Представление собственного опыта.
статья на тему

Крючкова Ольга Владимировна

Данный материал поможет педагогам решить многие задачи в воспитании детей посредствам театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Взаимодействие семьи и детского сада при формировании валеологической культуры у детей дошкольного возраста средствами театрализации.

      Зачастую у детей дошкольного возраста  отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются взрослыми детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.  Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

    Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни, сознательная охрана своего здоровья и здоровья окружающих людей,  овладение необходимыми для этого практическими умениями возможно только  при создании вокруг ребенка  такой среды,  которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

 Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки, она дает  возможность на  одном уровне с ребенком выстраивать общение, что позволило нам  не только сформировать представления о валеологической культуре, но и у детей появилась  возможность увидеть своих родителей в другой роли, восполнить пробелы в эмоциональном общении родителей и детей.

Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его  основе лежит игра, участие в театрализации  позволяет воспитанникам  в игровой форме закрепить знания о том как правильно заботится о своём здоровье и вести здоровый образ жизни , о неблагоприятных факторах окружающей  среды   оказывающих пагубное влияние  на организм  человека,  о пользе витаминов, а  так же способствует формированию культурно-гигиенических навыков.

 Использование театрально – игровой деятельности позволит сформировать  основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям

 Вовлечение родителей происходит, при постановке  сказок валеологической направленности для публики,  для детей и родителей других групп. С начала учебного года было привлечено примерно 5% родителей и 15% детей,  на данном этапе  в деятельность вовлечено 40% родителей и 60% детей.

Чтобы родительская заинтересованность была выше, мы не ограничиваем их функции заучиванием роли детьми, и изготовление атрибутов, но и приглашаем на обсуждение темы постановки, разработку сценария и репетиции. Таким образом, будучи вовлеченными в саму деятельность родитель настроен на результат, он уже начинает испытывать интерес, что из этого выйдет.  

  Одной из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм работы стал «Театр здоровья» – своеобразное движение пропаганды здорового образа жизни. Здесь родители, дети и педагоги стали не только актёрами, но и сценаристами, режиссёрами, костюмерами и т.д.

 Театрализованные постановки о здоровом образе жизни –это один из видов деятельности «Театра здоровья» например: «Почему нужно чистить зубы», «Витамины A, B, C и D », «Про правильную осанку», «Айболит» сказка  на новый лад»,  « Жить здоровым – жить здорово!»  и многие другие).

 Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Главной целью нашей работы было привлечение родителей к театральному искусству, к театрализованным играм, что способствовало повышению  их педагогической культуры, пополнению знаний по формированию здорового образа жизни ребенка в семье и детском саду. Это содействовало сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества и развитию творческих способностей родителей.

 Ещё один из видов деятельности «Театра здоровья» - это  разработанные родителями и детьми сценарии театрализованных игр на столе «Правила здоровья». Главный герой Клоун Смешинкин попадает в различные неприятные истории (например  «Клоун Смешинкин и больной зуб», «Клоун Смешинкин простудился» и др.)  Воспитанники - артисты разыгрывают мини спектакли, которые всей группой после просмотра мы обсуждаем. В результате, дети придумывают правила здорового образа жизни для Смешинкина и сами стараются их выполнять, а родителям приходится следовать правилам здорового образа жизни.

 «Театр здоровья» - интересное, творческое и перспективное направление, активизация  педагогического потенциала семьи в вопросах формирования ценностей здоровья, через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего  поведения.



Предварительный просмотр:

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения.

О.В. Сидорова

воспитатель

МАДОУ «МАЯЧОК»

 дс «Капитошка

Нижний Тагил

Аннотация:

В статье раскрывается проблема  формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной игры. Здесь представлены пути решения через театрализованные игры, литературные произведения, игры- драматизации и т.д. В статье описан результат работы.

Статья:

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

            Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому взрослые должны не только защищать детей, но и формировать навыки безопасного поведения.   Размышляя над этим, у меня возник вопрос: как можно эффективно научить ребёнка правилам безопасности!?И ответ не заставил себя долго ждать! Конечно через театрализованную игру!

Театрализованная игра – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Воспитательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

        Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия разработанных мной занятий объединена двумя проблемами. Давая детям, представление о навыках безопасного поведения, я знакомлю воспитанников с театрально-творческой деятельностью, провожу работу над развитием речи, стараюсь осуществить одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

        Всем известно, что художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров:

 Сказки: «Пожар», «Кошкин дом» , «Колобок», «Волк и семеро козлят».

 Рассказы: Е. Хоринский «Спичка-невеличка»,

 Б. Житков «Пожар в море»,

Л. Толстой «Пожарные собаки»;

С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;

Е.Пермяк  «Как огонь воду замуж взял»

 Стихи:

Сборник стихотворений разных авторов «От малого опасения великое спасение».

«Уроки светофора» стихи о правилах дорожного движения.

 Пословицы

 Картотека загадок для детей.

        Фрагменты из них, а иногда и целые произведения в моей группе превращаются в театральные постановки. Воспитанники моей группы с удовольствием выступают перед детьми других групп, перед родителями с театрализованными представлениями. Мною была создана агитбригада «Юные пешеходы», которая стала победителем городского фестиваля «Пешеходные звёздочки» с театральной постановкой  « Незнайка и его друзья в большом городе».

        Совместно с семьями воспитанников были разработаны сценарии театрализованных игр на столе «Правила безопасности». Главный герой Клоун Смешинкин попадает в различные неприятные истории. Дети - артисты разыгрывают мини спектакли, которые всей группой после просмотра мы обсуждаем. В результате, дети придумывают правила безопасного поведения для Смешинкина и сами стараются их выполнять.

        Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю своего  поведения.

        Сейчас уже мои дети в старшей группе. Им очень нравится самостоятельно придумывать сюжеты про отважные действия спасателей. На минутках безопасности я предложила детям придумать настоящую сказку в стихах, сначала мы все вместе придумывали название, сюжет, потом стали работать над рифмой. Во время написания сказки, ребята очень много рассуждали, спорили, изображали главного героя, много говорили о нём и о его поступках, после чего ребята нарисовали иллюстрации, и у нас получилась настоящая книга!!!

        Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)  А театральные постановки по разработанным мной сценариям еще и способствуют формированию у детей навыков безопасного поведения. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

        Благодаря использованию театральной деятельности у моих воспитанников оказались сформированы не только навыки безопасного поведения в различных ситуациях, но и повысился уровень развития речи, ее выразительность. Театрализованная деятельность – кладовая для решения многих педагогических задач.

        Главное преимущество театрализованной деятельности – возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, ее использование для всестороннего развития детей.

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б.  Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
  2.  Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей - 2006. №4.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
  4. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С. 61.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб: Союз 2004.
  6. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.- М., 1996.- Т. 1.-  Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
  7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2008.
  8. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р. Один дома. Дошкольное воспитание. № 10.  1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию

Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).Художественно – эстетическое вос...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Представление собственного опыта

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ....

Представление собственного опыта

тема: Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ...

статья "Представление собственного опыта в презентации".

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я раскрою вам секреты презентации и расскажу, как сделать презентацию яркой и интересной....