Информационно-творческий проект по формированию здорового образа жизни «Правильное питание-основа здоровья!»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Берёзка»
Информационно-творческий проект
по формированию здорового образа жизни
«Правильное питание-основа здоровья!»
Подготовил:
воспитатель
Матакаева М.Ю
Новый Уренгой 2022 год
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»
Сократ
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители (законные представители), музыкальный руководитель.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный
Целепологание: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поступая в детский сад, многие дети имеют излишний вес, задержку в развитии координации движений. Ведь дома чаще всего родители занимают детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми, не ограничивают в употреблении сладостей, не соблюдают режим дня. Родители в силу своей занятости, усталости, совсем не уделяют внимание самому главному – здоровью своих детей. Даже посещая детские дошкольные учреждения, в которых все продукты строго нормируются и их сбалансированность просчитывается, дошкольники всё равно попадают в группу риска. Причина – неправильное питание детей дома. Наблюдения за детьми показывают, что многие отказываются от молочных, мясных, рыбных блюд, а некоторые не едят даже свежие овощи и фрукты. Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
Цель: Расширить представления детей о правильном питании, как одном из важных компонентов здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о зависимости здоровья человека от правильного питания;
- Формировать у детей и родителей интерес и готовность к соблюдению правил рационального здорового питания;
- Уточнять, расширять и углублять знания детей о полезных свойствах продуктов и продуктах, вредных для здоровья;
- Развивать привычку к здоровому образу жизни.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность этой темы.
Создать развивающую среду: подобрать атрибуты, материалы для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «ЖОЗ», подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятия.
Предполагаемый результат:
- Сформировать у воспитанников знания о правильном питании, о полезных и вредных для здоровья продуктах.
- Повысить интерес родителей к правильному питанию и здоровому образу жизни детей.
Этапы проекта:
I этап. Организационный
- Выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта.
- Изучение дополнительной методической литературы.
- Организация сотрудничества с родителями и другими структурами ДОУ (медицинская служба, повара детского сада).
- Подготовка анкет для родителей.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно- образовательного процесса.
II этап. Реализация проекта
Образовательные области | Формы работы | Цели |
Социально-коммуникативное развитие: Образовательный компонент «Социальный мир» | - Обсуждение с детьми различных ситуаций возникающих в результате неправильного питания. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Доктор», «Магазин», «Аптека», «Супермаркет», «Приглашаем гостей». «Овощной магазин» «На приеме у врача» Дочки- матери « Полезная еда» Игры настольно-печатные «Фруктовое лото», «В лес за ягодами», «Во саду ли, в огороде». Составление и отгадывание загадок по теме: «Ягоды, овощи, фрукты». Наблюдение за трудовыми действиями повара. Решение проблемных ситуаций «Исправь ошибки» (сервировка, умение пользоваться столовыми приборами). «Где взять витамины зимой?», «Как можно самим на окошке вырастить витамины?» | -Формировать умение детей к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду. Воспитывать эстетичность и красоту. - Совершенствовать умение детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. -Развивать игровые умения детей по сюжету «Семья»; закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. -Развивать любознательность, познавательную активность, мыслительные процессы (внимание, зрительное восприятие) |
Познавательное развитие: Образовательный компонент «Окружающий мир» | Игра-экспериментирование «Что внутри?» (тыква, яблоко, апельсин, кокос); «Вкусовые зоны языка», «Узнай по запаху»,«Как получить растительную краску из овощей?»(свекла, морковь),«Угадай на вкус»,«Почему апельсин не тонет?» «Почему кусочки яблока темнеют?» «Самый сочный фрукт» Проблемная ситуация « Почему Тимофею и Макару нельзя есть апельсин?». Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта: « Продукты для мозга», «Продукты для зрения», «Органы чувств»,«Ягоды, фрукты – витаминные продукты», «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»,«О здоровье и чистоте!», «Пейте дети молоко – будете здоровы!», «Чудо – кефир», «Что нам необходимо для роста и зрения?»,«ВитаминС», «Такая полезная зелень»,«Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки», «Как сделать кашу вкуснее?». Рассматривание фотографий, картинок, картин, энциклопедий. Дидактические игры: «Полезная и вредная еда», «Моё тело», «Полезно - вредно», «Разложи правильно», «Овощи и фрукты» «Узнай на вкус», «Четвертый лишний» «Осенний урожай» «Вершки и корешки», «Что где растет?» «Целое и часть», «Какой сок, какое варенье?» «Угадай по описанию» НОД: «Овощи, ягоды, фрукты- самые витаминные продукты» «Здоровая пища» «Витамины и полезные продукты» | -Формировать представления о семье, о членах семьи. Напомнить, что родители любят своих детей и заботятся о них. Развивать внимание. Воспитывать уважительное отношение к родителям. |
Речевое развитие: Образовательный компонент «Речевое развитие» | Обсуждение, произведений по формированию ЗОЖ. Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр», Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых Маленьких». Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». Бр. Гримм «Горшок каши», «Лиса и журавль». И. Токмакова «Каша», З. Александрова «Вкусная каша», Э. Мошковская «Маша и каша», М. Пляцковский «Кому что нравится». В. Осеева «Печенье». «Пословицы и поговорки о здоровом питании» (картотека) | Формировать умение детей составлять рассказы. Развивать коммуникативные навыки, активизировать словарь. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать и заботиться о своих членах семьи. |
«Чтение художественной литературы» | ЧХЛ: Сказки: «Колосок» «Каша из топора» «Петушок и бобовое зернышко» «Крылатый, мохнатый, масленый» В.Степанов «Мой огород» В.Бианки «Сова» Э.Шим «Кто как одет» И.Соколов-Микитов «Овощи» Л.Воронкова «Танин пирожок» Сборник сказок о пользе овощей и фруктов (картотека) Сборник стихов «Наши друзья- витамины» (картотека) Театрализованная деятельность «Спор овощей» Тувим «Сказка репка» | -Формировать интерес и потребность в чтении. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание. Развивать интерес к слушанию небольших рассказов без наглядного сопровождения, доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов. |
Физическое развитие: | Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация; Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика; Закаливание: воздушное и обширное умывание, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, обмывание ног. Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей. Подвижные игры «Кто быстрее соберет урожай овощей», «Съедобное-несъедобное», «Щука и караси», «Яблонька».«Есть у нас огород» «Вершки, корешки» «Овощи и фрукты» «По корзинкам» (овощи, фрукты, я годы) «Съедобное - несъедобное» «Здоровые. Ловкие. Быстрые» Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика «Соберем орешки», « Мы делили апельсин». Соревнования «Чья команда соберет быстрее урожай». | -воспитывать внимание, самостоятельность, инициативу, положительное отношение к движениям. -Привлечь родителей к совместному досугу. Сблизить детей и родителей. Развивать спортивный азарт, чувство единства. |
Художественно-эстетическое развитие: | «Рисование»: «Лепка»: Раскрашивание рисунков красками, полученными из овощей. Рисование «Полезные продукты» «Фрукты, ягоды» «Овощи» Изготовление книжки- малышки «Витамины в продуктах питания» Аппликация «Корзина с фруктами», Творческое задание – составление «Тарелки полезных продуктов». Изготовление книжки- малышки «Витамины в продуктах питания» Лепка «Яблоко» (пластилин) «Фрукты, ягоды» (соленое тесто) | -Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества |
Работа с родителями
Консультация для родителей:
- «Чем полезно молоко?»
- «Полезные и вредные продукты»
- «Азбука здорового питания»
- «Какие витамины содержатся в продуктах»
- «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Общения:
- «О пользе овощей и фруктов»
- «О пользе витаминов»
Наглядная информация:
- «Азбука здоровья»
- Сборник уникальных и легких рецептов «Здоровая пища на вашем столе»
- Кулинарные советы «Здоровая еда»
Анкетирование:
- «Питание в семье»
Опрос показал, что родители в семье стараются придерживаться здорового питания. В четырех семьях не рассказывают ребенку о значении витаминов в жизни человека. В семьях детей отрицательно относятся к «быстрому питанию» (гамбургеры, пицца…).
Творческое задание (совместно с родителями) «Тарелочка полезных продуктов».
Участие родителей в досугах, развлечениях, днях здоровья, днях открытых дверей.
Анкетирование родителей.
Консультации:
«Как формировать у ребенка привычку правильно питаться»,
«Каша здоровья!», «Здоровое питание дошкольников».
Предъявление информации, отражающей ход реализации проекта через родительский уголок.
Стендовые консультации.
Информация о рациональном питании (меню на каждый день).
Познавательный материал «Всё из молока».
Оформление альбомов:
«Фруктовые деревья»
«Грибы»
«Овощи»
«Ягоды»
«Фрукты»
«Продукты питания»
Плакаты:
«Овощи»
«Ягоды»
«Фрукты»
«Витамины А,В,С,Д,Е в продуктах питания»
Наборы открыток:
«Где и как поспевают фрукты, ягоды, овощи»
«Овощи, фрукты, я годы»
Тематический словарь в картинках «Грибы, Ягоды»
Совместная деятельность детей и родителей
- Создание книжек- малышек: «Все о правильном питании», «Чтобы быть здоровым и сильным- надо правильно питаться», «Загадки о фруктах и овощах».
- Создание плакатов: «Всё о полезной пище и витаминах», «Азбука здоровья- витамины», «Мы очень полезны», «Дружат овощи и фрукты», «Белки, углеводы, жиры», «Польза кисломолочных продуктов», «Витамины- наши живчики», «Полезная и вредная пища».
- Презентация детьми совместных работ.
III этап. Заключительный
- Создание уголка ЗОЖ «Здоровое питание»
- Выставка детских творческих работ
- Анкетирование родителей
- Выставка плакатов и книжек- малышек
- Создание альбомов
Список используемой литературы:
- Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Правильное питание дошкольников»
- Коняева Л. «Будь здоров, малыш» (Дошкольное воспитание № 11, 2004 г.)
- Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» (Дошкольное воспитание № 6, 2002 г.)
Заключительный этап:
Работа над проектом «Правильное питание – залог здоровья» способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию, они многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.
Дети знают правила рационального питания, различают полезные и вредные для здоровья продукты питания.
Проявляют, инициативу, самостоятельность в процессе приобщения к здоровому образу жизни.
С удовольствием, по собственной инициативе, отражают свои знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
Активно общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют познавательную и деловую активность.
Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью
Реализация проекта позволила сформировать у детей следующие представления:что такое здоровье и как его сберечь;что такое витамины;о своих органах, их работе и значении;что такое режим, гигиена и закаливание;о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;что полезно и вредно для организма;вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;что такое микробы и вирусы;профилактика лучше чем лечение, или как предупреждать болезни. .Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях.
В дальнейшем планируем продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; по формированию представлений о ЗОЖ; пропаганде здорового образа жизни; формированию познавательной сферы ребенка, т.е. закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма; взаимодействию с семьей; ознакомлению со сказками, легендами, художественными и научными текстами, где отражены вопросы сохранения здоровья.
Список использованной литературы:
1. Иванова А.И. Человек. Естесственно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н. Планирование работы по образовательной области «Познание» (проектно-исследовательская деятельность: игровое экспериментирование, проекты для детей 2–7 лет). – М.: ЦДО «Восхождение», 2012.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
4. Н.Е. Веракса, О. Р. Галимов.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
Проект по здоровому образу жизни «Правильное питание - залог здоровья!» для детей старшей разновозрастной группы
Формирование у детей культуры здорового питания – как одной из основной составляющей здорового образа жизни. ...
Проект с родителями по привитию здорового образа жизни "Правильное питание - залог здоровья
Проект с родителями "Правильное питание - залог здоровья" о работе педагогов с детьми и родителями по привитию ОЗОЖ. Самую главную роль в формировании здорового образа жизни играет семья. В ...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...
Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".
Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....