РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
творческая работа учащихся по музыке (старшая, подготовительная группа)
Музыкальный руководитель : Марцинкевич Ангелина Александровна
г. Санкт-Петербург
Аннотация. Статья посвящена формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через разнообразные формы музыкального детского фольклора. Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, ФОП ДО -предполагающей качественные изменения в отечественной системе воспитания.
В статье представлена система педагогической работы.
Ключевые слова: старший дошкольник, фольклор, музыка, песенное творчество, патриотизм, воспитание, здоровье, интерес, самостоятельность, игра, традиции.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. ФГОС дошкольного образования утверждает принципы, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ставятся задачи, направленные на формирование общей культуры воспитанников.
Моё мнение, что детский музыкальный фольклор – это кладезь, неисчерпаемый родник, ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, который несет всем нам, и особенно детям - добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Музыкальное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.
Н.А. Ветлугина подчеркивала, что «насыщенность народным творчеством украшает любую методику».
В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.
Актуальностью данного вопроса является то, что в современном обществе особенно важным становятся:
- Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям своего народа с целью формирования нравственной основы у дошкольников.
- Современное дошкольное образование направлено на оздоровление ребенка дошкольника
-Значимость народной песни для всестороннего развития ребёнка
- Реализация задач ООП ДОО
- ФОП ДО
Вопросами фольклора занимались многие выдающиеся педагоги и деятели: Л.Толстой, М.Горький, Н. Ветлугина, К.Ушинский. Все теоретическое обоснование объединено общей идеей – идеей народности, мудрости, нравственности, соединением фольклора с музыкой и движением, влиянием фольклора устного и песенного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Для определения уровня развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального детского фольклора мною был проведен мониторинг:
1.Определение уровня развития вокальных навыков дошкольников
2.Определение умения свободно двигаться под музыку
3. Определение умений у детей свободно двигаться под музыку и петь
4.Развитие чувства музицирования (игра на музыкальных инструментах).
По итогам мониторинга мною была поставлена цель:
Формирование и развитие певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством слушания, восприятия, исполнения народной песни для приобщения к культурному наследию русского народа.
Цель реализуется через ряд задач:
1. Заложить основы гармоничного развития дошкольника
2. Познакомить детей с многообразием форм и жанров в привлекательной форме .
3.Способствовать развитию песенного творчества, чувства ритма, музицирования
4. Развивать коммуникативные способности.
5. Способствовать здоровьесбережению детей.
Были определены следующие направления работы: взаимодействие с детьми, воспитателями, специалистами, партнерство с семьёй.
Игровая деятельность - ведущая деятельность дошкольника, именно через игру средствами музыкального детского фольклора происходит развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Мною, при взаимодействии с детьми, использовались следующие методические принципы:
✓ Непринужденность обстановки-дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно.
✓ Целостный подход в решении задач: обогащение музыкальными впечатлениями, претворение полученных впечатлений в самостоятельной деятельности.
✓ Последовательность, предусматривается усложнение задач по всем разделам музыкального воспитания.
✓ Соотношение материала с природным, народным, историческим календарём
✓ Партнерство - вместе слушаем, играем, танцуем, поём.
✓ Положительная оценка деятельности детей, которая способствует большей активности детей, эмоциональной отдаче, желанию дальнейшего участия в творчестве.
В своей работе использую следующие методические приемы: пение рядом, подгруппой, цепочкой, по ролям, с солистами, без солистов, с атрибутами. Также инсценировка песни, музыкальные загадки (отгадай песню по ритмическому рисунку, по игре на музыкальных инструментах и т.д.)
Музыкальное воспитание реализуется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, самостоятельной игровой деятельности.
При взаимодействии с детьми используются разные формы: это праздничные мероприятия, занятия, развлечения, игровая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение потешек, пение закличек.
С использованием фольклора были организованы различные мероприятия. Праздники, отражающие в себе темы русских народных традиций и сезонность: «Осенняя Ярмарка», «Ёжик в гостях у детей», «Праздник урожая», «Колядки», «Масленица» и т.д. Были использованы хороводы, пляски, русские народные игры, игры на музыкальных инструментах, слушание музыки, пение.
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах детского сада играет огромную роль на музыкальное и всестороннее развитие дошкольников и соответствует современным требованиям. Самостоятельная и организованная педагогом деятельность с детьми в музыкальных уголках способствует развитию у детей вокальных навыков, умение двигаться под музыку и петь, играть на музыкальных инструментах.
Только в совместной деятельности с воспитателями и специалистами можно реализовать гармоничное развитие личности дошкольника. По данной теме мною были проведены консультации: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках», «Музыкальный фольклор в детском саду», «Фольклор в детском чтении», семинар-практикум: «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».
Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей о том, чему учится ребёнок в детском саду, какие качества развиваются у ребёнка в приобщении к фольклору. Для нас важно, чтобы родители стали участниками, партнерами в воспитании у детей интереса к песенному творчеству через народную музыку. У нас в каждой группе (в раздевальной комнате) есть уголок «Музыки», где родители могут познакомиться с репертуаром. Для них оформлены стендовые консультации: «Музыкальная культура ребёнка-дошкольника», «Ходит песенка по кругу» (родные напевы), «Музыкальный фольклор», «Фольклор в воспитании детей» и т.д. Были организованы совместные праздничные мероприятия, в которых родители принимали активное участие.
Работа по данной теме велась в интеграции с другими образовательными областями: речевое развитие (чтение и разучивание фольклорных произведений), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, традиций народов своей страны, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, физическое развитие.
Работая в данном направлении для развития у детей певческих навыков средствами музыкального детского фольклора, мною были разработаны конспекты занятий и развлечений, праздничных мероприятий. Пополнена развивающая предметно - пространственная образовательная среда. Разработан перспективный план, программа социального партнерства с семьёй. Создана фонотека аудиозаписей с произведениями детского фольклора.
В конце учебного года был проведен мониторинг, который показывает, что у детей повысился высокий уровень по всем направлениям. Особенно необходимо отметить об улучшении у детей умения свободно двигаться и петь под музыку, улучшился навык музицирования, вокальные навыки.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Используемая литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2.Ветлугина Н.А - Музыкальное воспитание в детском саду
3..Иванова Н. М., Токмакова Н. В. Библиографическое описание: Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой,//Вопросы дошкольной педагогики.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы
Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...
Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"
Музыкальное доминантное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...
опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...
«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...
Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Презентация практического материала «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И НАГЛЯДНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
Дошкольникам не просто понять сам процесс дыхания. Этот навык лучше отрабатывать, применяя наглядность....
Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...