Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОО
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему
Обобщенный педагогический опыт представляет собой систему работы с детьми старшего дошкольного возраста обучению дошкольному туризму. В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения старших дошкольников элементам туризма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
оздоровление детей средствами дошкольного туризма | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1»
КЛИМОВИЧ МАРИИ АЛЕКСЕЕВНЫ
ТЕМА ОПЫТА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ДОО.
ИДЕЯ ОПЫТА: ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИПМ 1. Сведения об авторе
Ф.И.О. Климович Мария Алексеевна
Образование Высшее
Название (полное) Тульский государственный педагогический
учебного заведения, институт им. Л.Н.Толстого ,
год его окончания 1985 г.
Специальность по физическое воспитание
Диплому
Место работы муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего
вида №1» г. Новомосковск
Должность инструктор по физической культуре
Педагогический стаж 13 лет
Стаж работы в занимаемой
должности 8.6 лет
Квалификационная категория первая
Повышение ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»
Квалификации 2014 г. «Содержание деятельности инструктора
по физической культуре в контексте федерального
государственного стандарта дошкольного образования»
(126 часов, регистрационный № 03549)
Награды Почетная грамота министерства образования и культуры
Тульской области в 2012 году (приказ №319-л от 20.08.2012г.)
ИПМ 2. Условия формирования опыта
Данный опыт возник непосредственно в МБДОУ «Детский сад №1» в связи с необходимостью приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни, используя имеющиеся в детском саду туристские средства, позволяющие органично вписываться в систему «человек — общество — природа».
Мной был изучен и систематизирован большой объем литературы по теме дошкольного туризма, публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсов по теме опыта.
Мой опыт формировался в ходе:
- подготовки к выступлениям на городских методических объединениях «Инструкторы по физической культуре ДОО»;
- проведения семинара городского методического объединения инструкторов ДОУ «Организация работы по подготовке и проведению туристических прогулок» на базе МБДОУ «Детский сад №1» (2009-2010 учебный год); на котором я показала открытое практическое занятие- путешествие по физической культуре «Дружно весело шагать» и выступила с докладом «Организация работы по подготовке и проведению туристических прогулок»;
- публикации моей статьи «Подготовка к проведению туристических прогулок» в «Методических рекомендациях. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Информационно-методический центр» в 2012 году;
- при обучении на курсах повышения квалификации.
Таким образом, на условия формирования опыта повлияли система работы в МБДОУ «Детский сал №1», изучение специальной литературы, участие в методической работе на различных уровнях.
ИПМ 3. Актуальность и перспективность опыта
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 год) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. В настоящее время система отечественного дошкольного образования, в том числе и физкультура, претерпевают существенные изменения. Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса. Обращение к туризму, как к средству физической культуры не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
- Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.
- Туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания дошкольников.
- Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
- Дошкольный туризм формирует нормы экологического поведения в природе.
- Дошкольный туризм дает возможность формирования валеологических знаний у дошкольников.
В настоящее время вопросы активизации двигательного режима, изучение физиологических особенностей человеческого организма, формирования навыков экологического и безопасного поведения в природе на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, прогулка, туристическая прогулка используются в детском саду пока недостаточно эффективно. Двигательная деятельность с туристической направленностью не заняла еще должного места в детских садах.
ИПМ 4.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основана на идеях, изложенных в работах таких ученых, как И.М.Сеченов, В.И.Лях, А.П.Матвеев, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Данилина, Н.А. Бернтштейн.
Швейцарский педагог И. Г Песталоцци писал: «Средства физического развития каждый раз идут в ногу со средствами нравственного воспитания и умственного развития… Упражнения всесторонне воздействуют на умственные силы ребенка – воображение, память, комбинаторные способности, силу суждения, изобретательность. Упражнения предъявляют требования не только к уму ребёнка; они захватывают и приводят в движение все его эмоции, все силы сердца, вплоть до самых нежных и чувственных». Г. Белинский сказал: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания».
Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной проблеме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта. Она рекомендует систему работы по организации круглогодичных туристических прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.
Согласно представлениям Н.А. Бернтштейна, навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации идёт изменение ситуативных форм движений. Люди с большим запасом двигательных навыков рационально решают двигательные задачи. Выполняя различные задания на занятии по туризму, дети увеличивают свою копилку двигательных навыков и комплексно развивают двигательные качества. Они учатся принимать решения, выполнять задуманное, оценивать достижения других и сравнивать себя с ними, соревнуясь в выполнении упражнений, в умении выполнять командные действия.
Хочется привести слова К.Д.Ушинского о воздействии природы на душу ребенка: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей … стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: “Не навреди!” — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенка.
Физическая культура принадлежит к общечеловеческой культуре. В ряде работ, раскрывающих связь физической культуры с деятельностью, она выступает фактором по преобразованию физического состояния человека (Б.В. Ефстафьев, Л.П. Матвеев и др. ). По мнению Н.А. Пономарева и А.А. Гужаловского, именно это и делает ее социальной деятельностью, обеспечивающей готовность людей к жизни. Л.П. Матвеев и А. Воль исходят из понимания физической культуры как определенной формы двигательной активности человека. Они считают, что ее основу, специфическое содержание «составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизация своего физического состояния и развития».
Изучив работы данных специалистов и используя их рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни, я внедряю элементы туризма в практику работы с детьми.
ИПМ 4.1. Новизна опыта
Новизна опыта состоит:
- в реализации принципа интеграции образовательной деятельности при проведении занятий в спортивном зале и деятельности во время прогулки при обучении дошкольников туристическим навыкам и экологического образования;
- проведение занятий с компьютерной поддержкой;
- обязательный этап деятельности – рефлексия, т.е. момент, когда дети обсуждают проделанную работу. Воспитанники путём индивидуального и группового обсуждения приходят к правильному решению поставленной задачи.
В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эффективно позволяют решать вопросы обучения старших дошкольников элементам туризма:
- словесные (НОД, беседа, рассказ);
- наглядные (демонстрация видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини-исследования);
- поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.);
- практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака, сбор природного материала, информации; фотографирование экскурсионных объектов);
- самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, знаков туристической маркировки, простейшие туристические крепежные узлы).
Для достижения поставленных задач мной разработаны:
- серии сюжетно- ролевых игр туристической направленности;
- игры с туристической направленностью для старших дошкольников;
- игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе);
- карта маршрута по территории ДОУ; по городу до детского парка (детская железная дорога); по городу до Олимпа;
- дидактические игры (знаки туристической маркировки и топографические знаки);
- презентации: Правила поведения на природе; Правила поведения во время грозы.
ИПМ 4.2. Адресная направленность
Данная педагогическая технология адресована инструкторам по физической культуре ДОО при планировании и организации педагогической деятельности, руководителям спортивных кружков; родителям воспитанников при подготовке и проведению семейного похода, экскурсии; может быть полезен педагогам другим дошкольных образовательных учреждений. Опыт работы может быть интересен воспитателям для организации досуговой деятельности детей.
ИПМ 4.3. Трудоемкость
Трудоемкость использования педагогической технологии заключается в:
- недостаточности знаний родителей воспитанников, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, подвижных игр, закаливания, туристических походов, экскурсий (анкетирование родителей);
- слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад;
- комплектовании необходимого оборудования;
- подготовке наглядного материала по реализации поставленных задач.
Особая роль в использовании технологии отводится самосовершенствованию инструктора по физической культуре.
В связи с этим необходимо:
- постоянное совершенствование профессионального мастерства;
- изучение методической литературы по заявленной проблеме;
- умение создать условия для обучения детей элементам дошкольного туризма.
ИПМ 5. Область применения
Педагогическая технология ориентирована на применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Методы и приемы, предложенные в опыте, могут быть использованы в работе общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.
ИПМ 6. Использование педагогической технологии
Ведущая педагогическая идея опыта: современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОУ.
Достижение цели предполагало решение следующих задач:
- Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
-Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).
- Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка-будущего туриста.
- Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
-Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма.
- Расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника, научить проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей.
В основу опыта положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.
* Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
* Принцип «Не навреди» - является первоосновой в выборе здоровьесберегающих технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
* Принцип доступности и индивидуализации. Позволяет оздоровительную работу в детском саду строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
* Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
* Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса - предполагает систематическую работу по оздоровлению дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
* Принцип активности и сознательности – успех в работе я определяю через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
* Принцип цикличности – чередует физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями и малоподвижными играми на расслабление.
* Принцип системного подхода достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К.Анохина).
* Принцип оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
* Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
. Используя средства туризма в воспитательно - образовательном процессе детского сада, я предусматриваю проведение учебных занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность организации туризма в детском саду. Кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств: чувства товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремлённости, решительности и других значимых личностных качеств. Также реализуются задачи экологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитывается любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Познавательное развитие включает в себя: краеведение, я и природа, туризм и туристы, я и мое здоровье, ориентирование и топография.
Познавательный материал реализуется в трех организованных формах: учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.
Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. С детьми проводились практические занятия по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т.п.
Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал закрепляется и совершенствуется на прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью.
Активный отдых: с детьми и родителями проводятся туристские развлечения в как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории.
Туристские праздники проводятся в соревновательной форме не менее двух раз в год (продолжительностью около часа).
Планируя работу с детьми, я исходила из содержания общей подготовки туриста, которая включает теоретическую, физическую, техническую и тактическую подготовку, а также формирование личностных качеств.
Теоретическая подготовка
Формирование представлений о здоровье как ценности, которую нужно беречь с детства.
Здоровый образ жизни в режиме дня; значение физических упражнений, виды спорта; движение - основа здоровья; значение закаливания; личная гигиена; питание и здоровье; режим дня-основа здорового образа жизни; забота об осанке; дыхание и здоровье; забота о глазах; уход за зубами; самоконтроль.
Формирование представлений о туризме как средстве оздоровления и познания мира.
Кто такие туристы? Туризм и его разновидности. Польза от экскурсий, прогулок, походов (укрепление своего здоровья, новые знания и впечатления, приобретение ценных жизненных умения). Народные приметы (предсказания погоды).
Формирование начальных туристских знаний, умений, навыков.
Правильно и быстро одеться и обуться (по погоде, по сезону) на физкультурное занятие в зале, на экскурсию, прогулку, туристскую прогулку. Правила безопасного поведения на прогулках, в транспорте. Сведения о групповом и личном снаряжении. Правила укладки рюкзака. Набор для пешей прогулки — похода. Движение группы на маршруте — соблюдение дистанции, темпа, режима движения. Как безопасно расположиться на привале. Установка палатки, выбор и заготовка топлива. Типы костров и их назначение.
Укладка макетов различных типов костров. Безопасность в обращении с костром (им занимаются только взрослые).
Формирование знаний о личной гигиене туриста и предотвращении возможных опасностей в лесу.
Требования к внешнему виду, одежде, обуви, посуде туриста. Оказание доврачебной помощи при порезе, ушибе, засорении глаза. Состав аптечки. Опасности в лесу: если простудился, заблудился, укусил клещ, разразился гроза, встретились ядовитые растения.
Формирование стремления к познанию окружающего мира, которое начинается с изучения родного края.
Город, в котором я живу. Мой детский сад, его местоположение. Изучение природных и социальных объектов, расположенных вблизи детского сада.
Закрепление и расширение знаний о птицах и растительном мире края. Посещение парков, лесопарков, расположенных в черте города и его ближайших окрестностях.
Формирование знаний о бережном отношении к природе.
Природа — источник первых конкретных знаний. Объекты живой и неживой природы. Отдых и туризм должны организовываться так, чтобы не причинить вреда природе. Формирование практических умений бережного природопользования: ликвидация отходов, движение на маршруте.
Формирование навыка работы с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство.
Назначение карты. Виды карт: общегеографическая, топографическая, спортивная. Простейшие топографические знаки. Нахождение их на карте. Условные запрещающие и разрешающие знаки.
Составление плана детского сада, улицы, карты- маршрута позволяющих дошкольникам справляться с обязанностями «штурмана» на прогулках и экскурсиях, имеющих поисковый характер.
Формирование умений ориентироваться в предметно- пространственном окружении.
Обогащение опыта ориентации с учетом основных и промежуточных пространственных направлений. Определение местоположения предметов относительно себя, а как же собственного местоположения в пространстве в процессе игровых двигательных заданий, подвижных игр, прогулок. Формирование умений запоминать пройденный путь, находить обратную дорогу, находить различные объекты по легенде, знакомство с компасами, сторонами света.
Физическая подготовка (общая и специальная)
Совершенствование естественных видов движений. Развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общих координационных способностей.
В общую физическую подготовку включены общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, игры-эстафеты тренировочного характера, спортивные игры с бегом, лыжная подготовка, катание на велосипеде и самокате.
Ведущее физическое качество путешественника - общая выносливость.
Развитие выносливости: циклические упражнения — ходьба, бег, ходьба в чередовании с бегом; подвижные игры.
Развитие силы: упражнения динамического характера с ограничением статических компонентов — лазанье; простые висы; метание; прыжки через препятствия; упражнения с партнером; общеразвивающие упражнения с предметами небольшой массы.
Развитие быстроты: хорошо освоенные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью,- бег на короткие дистанции, челночный бег, игровые упражнения с элементами соревнования, подвижные игры. Развитие гибкости: упражнения с увеличенной амплитудой движения на растягивание, пружинистые, маховые движения, прыжки, метание, лазание.
Развитие общих координационных способностей: упражнения на построение, перестроения, подвижные игры, эстафета с преодолением препятствий, общеразвивающие упражнения из различных исходных положений с элементами новизны, спортивные упражнения.
Формирование необходимых умений и навыков в избранном виде туризма в пешеходных прогулках — походах.
В специальную подготовку включены практические занятия по обучению ходьбе в колонне по одному с соблюдением дистанций и режима движений, ходьбе по ограниченной площади, по пересеченной местности, полосе препятствий, направленные на развитие выносливости, ловкости, укрепление свода стопы.
Развитие специальной выносливости: продолжительная ходьба, ориентирование на местности — выполнение игровых заданий по поиску различных объектов на экскурсиях, прогулках, прогулках- походах. Развитие специальной силы: упражнения с рюкзаком; преодоление травяных, земляных, снежных склонов небольшой крутизны; метание снежков, шишек; перелезания через препятствия.
Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, установка палатки, работа с личным снаряжением); подвижные игры эстафетного характера, ходьба, бег с изменением скорости и направления движения, бег на скорость с целью нахождения природных и социальных объектов.
Развитие координационных способностей: ходьба, бег по легенде, преодоление препятствий (как естественных, так и специально устроенных); ходьба, бег с выполнением заданий на определение направлений, ходьба «след в след», подвижные игры поискового характера, эстафеты с туристкой направленностью.
Техническая и тактическая подготовка
Формирование знаний и умений, обеспечивающих в пеших прогулках- походах.
Специальные упражнения для освоения технических приемов и преодоления естественных препятствий (ручей, бревно, склоны небольшой крутизны). Движение по тропикам с отработкой рациональной техники ходьбы, движение по травяным, земляным, заснеженным склонам с отработкой подъемов и спусков. Движение безопасности на дорогах города. Правила безопасности в транспортных средствах.
Формирование способности совершать целенаправленные действия, позволяющие успешно решать задачи пешеходных прогулок — походов.
Распределение силы в пути. Рациональный отдых на маршруте, привале. Рациональное движение на маршруте. Выбор места для привала, создание его удобства и безопасности с помощью взрослых.
Формирование личностных качеств, дружеских отношений.
Беседы «Общение -залог здоровья», «Понятие дружбы», «Значение дружбы взаимопомощи в условиях экскурсий, прогулок — походов». Демонстрация фильмов, иллюстраций о походной жизни туристов, ее трудностях. В процессе подвижных игр формировать умение действовать сообща на основе взаимопонимания и поддержки. Учить договариваться, уважать замыслы других детей. Постоянно менять туристские должности в процессе прогулок — походов с целью поддержания интереса к совместной игровой деятельности и на этой основе формировать отношение к труду, а также воспитывать целеустремленность, активность и организационные умения.
Моделировать разнообразные педагогические ситуации, способствующие формированию взаимовыручки, взаимопонимания заботы друг о друге. Проводить эстафетные игры между туристскими группами, в которых каждый ребенок согласуйте свои действия с действиями партнеров.
Работа по включению средств туризма в воспитательно-образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: родителей, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада.
Чтобы мне эффективно проводить запланированную работу воспитатель тоже должен иметь определенные умения и навыки, необходимые для организации прогулок — походов (определить маршрут и выбрать место для привала, элементарно ориентироваться на местности, расставить палатку, собрать рюкзак, оказать первую медицинскую помощь, рассказать о достопримечательностях города, природоохранных объектах, флоре и фауне Тульской области (дополнительные знания краеведческого характера). Он должен знать признаки утомления и переутомления детей, ядовитые растения и многое другое. С этой целью для воспитателей разработала консультации: «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки-походы с детьми за территорию детского сада», «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период», «Значение туристической прогулки», «Дошкольный туризм», «Методика организации туристической прогулки», «Правила безопасности при проведении походов-прогулок» (Приложение №10).
Организуя походы, я учитываю возраст, подготовленность детей, время года. Оптимальный вариант для проведения прогулок-походов — день, в котором предусмотрено два занятия (одно из них физкультурное занятие на воздухе). Как показал анализ, такие прогулки желательно планировать на конец недели, тем самым обеспечивая активный отдых детей.
Прогулка-поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей: дорога до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.
Первая часть похода несет основную нагрузку, поэтому предусмотрим все до мелочей. Прежде всего определяем виды движений, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута. Ходьба - самый привычный и естественный способ передвижения человека. Она представляет собой сложный комплекс движений, включающий в работу до 56% всей мускулатуры тела, причем основная нагрузка падает на наиболее крупные мышцы ног. Это делает ходьбу хорошим оздоравливающим и тренирующим средством. Чаще всего детей утомляет однообразие и монотонность движений. Чтобы избежать, следует периодически менять способы передвижения. Например, предложить сбежать с горки, по узкой тропинке проскакать на одной ножке, несколько раз перепрыгнуть встретившийся на пути ручеек, часть пути пройти быстрее или наоборот, замедлить движение. Более выносливым детям можно предложить пробежать вперед до условленного места и там подождать остальных. Это приучает их к самостоятельности, дает выход активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты, ловкости).
Снять утомление можно следующим образом: предложить детям остановиться и сделать несколько поворотов на месте или на ходу, продвигаясь то одним, то другим боком с поворотами на 180* и 360*; выполнить на месте несколько вращений головой вправо-вверх, влево- вверх, наклонить голову вперед, назад и т.д. Обращаем особое внимание на преодоление препятствий. Затяжной подъем лучше совершать наискосок,с переменой направления, то есть двигаясь то правым, то левым боком к склону. На крутом подъеме ступать на всю стопу, задействуя неровности, выбоины. Спуск по некрутому склону выполнять обычным шагом, с более крутого склона лучше спускаться на полусогнутых ногах, ступая сначала на пятку и как бы опираясь на нее.
Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15-20 минут движения. Если есть возможность, дети присаживаются на бревна, пни, прислоняются к деревьям. В отдельных случаях выбирается возвышенное сухое место, расстилаются коврики дети садятся и отдыхают 3-5 мин. В это же время проводятся и кратковременные наблюдения. Так, если дети остановились под дубом они изучают его: измеряют толщину обхватом руки, пытаются дотянуться до нижней ветки, увидеть небо сквозь крону, рассматривают выступающие корни, гладят ствол рукой, прислоняются к нему щекой, называют цвет коры, толстых и тонких веток, листьев; закрыв глаза, прислушиваются к звукам. Хорошо полюбоваться неожиданно открывшейся панорамой луга, речки. Полезно всматриваться в даль, пытаясь определить объект по силуэту (дом, березка, животные на лугу). Тем, кто затрудняется найти себе занятие, предлагаем несколько вариантов деятельности: рассматривать деревья, цветы, травы; наблюдать за насекомыми, птицами.
На стоянке можно любоваться пейзажем, отправиться на поиски даров природы (шишки, камешки, желуди, коряжки и пр.). Совместные игры и упражнения инструктор организуют тогда, когда, видит, что дети отдохнули, у них появилась потребность в общении. Не нужно стремиться к тому, чтобы непременно все принимали участие в играх.
Дошкольникам доступно освоение элементов ориентирования. Можно научить определят стороны горизонта по компасу, а также по отдельным приметам.
В местах прогулок- походов необходимо подчеркнуто бережно относиться к каждому кустику, привлекать к участию в практических делах по охране природы.
Завершающим этапом прогулки- похода является обратный путь. Следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому выбирается короткая дорога. Дети идут в свободном темпе, движения разнообразны, однако бег и прыжки лучше исключить. Кратковременный отдых можно использовать, чтобы подчеркнуть наиболее яркие моменты, закрепить полученные впечатления.
Так как наш детский сад не располагает в ближайшем окружении обширной зеленой зоной, то регулярно проводятся тренировочные прогулки по туристической тропе на территории детского сада.
В нашем детском саду созданы все условия для обучения детей элементам туризма, для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
Для проведения занятий спортивный зал полностью оснащен физкультурным оборудованием; гимнастические скамейки, наклонные доски, шведская стенка, полусферы, обручи, мячи разного диаметра, фитболы, маты, самокаты, новые тренажеры, мягкие модули, скакалки, обручи и др. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда в «уголках здоровья», которые укомплектованы матами, мячами, мягкими модулями, скакалками и др.
Спортивная площадка оборудована: полосой препятствий, ямой для прыжков, беговой дорожкой, бумами, гимнастической стенкой, мишенью для метания, волейбольной площадкой. На территории детского сада имеется плескательный бассейн, автодром, проложена туристическая тропа, в зимнее время – хоккейная площадка.
Туристическая тропа растянулась по всей территории детского сада и имеет общую продолжительность 200 - 250 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе, специальное оборудование для отработки туристских навыков. Для развития координационных умений имеется бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт. Для развития силы и выносливости - турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, веревочная переправа. Для отработки прыжков - прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. Чтобы разнообразить туристический маршрут, использую и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели. В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому разработаны не только пешие, но и веломаршруты. Маршруты пролегают через автодром (площадку по правилам дорожного движения), на которой дети получают практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.
Экологические объекты для наблюдений также расположены по всей территории детского сада и представлены видовым разнообразием деревьев и кустарников, различными цветниками, огородом, зеленой аптекой, пнями, муравейником, скворечниками. Поэтому эколого-туристические маршруты по территории детского сада разнообразны и имеют разные степени сложности.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, дает возможность для физического развития.
Отработав основные туристические навыки, мы совершаем пешие прогулки за пределы детского сада. В содержание прогулки-похода мы включаем: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением ряда двигательных заданий; подвижные и дидактические игры, наблюдения в природе, сбор природного материала, самостоятельную работу с детьми во время привалов.
В отличие от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой в основном с познавательной целью, прогулки-походы имеют оздоровительную направленность, насыщены двигательным содержанием. Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений.
В час двигательной активности на длительном привале, включаю игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий».
Первые прогулки - разведки показали положительное влияние природы на самочувствие детей их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристских: приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.
Прогулки-походы в ближайшее окружение разрабатываю по темам:
- «Одень туриста по сезону»,
- «Собери рюкзак в поход»,
- «Выбери снаряжение для похода»,
- «Разложи костер»,
- «Ориентировка по компасу».
Познакомив детей с разнообразными картами (физическая, топографическая, карта — схема) и их назначением, научив пользоваться компасом и определять части света, предлагаю детям игры поискового характера:
- «Кто быстрее найдет клад»,
- «Проложи самый короткий маршрут».
Чтобы в пути было веселее мы разучиваем походные песни:
- «Вместе весело шагать»
- «Настоящий друг»,
- «Все мы делим пополам»,
- «Картошка»,
Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства.
Работа по включению средств туризма в воспитательно - образовательный процесс ДОУ осуществлялась при тесном взаимодействии с родителями. Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.
ИПМ 7. Результативность
Активное использование разных форм туризма как интегрального средства помогло, прежде всего, улучшить показатели физической подготовленности детей.
В своей работе я руководствовалась общероссийской системой мониторинга физического развития детей, (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г., №916). Батарея тестов включала не только рекомендованные общероссийские тесты (бег 30 м (с); бег 300 м (с); подъем туловища в сед (количество раз за 30 секунд); прыжок в длину с места (см), а также специальные тесты, раскрывающие педагогическую ценность использования программы: челночный бег (с), наклон туловища из положения сидя (см), ориентированный тест (с), прыжок в длину с разбега (м), комплексный координационный тест – туристская полоса препятствий.
Мониторинг физической подготовленности воспитанников
Результативность развития физической подготовленности дошкольников
(данные приведены в процентах за три года на примере подготовительной группы)
Учебные года Уровень в % | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Высокий | 30 | 47 | 70 |
Средний | 55 | 43 | 28 |
Низкий | 15 | 10 | 2 |
- Анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей и определение показателей годовых приростов ведущих физических качеств дошкольников подготовительной группы, позволили сделать вывод о том, что средне-групповые показатели, а также годовые приросты физических качеств у детей достаточно высоки.
Так показатель прироста в скоростных качествах составил 18% у мальчиков и 20% у девочек. Годовые приросты по результатам гибкости определились у мальчиков 21%, а у девочек 32%. Радуют и результаты силовых способностей у выпускной группы детского сада как у мальчиков (17%), так и у девочек (19%). Указанные процентные годовые приросты могут быть оценены (по В.И.Усакову, 1989) как отличные и объясняются по причине целенаправленного эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений. Данный факт я связываю с успешной реализацией более широкого использования средств туризма в основных организационных формах физического воспитания в нашем детском саду.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста./Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.-СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2005.
- Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию», часть 2/ О.А.Воронкевич-Санкт -Петербург- «Детство-пресс», 2004.
- Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду / Н.И.Бочарова – М., 2004.
- Бочарова Н.И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников / Н.И.Бочарова – М., 1989.
- Бочарова Н.И. / Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое пособие / Н.И.Бочарова – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим / М.Ю.Картушина –М., 2004.
- Кислова Н.М. «Работа с детьми в летний период»/ Н.М.Кислова — М.:- «Сфера»,2007.
- Аромштам М. Если с другом вышел в путь / М. Аромштам// Дошкольное образование – 2008 - №13 – С. – 11.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование . Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.
- Мы ребята – туристята // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С.19-20.
- Туристическая полоса препятствий // Дошкольное образование – 2005 - №8 – С.22-23.
- Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»/Т.Е.Харченко – СП: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей./ Л.Е. Осипова -М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Оверчук Т.Н. "Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ" (125)
- Свитцова Т.Г. Готовимся к походной жизни / Т.Г.Свитцова// Дошкольное образование – 2007 - №13 – С.4
- Поломис К. Дети на отдыхе / К. Поломис – М.,1995.
- Осокина Т.И. Игры и развлечения на воздухе / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, А.С.Фурмина – М.,1983.
- Рунова М.А. Двигательная деятельность ребенка в детском саду / М.А.Рунова // Дошкольное образование – 2005 -№8; 2007 - №13.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье»/ Т.А.Шорыгина- М.:- «Сфера», 2004.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
Приложение
1.Приложение №1 – Алгоритм подготовки похода-прогулки.
2.Приложение №2 – Правила безопасности при проведении прогулок-походов.
3.Приложение №3 – Конспекты образовательной деятельности по физическому развитию.
4.Приложение №4 – Учебно-тематическое планирование.
5.Приложение №5 – План самообразования.
6.Приложение №6 – Продукты детской деятельности.
7.Приложение №7 - Фотовернисаж «Дошколята-туристята».
8. Приложение №8 – Игры с туристической направленностью для старших дошкольников; игры веселого рюкзачка (занимательные подвижные игры на природе).
9.Приложение №9 – Публикации в СМИ.
10.Приложение №10 – Выступления на методических мероприятиях.
11. Приложение №11 – Педагогическая диагностика.
12.Приложение№12. - Презентации: Правила поведения на природе; Правила поведения во время грозы, видеофильмы.
13.Приложение №13 – Карта - маршрут туристической тропы в детском саду; по городу до детского парка; по городу до Олимпа.
14. Приложение №14 – Дидактический материал (топографические знаки, знаки туристической маркировки, стороны горизонта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента
Содержание.1. Введение.2. Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3. Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста средствами организации детского туризма в условиях ДОО
Обобщенный опыт предполагает систему работы по обучению старших дошкольников элементам туризма. В процессе работы были систематизированы основные методы и методические приемы, которые наиболее эф...
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»
laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счас...
Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»
Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»...
Статья «Технология исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию «Детской экспериментальной музыкальной лаборатории»
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательск...
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Музыкальный руководитель : ...