Программа физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
рабочая программа на тему
Программа физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fizkulturno-ozdorovitelnoy_rabote.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование программы. Программа по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
Основание для разработки программы. Возрастающее количество детей с нарушением здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений; увеличение количества детей со 2,3,4 группами здоровья.
Заказчик программы. Родители воспитанников дошкольного возраста.
Организация исполнитель программы. ГБОУ СОШ № 1987 «Социокультурный образовательный комплекс» дошкольное отделение № 3
Срок реализации. 2014-2018 год.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее, в связи с тенденцией к ухудшению физической подготовленности дошкольников.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, но по данным анкетирования родителей в вопросах здоровьесбережения отмечается низкая компетентность в данном элементе семейного воспитания. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в дошкольном учреждении и дома. Педагоги не в состоянии решить проблему укрепления здоровья детей без помощи специалистов, медицинских работников, родителей ребёнка.
Перед коллективом учреждения стоит задача строительства единого образовательного пространства с целью создания условий для воспитания здорового ребёнка, психологического, эмоционального его благополучия, развития личностных качеств.
Предварительный опрос родителей, статистика детских заболеваний, экологическое загрязнение, которое вызывает частое заболевание верхних дыхательных путей, социальное обследование семей привело к необходимости взять приоритетным направлением в деятельности учреждения физкультурно-оздоровительную работу. Выполняя требования программы по подготовке детей к школе, педагогический коллектив учреждения основной задачей считает – обеспечение физического развития, создание здоровьесберегающих условий.
- Закон РФ «Об образовании» (№ 12-ФЗ 1992).
- Бюджетный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Концепция модернизации российского образования.
- Концепция управления качеством образования.
- Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562. Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении
- Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия по укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательного учреждения» от 15.05.2000г № 1418
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» от 04.04.2003г № 139
- Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» то 30.06.1992г № 186/272
- Приказ Минздрава и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению проф. осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14.03.1995г № 60
- Приказ Минздрава РФ «О временных отраслевых стандартах объёма медицинской помощи детям» от7.05.1998 №151
- Письмо Минздрава РФ «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 29.12.1999г № 13-16/42
- Рекомендации Минздрава России «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендованных для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах» от 9.05.1999г № 1100/964.99.15
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г № 65/23-16.
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
- Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования.
- Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
- Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
- Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения.
- Повысить качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.
- Создать в ДОУ условие для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка.
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
- Расширить кругозор, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
- Воспитание у детей осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности: развитие валеологической культуры у ребенка, основы валеологического сознания.
Системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, поможет максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также поспособствует повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
- оздоровительное
- лечебно- профилактическое
- валеологическое
- физическое
- психо-эмоциональное
- коррекционно – развивающее
- комплексная диагностика.
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Организационный этап – 2014г. - 2015г.
- мониторинг исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников;
- анализ материально-технической базы и кадрового обеспечения;
- выявление болевых точек в работе дошкольной организации, анализ профессиональной компетенции воспитателей;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим и др.);
- укрепление материально-технической базы МДОУ (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинских и физиокабинетов, технологическое оборудование пищеблока и т.д.);
- обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в МДОУ (выполнение норм СанПиН, корректировка учебных планов и программ);
- создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация питьевого режима и питания воспитанников);
- изучение передового педагогического , медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (организация кружков, систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий);
- оздоровительная работа с педагогами (проведение спартакиад среди подразделений Управления образования, профилактика "эмоционального выгорания" педагогов);
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
Этап реализации – 2016г. – 2018г.
- отработка моделей и технологий системы оздоровительной и профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
- внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в ДОУ: рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности; оптимальный двигательный режим; эффективное закаливание; обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; преобладание положительных эмоций; использование психолого-педагогических технологий;
- методическое и организационное сопровождение;
- развитие педагогического творчества;
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Завершающий этап – 2018г.
- проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы (стабилизация показателей уровня заболеваемости детей, психоэмоциональных нарушений детей и педагогов);
- определение дальнейшей перспективы сохранения и укрепления здоровья детей.
Наименование должности | Содержание деятельности. |
Руководитель структурного подразделения |
|
Медсестра |
|
Старший воспитатель |
|
Педагог-психолог |
|
Инструктор по физической культуре |
|
Музыкальный руководитель |
|
Воспитатели |
|
Учитель-логопед |
|
Завхоз |
|
Инструктор по плаванию |
|
Направления и задачи | Действия | Место проведения | Сроки | Ответственный | ||
2014-2015г. | 2016-2018г. | 2018г. | ||||
I.Лечебно-профилактическое направление. Задачи. 1. Обеспечение оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья и профилактики заболевания.
| 1. Разработать план лечебно-профилактических мероприятий. 2. Реализация плана лечебно-профилактических мероприятий. 3. Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. 4. Разработать и включить в работу с детьми профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.); 5. Создание здоровьесберегающей среды на территории ДО: - проект «Тренирующая дорожка»; - проект «Тропа здоровья»; - проект «Зона релаксации»; - проект маршрута «Сберегайка»; 6. Организовать работу семейного клуба для родителей детей с ослабленным здоровьем. 7. Приобрести увлажнители воздуха. 8. Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил. 19. Выявление и коррекция нарушения осанки, плоскостопия. | ДОО | + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + | Медсестра, старший воспитатель. Воспитатель. Старший воспитатель. Медсестра, старший воспитатель, пед.-психолог. РСП, ст. воспитатель. Ст. воспитатель, инстр. по физо. Завхоз. Медсестра. Медсестра. |
II.Коррекционно-развивающее направление. Задачи: 1. создание условий, обеспечивающих психическое, физическое здоровье, эмоциональный комфорт; 2. обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению; 4. формирование навыка правильной осанки, развития мышечно-суставного чувства правильной осанки; профилактика плоскостопия. 5. обеспечить комплексную коррекцию речевых нарушений у дошкольников в образовательном процессе; | 1. Использование логопедической ритмики, как средства в организации в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. 2. Внедрить следующие технологии: речедвигательной ритмики (А. Я. Мухина), коррекции психомоторного развития (А. Л. Сиротюк), логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н. Ю. Костылёва, М. Ю. Картушина), артпедагогические технологии в специальном образовании ( Е. А. Медведева) игровые технологии в логопедической коррекции ( Л. В. Забродина, Е. С Ренизчук). - консультирование - оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений. | ДОО | + + | + + + | + + + | Муз. рукокводитель. Учитель-логопед. Старший воспитатель, инструктор по физо, пед.-психолог |
III.Психо-эмоциональное направление. 1. создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста, групп риска; 2. формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми; | 1. Разработать модель психодиагностической работы психолога. 2. Разработать планы индивидуальной и групповой работы с педагогами для создания комфортной адаптации детей раннего возраста. 3. Консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами. 4. Изучение и применение в работе методических рекомендаций: - для родителей, имеющих детей с ослабленным здоровьем. | ДОО | + + + | + + | + | Педагог-психолог. Педагог-психолог. Педагог-психолог. Педагог-психолог. |
III. Оздоровительное направление. Задачи: 1. организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН; 2. разработать комплексный план оздоровительных мероприятий; 3. организация и контроль закаливающих мероприятий. 4. организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; 5. повысить компетентность родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. | 1. Разработать план оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий. 2. Разработать модель внедрения здоровьесберегающих методик. 3. Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - аромотерапия Г. Лаврентьевой; - сеансы самовыздоровления; - энергетическая гимнастика А. Уманской; - парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; - психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; - лечебные игры Галанова; - театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко. 4. Отслеживание результативности испытания здоровьесберегающих технологий. 5. Разработать план мероприятий с родителями по охране здоровья и формирования здорового образа жизни. 6. Внедрение плана мероприятий с родителями по охране здоровья и формирования здорового образа жизни. 7. Внедрить дополнительные услуги. - ЛФК - Массаж - Физиотерапия 8. Разработать механизм использования индивидуальных маршрутов здоровья. 9. Внедрение реабилитационных мероприятий (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, функциональная музыка, психогимнастика, тренинги); 10. Разработать и внедрить профилактические меры для снижения заболеваемости детей в группах раннего возраста. 11. Лицензирование осуществляемых видов медицинской деятельности (доп. услуги). | ДОО | + + + | + + + + + + + + + | + + + + + | Старший воспитатель, инструктор по физо, пед.-психолог, медсестра. Старший воспитатель. Старший воспитатель, инструктор по физо, пед.-психолог, медсестра, муз.рук., уч.-логопед. Старший воспитатель, медсестра. Старший воспитатель, инструктор по физо. Старший воспитатель, инструктор по физо. Рук. структурного подразделения Старший воспитатель. Медсестра. Старший воспитатель, Медсестра. Рук. структурного подразделения |
IV. Физическое направление. Задачи: 1. развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка; 2. контроль за двигательной активностью и становление физической культуры дошкольников; 3. воспитание привычки повседневной физической активности; 4.обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья; 5. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. | 1. Изучение и применение в работе критериев оценки компетентности детей старшего дошкольного возраста в области культуры здоровья и развития движений. 2. Привлечение родителей к совместным с детьми спортивным праздникам и развлечениям. 3. Посещение городских семинаров-практикумов и мастер-классов по организации физкультурной работы в дошкольных учреждений. 4. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. 5. Мониторинг состояния здоровья обучающихся (диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма). 6. Внедрить дополнительные услуги: - ОФП - школа мяча и др. | ДОО | + + + + + | + + + + | + + + + | Старший воспитатель. Старший воспитатель, инструктор по физо. Педагоги. Педагоги. Старший воспитатель, медсестра, педагог-психолог. Рук. структурного подразделения. |
V. валеологическое направление. Задачи: 1. воспитание валеологической культуры дошкольника. 2. формирование у детей основ ЗОЖ. | 1. Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики валеологической культуры детей по возрастным группам. 2. Составление перспективного планирования по валеологическому образованию дошкольников. 3. Разработать и внедрить методику игровой диагностики для определения знаний, умений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 4. Разработать и внедрить перспективный план взаимодействия специалистов по темам досугов и развлечений в рамках оздоровительно-игровой деятельности экологической направленности. 5. Организовать культурное пространство с учетом валеологической направленности. | ДОО | + + + + | + + | + + | Старший воспитатель. Старший воспитатель. Старший воспитатель. Специалисты. Старший воспитатель |
VI. Комплексная диагностика. Задачи: 1. наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей с целью дальнейшей организации педагогического процесса. | 1. Выявление основных направлений и системы мониторинга: - медицинского - педагогического | ДОО | + | + | + | Старший воспитатель, медсестра. |
VII. Кадровое обеспечение | 1. Формирование кадровых, материальных, программно-методических ресурсов для обеспечения работы дошкольного учреждения в режиме развития. 2. Повышение квалификации педагогических и медицинских кадров. | + + | + + | + + | Старший воспитатель. Старший воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"
Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....
Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"
Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...
план - программа образовательно - воспитательной работы в детском саду
Перспективный план в первой младшей группе по ФЦКМ. Образовательная область "Познание"...
Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада
laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
консультация для воспитателей...
Физкультурно-оздоровительный проект для педагогов детского сада "Здоровье, сила, красота".
Проект отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению сотрудников, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, профилактической работе в коллективе....
«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...