Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему
Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Художественно – эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta.docx | 570.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного опыта по
художественно- эстетическому воспитанию
Приставкиной Ирины Владимировны,
воспитателя МБДОУ « Большеигнатовский детский сад
комбинированного вида»
По данной теме был разработан проект:
« Прекрасное и нужное своими руками»
по декоративно - прикладному искусству
Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Художественно – эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.
1.Актуальность
Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народов, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное , усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовлетворение от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление, самим научится создавать прекрасное. Обучаясь декоративному рисованию и лепке, дети используют приемы народных мастеров. Они овладевают разнообразными способами создания изображения, а это способствует приобретению свободы действия, свободы творчества. У детей развивается рука, координация действий руки и глаза. Обогащение представлений о художественной деятельности, о творчестве народных мастеров, о людях разных национальностей, приобщение детей к культуре разных народов – основной путь межнациональной толерантности. Детям доступен примерный объём знаний о культуре нескольких (двух – трех) народов (месте жительстве каждого из них, труде, быте, жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции), языке, народном творчестве, искусстве, (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно - прикладного искусства). Дети наглядно убеждаются, что Россия всегда была многонациональной страной, все народы связаны друг с другом. Они приходят к пониманию того, что необходимо чтить и уважать все народы без исключения, помогать друг другу, только тогда в стране все будет хорошо. Поэтому необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к народному творчеству, а это является залогом успешного овладения этой деятельностью и развитием детского творчества.
2. Концептуальность
Цель:
Развивать художественно – творческие умения и навыки детей в процессе рисования , аппликации и лепки с разнообразным материалом (бумагой, картоном, пластилином , солёным тестом).
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к художественно – творческой деятельности
- Формировать эстетическое отношение к красивым предметам и материалам, произведения декоративно – прикладного искусства.
- Развивать и закреплять у детей интерес к элементам народной росписи созданию декоративных композиций по мотивам народных изделий.
- Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
- Обращать внимание на материал, форму, цвет, композицию, орнамент, узор, которые используются для украшения предметов.
- Учит проявлять фантазию и творчество в лепке и рисовании.
3. Ведущая идея опыта
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.
4. Теоретическая база опыта
Изучив методическую, педагогическую литературу, был определён круг авторов, чьи позиции по вопросам художественно – эстетическому воспитанию детей через ознакомление народного и декоративно-прикладного искусства . В эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская , И.А.Лыкова и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
5. Технология опыта
Оптимальность и эффективность средств
Основные формы реализации проекта:
- специально организованное обучение
- расширение образовательного пространства в социуме
Предметно – развивающая среда:
- методические материалы;
- создание мини – музея;
- репродукции картин в разной технике;
- альбомы изобразительного искусства;
Деятельность педагога:
- определить проблему, постановка цели и задач;
- подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрационный материал;
- подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
- составить перспективный план мероприятий;
- определить методы и приёмы работы;
- наблюдать за детьми, их взаимоотношениями на занятиях и в свободное время;
Совместная деятельность педагога с детьми:
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- праздники, развлечения;
- детское художественное творчество;
- игры;
- экскурсии в музей по декоративно – прикладному искусству.
Совместная работа с родителями:
- обустройство детской площадки;
- оформление выставки детских рисунков « Гжель», « Хохлома»; «Дымка»; «Городец»; « Филимоновская игрушка».
Методы реализации проекта
Практические:
- создание развивающей среды;
- оформление уголков в группах по художественно – прикладному искусству;
- экскурсии;
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- обсуждения;
- рассказы;
Наглядные:
- выставки, конкурсы;
- рассматривание иллюстраций;
- ознакомление с художественными образами искусства;
- информационные стенды
В своей работе уделяю большое внимание приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского и мордовского народа.
Работаю в соответствии с перспективным планированием, включаю в работу с детьми разнообразные формы организации детской деятельности.
Этапы реализации проекта:
I ЭТАП – подготовительный
II ЭТАП – диагностический
III ЭТАП – практический
IV ЭТАП – диагностический и обобщающий
6. Анализ результативности
*создана предметно – развивающая среда
*разработан перспективный план по работе с детьми по данной теме
*составлен перспективный план по работе с родителями
*составлены конспекты занятий
*создан познавательно – игровой проект « Традиции и обычаи русского народа»»
*возрос уровень знаний детей о декоративно – прикладном искусстве.
7. Выводы, рекомендации
Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как уму присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт может быть использован в массовой практике .
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
8. Наглядное приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Голубая гжель» в рамках реализации проекта по художественно – эстетическому воспитанию « Прекрасное и нужное своими руками» по декоративно - прикладному искусству.
Приоритетная образовательная область: художественно - эстетическое развитие.
Подметно - пространственная среда: шаблоны посуды, гуашь голубого цвета.
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – гжельской росписи и её особенностях.
- освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщены, точки, сеточки, капельки ) учить самостоятельно, составлять узор по мотивам гжельской росписи по форме изделия.
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
-развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма и композиции, творческое воображение.
Материалы оборудование: иллюстрации с изображением гжельской посуды, Силуэты гжельских изделий, вырезанные из бумаги. Краски акварель, палитра, кисти, стаканчики с водой, салфетка.
Предварительная работа: знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки?
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным – давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Какое настроение вызывает у вас гжельская роспись?
- Почему роспись называется «Гжель»?
Давайте посмотрим презентацию:
А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров?
Давайте сначала разомнемся.
Физкультминутка
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки) .
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь) .
Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые чайнички. Давайте их украсим гжельскими узорами.
Самостоятельная деятельность Гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка карандашом, при этом кисть необходимо держать тремя пальцами
Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки – петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.
Обратите внимание на элементы гжельской росписи. В процессе работы воспитатель помогает осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Вот все пальчики мои, их как хочешь назови (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)
Не сидится им опять (встряхивание кистями) .
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели,
Рефлексия .
Работы выставляются на выставку.
Посмотрите, какая красивая посуда у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки.
А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....
Сценарий театрального представления на РМО по художественно-эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка"
Представляю свой сценарий театрализованного представления на РМО по художественно- эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка" (дымковская игрушка)....
презентация опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию
в работе отражены формы и методы работы с дошкольниками по развитию продуктивной деятельности...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
ТЕМА ОПЫТА: «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ» по художественно – эстетическому воспитанию детей
Тема моего опыта связана с творчеством. В основу моего опыта положены наблюдения и экспериментирование, направленные на изучение проблем художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возрас...
Презентация опыта работы педагогов в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.
Дошкольный возраст – это время приобщения ребенка к миру культуры (музыки и искусства).Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства ребенка, подталкивают к с...
Айжанова Р.А. "Я поведу тебя в музей..." статья для родителей ( из опыта по художественно-эстетическому воспитанию)
Данная статья большей частью адресована родителям дошкольников старшего возраста и носит рекомендательный характер.Целью и задачами работы являются:...