Представление собственного опыта
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 58.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я Бекетова Ольга Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории. Педагогический стаж 14лет. В Большетарховской общеобразовательной средней школе работаю с 2015 года.
C 1
Тема,которой хочу с вами поделиться:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ.
Мое педагогическое кредо:
Учить сегодня – сложная задача.
Ученье, как вершина, нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит - учить себя, чтоб двигаться вперёд!
C2
Актуальность
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
С3
Созданная Генрихом Сауловичом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
С4
Основным показателем уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Однако педагогами не уделяется достаточное внимание использованию приемов и методов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.
Возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
С5
Цель:
Определитьпедагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Объект:
процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет:
педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
С 6
Гипотеза:
если соблюдать следующие условия:
1. Обучать детей созданию образных характеристик путем творческой реализации сравнений, загадок, метафор;
2. Обучать детей обобщенным алгоритмам построения высказываний различных типов;
3. Стимулировать детей к созданию творческого продукта в речевой деятельности посредством использования алгоритмов мышления и приёмов фантазирования,
то
процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий будет осуществляться эффективно.
С7
Задачи исследования представлены на слайде:
1. Изучить сущность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить критерии и уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать экспериментальную программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;
3. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных.
С8
На слайд выведены авторы психолого - педагогические концепции речевого развития детей, которые являлись теоретической основой исследования.
Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, О.С. Ушакова, В.И.Яшина, и др., лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Р.А. Будагов, Б.В. Головин, В. Гумбольдт, Н.И.Жинкин, А.А.Потебняи др.), научные труды об использовании ТРИЗ - технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Е.А.Бобровой, А.В.Корзун, Т.А. Сидорчук, Е.О.Смирновой, А.М.Страунинга, Н.Н.Хоменко).
С9
Уникальность технологии ТРИЗ в том, что это система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое основано на общих законах теории решения изобретательских задач.
Эффективность ТРИЗ-педагогики в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.
Девиз ТРИЗ – «Творчество во всём»
С10
Новизна педагогического опыта.
Опыт моей работы основан на принципе природосообрАзности обучения. Мое педагогическое творчество в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Мною созданы следующие условия успешного формирования творческого потенциала воспитанников старшего возраста: (представлено на слайде)
- Разработан план работы по развитию связной речиу детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий
- Составлена дополнительная образовательная программа «Речецветик»по подготовке к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи с элементами ТРИЗ технологий.
- Оформлена картотека игр на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, изготовлены дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.
С 11
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитывала следующие дидактические принципы, которые позволяют детям быть более раскованными в высказываниях по заданной теме: (они представлены на слайде)
Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности
Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
С12
Из всего многообразия методов и приёмов данной технологии я применяю в работе следующие (представлены на слайде)
1.Мозговой штурм. (Вставить фото занятия)
Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Например, игра «Хорошо плохо».
-А солнце какое, хорошее или плохое?
Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
- А что плохого может быть в солнце?
- Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
- Выходит, в солнце есть что-то хорошее и что-то плохое.
2. "Да-нет-ка"(Вставить фото занятия)
Например: я загадываю слово "Слон", дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?
Оно живет в жарких странах? Это слон?) , воспитатель отвечает только " да" или "нет", пока дети не угадают задуманное.
3. Синектика(Вставить фото занятия)–метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую.
Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.
Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание
«Добавь словечко»
Яркое, теплое (Что) – солнце
Снег, мороженое (Что делают) – тают
Звенит, бежит (Что) — ручей
4.Метод «Системный оператор»(Вставить фото занятия)–формирование умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира.Например , игра «Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.
В играх «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.
Игра: «Путешествие по пятиэкранке»-это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.
В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.
5.Круги Луллия(Вставить фото занятия)–наглядное пособие с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения сказок («Маша и медведь», «Красная шапочка» и др.) ; на сектора второго –главные герои (Маша, Красная шапочка, Золушка и др.) ; третьего – атрибуты героев (Пиражки и кузовок, шапочка и т. д.). Нельзя не отметить универсальность игрового пособия, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия, способствует формированию умения ребенка строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм.
С13
Структура НОДс использованием ТРИЗ-технологии.(Фото занятия)
На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.
Второй этап учит проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач.
На третьем этапе ставитсказочные задачи и возможность сочинить собственные истории.
Четвертый этап применение новых знания для нестандартного решения задач.
С14
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность,(Фото проектов) так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом реализуют его в практической деятельности. Наши проекты: «Занавес театра в детском саду», «Хлеб-всему голова», «Волшебная вода», «Учимся быть добрее». Работа над проектами позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.
С15
Этапы реализации программы:
- Определила уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста: (критерии и показатели представлены на слайде)
Критерии | Показатели |
Активность в речевом общении | - умеет поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их. |
Связность и целостность изложения | - умеет придумывать фактический описательный рассказ об игрушке - осознает структуру связного высказывания, определяет его тему - умеет связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму. |
Гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи | - умеет составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем. |
Грамматическая правильность построения предложений | - употребляет простые предложения. - использует предложения с однородными членами. - потребляет разные части речи. |
Разнообразие лексических средств | - использует в своей речи антонимы, синонимы, сравнение, паронимы. |
Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого | - умеет составлять рассказы из личного опыта без помощи взрослого. |
С 16
2. Подобрала диагностические методики и оборудование
Диагностик«Обследование связной речи» Н. В. Кущ
«Творческого воображения» по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева.
3. Провела диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и проанализировала её результаты.
С 17
Результаты обследования детейпредставлены на слайде
Образовательная область | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | 2016-2017 учебный год | |||||||||
Средняя гр. | Старшая гр. | Подготовительная гр. | ||||||||||
Сентябрь | Май | Май | ||||||||||
в | ср | н | в | ср | н | в | ср | н | ||||
Речевое развитие | 14 | 48 | 5 | 22 | 37 | - | 25 | 38 | - | |||
Творческое воображение | 10 | 20 | 3 | 23 | 18 | - | 27 | 10 | - | |||
Итого в среднем | 24 | 68 | 8 | 45 | 55 | - | 52 | 48 | - |
По результатам диагностики видно, что в сентябре 2014 года идёт преобладание детей со средним уровнем развития речи и воображения(68%), что является возрастной нормой. Также выявлены дети с высоким (24%) и низким (8%) уровнями развития речи. При повторном обследовании в мае 2016 года результаты обследования говорят о том же преобладании среднего уровня (55%), высокий уровень составляет (45%). Таким образом, дети с низким уровнем развития речи и воображения перешли в средний уровень. Результаты обследования в мае 2017г. показали качественное изменениеуровня развития речи и воображения и преобладание высокого уровня (52%) над средним (48%).
Дети приобрелиумение находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческое, оригинальное.Повысился уровень речевой активности, дети стали свободнее общаться.
С 18
Большим подспорьем является ведение объединения «Речецветик» в рамках часов, выделенных от МБУ «РЦТЦ и М «Спектр».Результат реализации основной образовательной программы и программы дополнительного образования:за последние 2 года у 80% детей речь стала более осознанной и произвольной. Дети учатся вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний. Они умеютсравнивать и обобщать, активно участвуют в выставках и конкурсах различного уровня.
С19
На данном слайде вы видите достижения детей за последние три года. (Фото дипломов и работа с родителями)
Воспитанники принимают ежегодно участие в Международной экологической акции «Марш парков», приуроченной к Международной экологической акции «Спасти и сохранить»;
Участвуют в различных конкурсах в рамках Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»;
Участвуютв садовских и городских конкурсах: «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя игрушка», «Открытка ко Дню защитника Отечества», «Зеленая планета глазами детей», «Моя любимая сказка». Принимают участие во Всероссийских конкурсах и викторинах.
Благодаря достижениям детей моя деятельность также была отмеченадипломами: за участие в художественной самодеятельности и патриотическом воспитании учащихся «Самотлорские роднички», «Новогодний коллаж», «Лучший проект 2015», «Рождество Христово», «Пасха Красная», «Губернаторские состязания».
Отмечена поощрительным дипломом Православной общины храма Рождества Христова.
С20
С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий ТРИЗ была проведена следующая работа с родителями:
- ежегодно провожу анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей»
- оформила выставкудидактических ТРИЗ-игр на развитие речи;
- провожу ежегодно консультации «ТРИЗ в детском саду»;
- оформила папку –передвижку «Что такое ТРИЗ?»
- провелаоткрытые занятия, совместные праздники, проекты.
- создала личный сайт http://nsportal.ru/beketova-olga
2015г. – провела мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».
Таким образом, данная технология позволяет мне успешно решать задачи развития связной речи, творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
С21 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию
Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).Художественно – эстетическое вос...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...
Представление собственного опыта.
Данный материал поможет педагогам решить многие задачи в воспитании детей посредствам театрализованной деятельности....
Представление собственного опыта
тема: Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ...
статья "Представление собственного опыта в презентации".
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я раскрою вам секреты презентации и расскажу, как сделать презентацию яркой и интересной....