Представление собственного опыта
статья
тема: Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_za_dekabr_matkova_m.n._d.s_25_mayachok.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок» Фрунзенского района г. Саратова
Публичное представление собственного педагогического опыта
тема: «Формы и методы деятельности старшего воспитателя
в работе с педагогами ДОУ»
старший воспитатель
Маткова Мария Николаевна
Актуальность темы: В настоящее время методическая работа представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Информационные источники отображают основные направления деятельности старшего воспитателя, и я стараюсь, чтобы формы и методы работы соответствовали требованиям современности, профессиональным потребностям каждого воспитателя.
Основная цель деятельности: создание системы работы с педагогическими кадрами, способствующей повышению уровня профессиональной компетентности педагогов для достижения высокой эффективности образовательного процесса.
Поставлены следующие задачи:
1. Оценить и проанализировать уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива.
2. Создать мотивацию к саморазвитию и профессиональному росту, повышению профессиональной компетентности педагогов.
3. Систематизировать комплекс мероприятий по изменению содержания, форм организации педагогического процесса, планирования в ДОУ.
4. Создать условия для обобщения и распространения педагогического опыта в ДОУ и образовательном пространстве района.
В своей работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами: индивидуального подхода; практического деятельностного подхода.
Методическое сопровождение педагогов осуществляется в нескольких направлениях:
Диагностика компетентности педагогов: наблюдение за деятельностью педагогов, тестирование и анкетирование, коллективные наблюдения, экспресс - опросники коллег и родителей, самоанализ педагогической деятельности. С целью выявления уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, изучение профессиональных знаний воспитателей в соответствие с ФГОС, наличия индивидуальных возможностей и затруднений в педагогической деятельности, отслеживание динамики самообразования.
Организация индивидуальной (консультативной, практической помощи начинающим педагогам), коллективных форм работы (проведение методических мероприятий: семинаров, практикумов, конференций, мастер - классов). Контроль, оценка и координация работы по обеспечению качества образовательного процесса и освоения детьми программы воспитания и обучения, утвержденной в ДОУ.
Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме. Мотивирование и стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи.
Организация курсовой переподготовки прохождения курсов.
Организация участия педагогов, подготовка к выступлениям в методических мероприятиях разного уровня, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания детей, участия в образовательном процессе.
Работа с решением задач:
Для решения первой задачи было проведено диагностическое обследование педагогической деятельности коллектива. Результатом которого стало составление диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.
1. Изучение психологического климата в коллективе (тест «Психологический климат в педагогическом коллективе»).
2. Изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов», «Лист самооценки педагога», «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы»).
Системный оперативный и тематический контроль, так же способствовали создать базу данных о профессиональном уровне подготовки педагогов. При обсуждении итогов оперативного и тематического контроля, использую самоанализы работы воспитателей. Не всегда они были глубокими и качественными, с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Анализ педагогической деятельности кадров выявил причины такого положения дел: стереотипность в подборе содержания, форм и способов организации педагогического процесса; низкая заинтересованность в результатах своей деятельности.
Коллективу была представлена внешняя сторона оценки образовательного процесса, родителями воспитанников, для установления обратной связи. Был проведен опрос среди родителей воспитанников «Воспитатель глазами родителей». Анализ результатов, дал возможность спланировать методическую работу по повышению профессионализма воспитателей, а также организовать взаимодействие педагогов с семьями воспитанников для повышения педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания детей, участия в образовательном процессе.
В процессе педагогического наблюдения, беседы и анализа работы, был определен уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, точки зрения на различные проблемы, стиля общения с детьми, умения грамотной организации педагогического процесса.
Для решения второй задачи, выявления уровня профессиональной подготовки педагогов, работа была построена по направлению: работа с педагогами, имеющими педагогический опыт.
В работе с педагогами, имеющими профессиональный опыт, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценки, использую технологию создания портфолио. Портфолио комплектуется в межаттестационный период, пополняется в течение 5 лет работы, и педагог видит свои достижения и проблемные стороны. Эта технология помогает старшему воспитателю видеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.
Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на семинаре, педагогическом совете порождает содержательную мотивацию при выступлении, подаче информации. Особенно это характерно для педагогов с малым опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков.
Моя задача как старшего воспитателя - повысить уровень осознания педагогами ценности и необходимости педагогического общения. Здесь традиционные методы хороши при информировании, но формирование мотивации к самообразованию и самопрезентации считаю недостаточным. Наблюдение показало, если у педагога содержательная мотивация, то ценность получаемого опыта не всегда осознана: он превращается в поток информации, из которого воспитатель выбирает самое знакомое или легкое - за короткое время он не успел пережить это, сделать личностно значимым.
Это интерактивный метод - специальная форма познавательной и коммуникативной деятельности, в которой педагоги направлены на достижение цели. Он создает условия для активизации деятельности педагогов, повышает степень мотивации, эмоциональности, творчества, способствуют установлению сотрудничества между воспитателями.
Мною были использованы следующие подходы интерактивного взаимодействия: для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы, анализа предложенных инноваций («Мозговой штурм», «Разнос», «Сосуды долга и права», «Найди идею», «Выдвигаем гипотезы»). Для выработки установки на гибкое планирование деятельности - организационные игры («Судьба и организатор», «Имитация рабочего дня воспитателя»). Для решения конкретных педагогических и организационных проблем - продуктивные игры («Негатив и позитив», «Диалог», «Эстафета», «Решение трудных вопросов», «Смотреть на мир чужими глазами»). Для выявления уровня профессиональной компетентности игровые формы («Алло, справочное бюро», «Педагогический пробег», «Что, где, когда?»). Для повышения уровня коммуникативной компетентности - игровые формы («Дискуссия», «Аукцион», «Комиссионный магазин»).
Важное условие для реализации этого метода - положительное состояние психологического климата в коллективе, как фактора, формирующего эмоциональное благополучие. Для этого я применяла различные методики (релаксация, обучение навыкам аутогенной тренировки, элементы арт-терапии, психогимнастики) в подгруппах и индивидуально, перед началом занятия, проводила беседы, в которых формировала положительные установки к новой деятельности. Анонимное анкетирование воспитателей показало рост в оценках показателей психологического благополучия коллектива.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества является технология проектирования. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Поэтому данная технология как средство повышения профессиональной компетентности педагогов привлекла наше внимание.
В детском саду были проведены консультации «Советы воспитателю по работе над проектом», «Классификация типов проектов», семинар-практикум, викторина «Кто хочет стать знатоком проектного метода».
Показателями положительной динамики мотивации педагогов к профессиональному росту считаю: создание развивающей предметно - пространственной среды в группах; рост активности в подготовке методических мероприятий; курсовую подготовку и аттестацию. Разработку и реализацию проектов совместно с детьми, участие в конкурсах детского творчества.
В результате, сравнение данных мониторинга качества образования дошкольников за три учебных года показало позитивную динамику по всем направлениям развития.
Для решения 3 задачи, изучив пособия при составлении годового планирования, пришла к выводу: научно обоснованное планирование есть также результат качественного анализа деятельности ДОУ. Решение двух выше указанных задач помогает подойти к решению третьей.
Чтобы избежать высокой плотности плана, неравномерного распределения мероприятий между исполнителями и по срокам, была создана творческая группа для корректировки плана.
Анализируя перспективное планирование, пришла к выводу, что необходимо качественно изменить его. Изучила большое количество новых источников, авторских подходов, привлекала к поиску и рациональному применению методической литературы воспитателей. Используя свои знания, научила часть воспитателей навыкам работы на компьютере на уровне пользователя. В результате качественно обновлено перспективное планирование: составленное на весь учебный год по каждой возрастной группе, оно определяется тематикой недели по всем разделам, указаны цели, задачи, материал; удобно в применении, позволяет сократить время подготовки к занятиям, эстетично оформлено. Предлагаю воспитателям планировать образовательную работу в соответствии с ФГОС, основной ведущей деятельностью дошкольников - игровой, в которой дети получают знания об окружающем мире, являются активными исследователями. Акцентирую внимание на создание развивающей среды.
Реализуя годовые цели по созданию оптимальных условий для функционирования и развития ДОО в контексте целевых ориентиров, заданных ФГОС дошкольного образования, руководствовались мнением ученых и практиков, законодательными документами в области дошкольного образования.
Приоритетными проблемами для обсуждения на педагогических советах в ДОУ явились:
1. Реализуемые программы. Направления образовательной и воспитательной политики ДОО в условиях ФГОС.
2. Эмоциональное благополучие педагогов и детей.
3. Развитие игровой деятельности.
4. Физическое развитие и здоровье.
5. Развитие речи детей через внедрение эффективных технологий и методик.
6. Интеллектуальное развитие ребенка.
7. Развивающая предметно – пространственная среда – условие успешной социализации воспитанников.
Мероприятия в годовом планировании строились, исходя из обсуждаемых тем, сохраняя логику и взаимосвязь частей. По итогам года творческая группа принимала участие в составлении Самообследования деятельности ДОУ, которое размещается на сайте детского сада.
Решение 4 задачи.
Обобщение и распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях – внутри ДОУ, на муниципальном, всероссийском. Методы его распространения различны - это выступление на педагогическом совете, с демонстрацией наглядного материала, в форме презентаций, мастер-классов, а так же предоставления методических разработок в методический кабинет, предложенных в виде конспектов занятий, перспективных планов, дидактических игр, пособий и наглядных материалов.
В обобщении педагогического опыта педагоги используют демонстрацию освоенных методов, методического оснащения и оформления своей работы. Результатами так же являются личные достижения, как педагогов, так и воспитанников. Это способствует повышению мотивации педагогов на процесс и результат работы.
Организация и проведение совместных мероприятий детей и родителей, в процессе реализации проектов, разработанных в ДОУ, позволяет повысить заинтересованность родителей воспитанников, мотивировать их на активное участие в жизни ребенка и ДОУ в целом.
Показателями положительной динамики моей работы, мотивации педагогов является:
1. Использование современных методов в работе с педагогами.
2. Положительная динамика мотивации педагогов к профессиональному росту.
3. Положительная динамика освоения образовательной программы детьми.
4. Положительная динамика участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня.
5. Обобщение и распространение опыта работы.
6. Удовлетворенность работой ДОУ родителями (законными представителями).
Перспективы методической работы - разработка и реализация проектов по системе профессионального роста и предупреждению профессионального выгорания педагогов, совершенствование работы ДОУ, основанное на сотрудничестве с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию
Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).Художественно – эстетическое вос...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...
Представление собственного опыта.
Данный материал поможет педагогам решить многие задачи в воспитании детей посредствам театрализованной деятельности....
Представление собственного опыта
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ....
статья "Представление собственного опыта в презентации".
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я раскрою вам секреты презентации и расскажу, как сделать презентацию яркой и интересной....