детей.
В.: Рассмотрим, зачем нужны брови. Те, кто находится слева, сидите прямо. Те, кто находится справа, возьмите пипетку, осторожно капните капельку воды над бровью товарища и наблюдайте, куда потечёт вода. Поменяйтесь ролями.
Зачем нужны брови?
Ответы детей.
Вывод: Зачем нужны глаза и его помощники?
Обоняние
В.: Давайте проверим, для чего нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы - другой и сидите. (Педагог наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Зачем нужен нос?
Ответы детей.
В.: Те, кто сидит слева, закройте глаза. Сидящие справа, разверните один комочек с ватой и поднесите вату к носу испытуемого. Поменяйтесь ролями. Зачем нам нос?
Ответы детей.
В.: Не трогая мешочка, догадайтесь по запаху, что находится внутри. Что вы сделали, чтобы почувствовать запах?
Ответы детей (несколько глубоких вдохов).
Вывод: для чего нужен нос? Как мы чувствуем запах?
Слух
В.: Проверим, зачем нужны уши. Плотно закройте себе уши ладонями. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я делала?
Ответы детей.
В.: Что я сказала? (не слышали).
Ещё один опыт. (Педагог производит за ширмой несколько действий: шуршит бумагой, переливает воду, мешает ложкой в стакане). Что я делаю?
Ответы детей.
Вывод: Для чего нужны уши?
Обоняние
В.: Сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, меня зовут… (Дети не могут). Для чего нужен рот?
Ответы детей.
В.: Возьмите кусочек хлеба. Съешьте его. Для чего нужен рот?
Ответы детей.
В.: Те, кто сидят слева, высуньте язык. Те, кто сидят справа, возьмите палочку, обмакните в один из растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Поменяйтесь ролями. Что почувствовали?
Ответы детей.
Вывод: Для чего нужен рот?
Органы чувств.
Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов. Показать значение органов в повседневной жизни, в опасных ситуациях.
Задачи:
1) уточнить с помощью опытов, как нам помогают те или иные органы;
2) развивать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования;
3) формировать у детей представление о необходимости всех органов чувств у человека в некоторых опасных ситуациях.
Материал и оборудование: у педагога - спички. У детей - два кусочка ваты с резким запахом - приятным и неприятным, завёрнутые в полиэтилен.
Проведение эксперимента.
В.: Закройте глаза и зажмите нос, что я делаю? (педагог зажигает спичку)
Ответы детей (не знаю).
В.: Теперь закройте только глаза. Что я делаю? (ещё раз зажигает спичку), как узнали?
Ответы детей (зажгли что-то, узнали по запаху).
В.: Теперь зажмите нос, что я делаю? (педагог повторяет действие ), как узнали?
Ответы детей.
В.: Какие органы чувств помогли нам?
Ответы детей.
Вывод: В какой опасной ситуации бывает огонь? Как мы можем узнать об огне? Какие органы помогают нам ориентироваться в окружающем мире?
Дыхательная система.
Цель: обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы.
Задачи:
1) дать детям первичные представления об органах дыхания
2) подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
3) расширить кругозор детей.
Материал и оборудование: у детей: зеркало; у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, плакат с изображением дыхательной системы.
Проведение эксперимента
В.: Сегодня мы поговорим о дыхании. Сделайте глубокий вдох через нос и почувствуйте, как и куда движется воздух выдох. Ещё вдох. Куда сначала попадает воздух? Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?
Ответы детей.
В.: Воздух попал в рот и нос, а дальше идёт в дыхательную трубку. Пощупайте на себе, погладьте её. Какая она? На что она похожа?
Ответы детей.
В.: Посмотрите, что было бы, если бы дыхательная трубка была мягкой. (Педагог дует в полиэтиленовый мешочек без дна. Его стенки слипаются.) Могли бы мы дышать?
Ответы детей.
В.: По дыхательной трубке воздух бежит в лёгкие, которые защищены грудной клеткой. Пощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Положите руки на рёбра и сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? Теперь выдохните. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
В.: Вдохните и лёгким нажатием на рёбра попробуйте «выгнать» воздух из лёгких. Получилось? А теперь начните медленно выдыхать. Что происходит?
Ответы детей.
В.:В выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на стёклышко, оно запотело. Теперь проведите по нему пальцем. Каким он стал?
Ответы детей.
Вывод: Мы познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим и покажем на рисунке, какие органы в неё входят. Зачем нужна дыхательная система? Как мы дышим?
Ответы и показ детьми.
Топ 10 самых полезных продуктов для детского организма
Здоровье детей во многом зависит от их питания. А какие продукты являются для детишек наиболее полезными? Выясним!
Самые полезные продукты для детей
Итак, вот топ 10 самых полезных продуктов для детей:
1. Кисломолочные продукты. Почему именно они, а не молоко? Ведь кальций содержится во всех молочных продуктах. Но творог, йогурты, кефир, ряженка и прочее усваиваются лучше, нежели простое цельное молоко. Кроме того, кисломолочные продукты помогают нормализовать пищеварение и предотвратить развитие запоров.
А если вы приобретаете для своего чада йогурты и творожки с полезными живыми кисломолочными бактериями, то кишечная микрофлора ребёнка будет нормализоваться. А это значит, что будет укрепляться иммунитет, ведь большая часть микроорганизмов, защищающих нас от инфекций, обитает именно в кишечнике.
2. Овсянка. Во-первых, овсяная крупа практически не может вызвать нежелательные аллергические реакции, так что нередко именно она используется в качестве первого прикорма. Во-вторых, в овсянке содержится буквально всё, что так нужно детскому организму для развития и роста: минералы, витамины, макро- и микроэлементы, аминокислоты и многое другое. И, в-третьих, такая каша очень полезна для пищеварения.
Слизь, образующаяся при варке, обволакивает стенки кишечника и желудка и защищает их от негативных воздействий. А клетчатка, имеющаяся в составе, нормализует перистальтику (сократительную активность) кишечных стенок.
3. Лосось. Такая рыба не только очень вкусна, но и невероятно полезна. Так что малыш будет кушать её с удовольствием и при этом улучшать своё здоровье. Но чем именно лосось так полезен?
Дело в том, что тут содержатся важнейшие и незаменимые омега-3 жирные кислоты, которые крайне необходимы для гармоничного развития мозга, нормализации работы нервной системы и для хорошего зрения. Ещё тут есть витамин Д, а он нужен для правильного усвоения кальция.
Так что, включая в рацион малыша такой продукт, вы сможете улучшить его умственные способности и даже поведение, а также укрепить кости и сохранить хорошее зрение. Помимо всего прочего, лосось идеально подходит для первого прикорма: филе мягкое и нежное, а костей в рыбе немного.
4. Яйца. Лучше всего давать деткам перепелиные яйца, но куриные тоже вполне подойдут. Тут, во-первых, содержится белок, который нужен для работы мышц и является строительным материалом практически для всех клеток и тканей. Во-вторых, такой продукт содержит витамины группы В, которые отвечают за работу нервной системы и регулируют некоторые обменные процессы в организме.
В-третьих, тут есть необходимый для зоркости витамин А и витамин Д, о котором говорилось ранее. Холин участвует в формировании нервных волокон, а витамин Е является мощным антиоксидантом и предотвращает развитие некоторых онкологических заболеваний.
5. Мюсли – это кладезь минералов, витаминов, микро- и макроэлементов и прочих полезных и необходимых детскому организму веществ. Мюсли – это не просто каша, это смесь различных злаковых культур, сухофруктов и орехов. В орешках содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты, легко усваиваемые белки.
Злаки – это прекрасный источник сложных углеводов, которые расходуются на энергию. Кроме того, в злаках содержатся пищевые волокна, которые нормализуют и улучшают пищеварение. Сухофрукты тоже очень полезны и питательны. А ещё мюсли – это очень вкусно!
6. Ягоды. Абсолютно все ягодки полезны для детей. Кроха будет их кушать с удовольствием! Практически во всех ягодах содержится витамин С, без которого иммунная система просто не сможет нормально работать. Также ягоды богаты самыми разнообразными витаминами.В некоторых ягодах содержится витамин К, участвующий в процессе кроветворения. Другие содержат бета-каротин, третьи богаты необходимым для лечения и профилактики анемии железом. Кроме того, все ягодки содержат пищевые волокна, нормализующие пищеварение. Но лучше покупать только сезонные ягоды, полезны именно они.
7. Мясо непременно нужно включать в рацион ребёнка. Во-первых, это отличный источник белка. Во-вторых, в красном мясе (говядина, телятина) содержится значительное количество железа, которое детскому организму тоже необходимо.
Кроме того, тут немало витаминов группы В, а они, как уже было отмечено, необходимы для правильной работы нервной системы и нормального обмена веществ. В общем, без мяса никак не обойтись, недаром такой продукт вводят в прикорм одним из первых.
8. Брокколи. Такую капусту нередко используют в качестве первого прикорма, и это неспроста. Во-первых, такой продукт содержит клетчатку и поэтому помогает нормализовать пищеварение. Во-вторых, тут есть кальций, необходимый для укрепления костей. В-третьих, в данном сорте капусты содержится значительное количество витамина С, необходимого для формирования и укрепления иммунитета.
А ещё тут есть витамины группы В, Е, А, бета-каротин, фосфор, железо, селен, хром, белки, ненасыщенные жирные кислоты и многое другое. И, кстати, малыши брокколи кушают с удовольствием, особенно если мама проявит фантазию и приготовит из этой капусты что-то вкусное.
9. Дыня. Это не только очень вкусно, но и невероятно полезно. Так, здесь немало калия, который просто необходим для нормальной работы сердца и для укрепления сердечной мышцы. Также в состав входит фолиевая кислота, которая принимает самое активное участие в формировании тканей и образовании новых клеток, а также способствует нормализации работы нервной системы.
Есть в таком продукте и железо, необходимое для повышения уровня гемоглобина в крови (он отвечает за транспортировку кислорода). Кроме того, в дыне есть важнейший витамин С, а также кальций. Но покупайте дыни только в сезон и внимательно относитесь к их выбору.
10. Свекла. Чем полезна она? Прежде всего, такой овощ помогает устранить запоры и нормализовать пищеварение. Также свекла выводит из организма токсины, шлаки и другие вредные вещества.
А ещё она очень полезна для сердечно - сосудистой системы. Кроме того, тут есть железо, поэтому данный продукт является эффективным средством профилактики анемии. Также данный овощ способствует нормализации обменных процессов. В общем, сплошная польза!
Теперь вы знаете, какие продукты обязательно нужно включать в рацион ребёнка. Здоровья вашему чаду!
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОГОРОДИЮ.
Дети заходят в зал под осеннюю песню, становятся в построение.
ВЕДУЩАЯ. Ребята, а какой же праздник у нас сегодня? (Дети отвечают – праздник осени.) Тогда расскажите нашим гостям стихотворения об осени.
1 РЕБЁНОК. Осень на дорожке
Промочила ножки.
Листья подхватила,
В танце закружила.
2 РЕБЁНОК. Осень в сад и к нам пришла
И подарки принесла:
Яблоки красивые,
Баклажаны синие,
Дыни сладкие, арбуз,
Красный, сахарный на вкус.
3 РЕБЁНОК. И свеколку, и лучок,
И пузатый кабачок,
Груши жёлтые, большие,
Сладким соком налитые.
4 РЕБЁНОК. Тыква есть и есть морковь,
Только погребок готовь.
А картошка хороша,
Вся рассыпчата!
5 РЕБЁНОК. По дорожкам ходит осень
В рыже-красном сарафане,
А над нею неба просинь
С кучевыми облаками.
ПЕСНЯ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС» НАСАУЛЕНКО.
Дети садятся на стулья.
ВЕДУЩАЯ. Ребята, в наш сад пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней лежит. (Ведущая открывает посылку, раздаётся голос).
ГОЛОС. Нас сложили очень густо,
Не дави же так, капуста.
Ты толста и так кругла,
Ты на спинку мне легла.
Не толкайся ты, картошка,
Вправо откатись немножко.
Я – малышка чесночок,
Не давите мне на бок!
ВЕДУЩАЯ. Ребята, что же это происходит? Овощи в посылке все перессорились. Вы что-нибудь понимаете? ( Дети отвечают.) Я тоже ничего не понимаю. Давайте попробуем разобраться. А для этого нам надо положить овощи за ширму и сказать волшебные слова:
Овощи, нам покажитесь,
СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ».
ВЕДУЩАЯ. Сколько разных овощей
Спорят: кто кого важней?
МОРКОВЬ. Вы ответьте мне по чести,
В вашей не нуждаюсь лести.
Главный овощ я – морковка!
В ротик прыгаю я ловко!
Содержу я витамин,
Очень нужный каротин.
ЧЕСНОК. Не хвалитесь каротином,
Я от гриппа и ангины,
От простуды, разной хвори,
СВЕКЛА. Чесноку не верьте, дети,
Самый горький он на свете.
Я – свеколка, просто диво,
Так румяна и красива!
Будешь свёколкой питаться,
Кровь вся будет очищаться.
МОРКОВЬ (презрительно).
Очищается вся кровь!
Главный овощ я – морковь!
Вот и огурец – пострел
К нам нежданно подоспел.
ОГУРЕЦ. Что? Огурчик вам не нужен?
Без него ну что за ужин?
И в рассольник, и в салат,
Огуречку каждый рад!
КАПУСТА Я – капуста, всех толщей!
Без меня не будет щей.
Борщ, салат и винегрет
Любят кушать на обед.
И при том учтите, дети,
Главный овощ я в диете!
ПОМИДОР. Вы кончайте глупый спор,
Всех главнее - помидор!
Раскрасавец хоть куда,
Я не овощ, а звезда!
ВЕДУЩАЯ. Видно, этот спор никогда не кончится. (Обращается к помидору.) Звёзд нам и так достаточно. Куда не поглядишь, везде звёзды! (Обращается к детям.) Надо нам, ребята, овощи помирить, Сейчас поедем в страну Огородию и узнаем, какие овощи важные.
Дети строятся паровозиком и под песню «Паровоз Букашка» двигаются по залу. В это время указатель – остановка Фруктовая, выносит два дерева: грушу и яблоню, на которых висят муляжи яблок и груш. Из домика выходит Дедушка Виноград.
ДЕДУШКА ВИНОГРАД (держится за поясницу). Эхе-хе, кто пожаловал в нашу страну?
ВЕДУЩАЯ. Это мы приехали в страну Огородию, в гости к овощам. Нам надо помирить их, потому что они не как не могут понять: кто же из них важней?
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Тогда вам надо было сойти на следующей остановке. А эта остановка называется «Фруктовая».
ВЕДУЩАЯ. Как же нам быть?
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Не надо огорчаться, сначала погостите на нашей остановке, узнаете много интересного о фруктах. А следующим поездом отправитесь дальше.
ВЕДУЩАЯ. Дедушка Виноград, наши ребята знают много фруктов.
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Тогда отгадайте мои загадки.
ЗАГАДКИ.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
На сучках висят шары –
Посинели от жары. (Сливы.)
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица!
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. ( Вишня.)
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Молодцы, ребятки, все загадки отгадали правильно. А сколько в этих загадках витаминов!!! Хотите мы с вами поиграем в одну интересную игру?
ИГРА «УЗНАЙ ГДЕ ТВОЙ ДОМИК?» (Детям раздают карточки с фруктами: яблони, груши, сливы. Звучит музыка, дети двигаются по залу. С окончанием музыки дети строятся в кружки вокруг своего дерева.)
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Хорошо вы знаете фрукты, ребята. Сколько ни старался я вас запутать – ничего не получилось.
ВЕДУЩАЯ. Наши ребята были летом на дачах. Они мне рассказывали, что в садах у них растёт много фруктов. Дети помогали своим родителям собирать их.
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Давайте посмотрим, как это у них получилось?
ХОРОВОД «УРОЖАЙ» КРАСЕВА.
(Звучит гудок)
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Вот и ваш поезд подходит. Стар я стал, совсем забыл. (Бьёт себя тихонько по лбу.) Я ведь хотел подарить вам фрукты, которые вы так быстро и аккуратно собрали. (Отдаёт корзинку с яблоками.) В них много витаминов: А, В, С и даже Е.
ВЕДУЩАЯ. Дедушка Виноград, так мы с ребятами не поняли, какой фрукт важней?
ДЕДУШКА ВИНОГРАД. Хоть и дедушка я старый,
Но обманывать не стану
Любознательных ребят.
Фрукты важные все в ряд!
Вам советую их кушать,
Глупых спорщиков не слушать!
ВЕДУЩАЯ. Спасибо тебе, Дедушка Виноград.
Дети строятся паровозиком и под песню двигаются по залу. В это время заходит Огородное Пугало. Воспитатель ставит указатель: «Остановка Овощная».
ВЕДУЩАЯ. Ребята, мне страшно. Кто это, как вы думаете ? (отвечают.
Огородное Пугало стоит неподвижно).
Здравствуйте! Скажите ,пожалуйста, кто вы?
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Во саду ли, в огороде
Пугало зевает.
Шустрых галок и ворон
Лихо разгоняет.
(Нехотя машет руками в разные стороны.)
ВЕДУЩАЯ (радостно). Ребята, всё понятно – это огородное пугало. А почему вы такое грустное?
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО (заинтересованно). А кто вы такие?
ВЕДУЩАЯ. Ребята, расскажите, кто вы такие? (Дети рассказывают).
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. А что вы умеете делать, чтобы было не скучно?
ВЕДУЩАЯ. Наши ребята умеют танцевать. Они и тебя научат.
ТАНЕЦ - ИГРА «ЛАВАТА!»
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. А зачем вы приехали в страну Огородию?
ВЕДУЩАЯ. Мы приехали сюда, чтобы узнать, какой овощ полезнее и важнее.
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Так это мы мигом!
Раз, два – готово!
Соглашайся, кто не трус!
Если ты не видишь овощ –
Отгадай его на вкус!
ИГРА «Узнай овощи на вкус».
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Вот ребятки так ребятки!
Отгадайте все загадки,
А загадки овощные!
Все овощи вкусные? ( Дети отвечают.)
Так вот, в каждом овоще много витаминов, и каждый из них полезен для вашего организма. Без свеклы вкусным будет борщ. Без капусты не получится щей. А как же мы проживём без горохового супа?
ВЕДУЩАЯ. Ребята, вы любите гороховый суп? ( Дети отвечают.)
Запомните, ребята, что каждый овощ – главный! Теперь мы сможем помирить овощи, которые прислали нам в посылке? (Дети отвечают).
А на радости такой
Пой частушки всей гурьбой!
ЧАСТУШКИ. Частушки поют то девочки, то мальчики.
ДЕВОЧКИ.
Пропоём сейчас для вас!
Мальчики хлопают в ладоши, девочки кружатся.
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
МАЛЬЧИКИ.
На себе всегда мы ловим
Восхищенья взоры!
Девочки хлопают в ладоши, мальчики выполняют глубокую присядку.
Красоту нам и здоровье
Дарят помидоры.
ДЕВОЧКИ.
Мы секрет румян достали
От прабабки Фёклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свёклы.
МАЛЬЧИКИ.
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора!
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура-а-а!»
ДЕВОЧКИ.
Ухажёров нынче сто
Под нашим окошком.
Все желают получить
Пирожок с картошкой.
МАЛЬЧИКИ.
Не болеем нынче гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!
ВСЕ.
Мы на праздник урожая
Натащили овощей,
После праздника наш повар
На год нам наварит щей!
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Вот здорово! Такие весёлые частушки. Я тоже хочу с вами веселиться.
ВЕДУЩАЯ. Пугало, а ты петь умеешь?
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Нет!
ВЕДУЩАЯ, А танцевать умеешь?
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО. Нет! Но я знаю очень интересную игру и хочу с вами в неё поиграть.
ИГРА «ПУГАЛО»
Пугало встаёт в центре зала. Дети берутся за руки, идут хороводом вокруг него и произносят:
Стоит пугало в саду
У народа на виду.
Пугало не скучай,
Лучше с нами поиграй!
Огородное Пугало ставит руки на пояс, ноги на ширине плеч. Ведущий ребёнок и все за ним в колонну под музыку опускаются на колени и пролезают у него под ногами. Как только ребёнок проползёт под ногами Огородного Пугала, он встаёт в конец колонны. По окончании музыки тот игрок, который не успел проползти под ногами Пугало, занимает его место. Пугало отдаёт ему свою шляпу. Игра повторяется 4-5 раз.
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО.
Детки наши молодцы,
Как на грядке огурцы.
И играют и поют,
И моих подарков ждут.
Нет её вкусней на свете,
Ешьте витамины дети!
(Раздаёт детям картошку в мундире,, завёрнутую в фольгу.)
ВЕДУЩАЯ. Пугало, ты нам очень понравилось! На дворе осень, охранять тебе на огороде нечего, а нашему детсадовскому сторожу помощник нужен. Не волнуйся, весной опять сюда вернёшься.
ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО.
На довольствие возьмёте?
Лучше всех вы заживёте,
Как завою, как залаю, Всех воришек распугаю!
ВЕДУЩАЯ.
Мы тебе поправим шляпку,
Яркую надену тряпку,
Швабру новую дадим –
Ты такой у нас один!
Звучит гудок. Под песню «Паровоз Букашка» дети уезжают из зала.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КТО СКАЗАЛ: «КАША – ЭТО ПУСТЯК»?
Искушенные в своем деле домашние хозяйки отлично знают, что сварить кашу – далеко не простое дело. Это верно. Если вы умеете варить кашу, то сам процесс варки принесет радость и удовольствие. Если нет – злость и мучение. Среднего не дано. Если кто-то из взрослых не любит кашу, так это потому, что бытует мнение: каша – еда для детей или больных. Какое невежество! Пренебрежение учебой в кашеварном деле ведет к тому, что молодая мамаша не в состоянии сварить для обожаемого чада даже обычную манную кашу... И приходится звонить бабушке или бежать за советом к соседке. Вот вы стоите посреди кухни в полной растерянности, а из кастрюльки валит едкий дым – пригорело. Но почему? Вроде все было сделано правильно... Не будем гадать. Главное при варке каши – это соотношение воды и крупы. Вот почему каши коварны. Для каши все важно. Вода из родника или из колодца и вода хлорированная, из водопроводного крана, для нее не одно и то же. И приходится помнить, что львиная доля воды уходит на разваривание крупы, на ее набухание и только малая на то, что бы «довести кашу до ума». Перед варкой крупу нужно перебрать: в ней всегда имеются различные примеси. Чтобы удалить пыль, песок, пустые зерна, недробленые крупы промывают или проточной водой в сите, или в кастрюле в нескольких водах. Нелишне знать и то, что при варке крупы выделяют крахмал, поэтому зерна впитывают жидкость и набухают. От количества воды зависит, какой будет каша – жидкой или густой. Если вы варите вязкую кашу, крупу следует засыпать прямо в горячую жидкость и часто помешивать. Дробленые крупы, перед тем как их засыпают в кипяток, нужно смешивать с небольшим количеством холодной жидкости, а уж потом вливать в кипящую, помешивая, чтоб не образовались комки. Каши – это не только самостоятельное блюдо, которое подают с маслом, молоком, сметаной, это еще и основа для приготовления запеканок, пудингов, гарнир к рыбным и мясным блюдам.
∙ Манная каша. Манная крупа – это пшеничная мука строго определенного помола, которую готовят из твердых сортов пшеницы. Нам при ее варке придется соблюдать точные пропорции. 34 На 0,5 л молока – 2/3 стакана манки. Когда молоко закипит, всыпают через сито крупу и варят не больше 2 минут, энергично помешивая. Затем огонь гасят, кашу закрывают плотно крышкой и оставляют на четверть часа, чтобы крупа полностью разбухла. Вот после этой процедуры можно улучшать вашу кашу всячески, на любой вкус – добавлять масло, варенье и даже грибную подливу.
∙ Гречневая каша. Она тоже требует абсолютной технологической дисциплины. А именно: соотношение крупы и воды должно быть 1 : 2. И ни граммом больше. Например, если у вас есть стакан гречневой крупы, требуется залить ее в кастрюле двумя стаканами воды. Такую кашу варят в кастрюле с толстым дном и плотной крышкой. Пусть вода с крупой покипит бурно 5 минут, потом огонь убавляют, добиваясь умеренного кипения, а в конце варки – совсем слабого. При этом не надо слишком часто приоткрывать крышку и заглядывать в кастрюлю, этим вы только помешаете каше довариться, как следует.
∙ Рисовая каша. По части варки риса в тех странах, где он заменяет хлеб – Японии, Китае, Вьетнаме, Корее, – повара достигли большого совершенства. И, к сожалению, этот богатейший опыт слабо проникает к нам, иначе, чем можно объяснить, что на рис, отваренный в наших столовых, горько смотреть... Нам с вами лучше всего взять на вооружение достаточно простой и надежный способ варки риса. Вот он: На 200 г риса – 300 г кипятка. Время варки – 12 минут. Рис засыпают в кипяток, закрывают кастрюльку крышкой (лучше с гнетом, чтоб не соскочила под давлением пара), 3 минуты варят на сильном огне, затем 7 – на умеренном и 2 – на слабом. После этого, погасив огонь, еще на 12 минут нужно оставить кастрюльку закрытой. И в результате – истинная рисовая каша, которую «маслом не испортишь», которая готова служить дополнением к мясу, овощам и быть основой для фарша.
∙ Перловая каша рассыпчатая .На 300–400 г перловой крупы – 30–40 г жира, воды в 2 раза больше объема крупы, соль. Отмеренную крупу промываем, отцеживаем. Кипятим воду, добавляем жир, засыпаем крупу, солим и, помешивая, варим на небольшом огне. Когда вода впитается, доводим кашу до готовности на «водяной бане». После того, как каша станет мягкой, вынимаем ее, раскладываем на блюдо и подаем с грибным соусом. ∙ Ячневая каша рассыпчатая На 300 г ячневой крупы – 30 г жира, воды в 3 раза больше объема крупы, соль. Ячневую кашу варим так же, как и перловую. Подаем ее к столу с луком, подходящим соусом к тушеному мясу. Хороша ячневая каша для приготовления голубцов.
∙ Пшенная каша рассыпчатая. На 300–400 г крупы – 30–40 г жира, воды в 2 раза больше объема крупы, соль. Варим пшенную кашу, как перловую. Подаем со сливочным маслом, творогом или овечьим сыром, либо мелко рубленым укропом в томатном соусе. Пусть же удача сопутствует вам в благородном и почитаемом людьми деле – домашней готовке разнообразных каш. В добрый час!
Список использованной литературы:
1. Иванова А.И. Человек. Естесственно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н. и др. Планирование работы по образовательной области «Познание» (проектно-исследовательская деятельность: игровое экспериментирование, проекты для детей 2–7 лет). – М.: ЦДО «Восхождение», 2012.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Здоровое питание – основа процветания"
Проект способствует развитию интереса к познанию здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом. В ходе самостоятельного исследования, дети должны выделить основные характерис...
Педагогический проект «Здоровое питание — основа процветания!» с детьми младшего возраста (3-4 года) при взаимодействии с семьей.
Педагогический проект...
Познавательно - исследовательский проект «Здоровое питание основа процветания»
Формирование у детей знания о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья ....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
Информационно-творческий проект по формированию здорового образа жизни «Правильное питание-основа здоровья!»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ....
Консультация для родителей «Правильное питание - основа будущего здоровья ребёнка»
Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека. Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или,...