РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
творческая работа учащихся по музыке (старшая, подготовительная группа)

Музыкальный руководитель :                                                                                                Марцинкевич Ангелина Александровна 

                                                                                           

                                                                                            г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через разнообразные формы музыкального детского фольклора. Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, ФОП ДО -предполагающей качественные изменения в отечественной системе воспитания.

В статье представлена система  педагогической работы.

Ключевые слова: старший дошкольник, фольклор, музыка, песенное творчество, патриотизм, воспитание, здоровье, интерес, самостоятельность, игра, традиции.

   Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. ФГОС дошкольного образования   утверждает принципы, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ставятся задачи, направленные на  формирование общей культуры воспитанников.

   Моё мнение, что детский музыкальный фольклор –  это кладезь, неисчерпаемый родник, ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, который несет всем нам, и  особенно детям - добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина  России, патриота.

    Музыкальное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.      Музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Н.А. Ветлугина подчеркивала, что «насыщенность  народным творчеством украшает любую методику».

В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Актуальностью данного вопроса является то, что в современном обществе особенно важным становятся:

- Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям своего народа с целью формирования нравственной основы у дошкольников.

- Современное дошкольное образование направлено на оздоровление ребенка дошкольника

-Значимость народной песни для всестороннего развития   ребёнка

- Реализация задач ООП ДОО

- ФОП ДО

Вопросами фольклора занимались многие выдающиеся педагоги и деятели: Л.Толстой, М.Горький, Н. Ветлугина, К.Ушинский. Все теоретическое обоснование объединено общей идеей – идеей народности, мудрости, нравственности, соединением фольклора с музыкой и движением, влиянием фольклора устного и песенного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

    Для определения уровня развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами  музыкального детского фольклора мною был проведен мониторинг:

1.Определение уровня развития вокальных навыков дошкольников

2.Определение  умения свободно двигаться под музыку

3. Определение умений у детей свободно двигаться под музыку и петь

4.Развитие чувства музицирования (игра на музыкальных инструментах).

По итогам мониторинга мною была поставлена цель:

Формирование и   развитие певческой культуры  у детей старшего дошкольного возраста посредством слушания, восприятия, исполнения народной песни для приобщения к культурному наследию русского народа.

Цель реализуется через ряд  задач:

1. Заложить основы гармоничного развития дошкольника

2. Познакомить детей с многообразием форм и жанров в привлекательной форме .

3.Способствовать развитию песенного творчества, чувства  ритма, музицирования

4. Развивать коммуникативные способности.

5. Способствовать здоровьесбережению детей.

Были определены следующие направления работы: взаимодействие с детьми, воспитателями, специалистами, партнерство с семьёй.

Игровая деятельность - ведущая деятельность дошкольника, именно через игру средствами  музыкального детского фольклора происходит развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Мною, при взаимодействии с детьми, использовались следующие методические принципы:

✓ Непринужденность обстановки-дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно.

✓ Целостный подход в решении задач: обогащение музыкальными впечатлениями, претворение полученных впечатлений в самостоятельной деятельности.

✓ Последовательность, предусматривается усложнение задач по всем разделам музыкального воспитания.

✓ Соотношение материала с природным, народным, историческим календарём

✓ Партнерство - вместе слушаем, играем, танцуем, поём.

✓ Положительная оценка деятельности детей, которая способствует большей активности детей, эмоциональной отдаче, желанию дальнейшего участия в творчестве.

 

В своей работе использую следующие методические приемы: пение рядом, подгруппой, цепочкой, по ролям, с солистами, без солистов, с атрибутами. Также инсценировка песни, музыкальные загадки (отгадай песню по ритмическому рисунку, по игре на музыкальных  инструментах и т.д.)

Музыкальное  воспитание реализуется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, самостоятельной игровой деятельности.

При взаимодействии с детьми используются разные формы: это праздничные мероприятия, занятия, развлечения, игровая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение потешек, пение закличек.  

С использованием фольклора  были организованы различные мероприятия. Праздники, отражающие в себе темы русских народных традиций и сезонность: «Осенняя Ярмарка», «Ёжик в гостях у детей», «Праздник урожая», «Колядки», «Масленица» и т.д. Были использованы хороводы, пляски, русские народные игры, игры на музыкальных инструментах, слушание музыки, пение.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группах детского сада играет огромную роль на музыкальное и всестороннее развитие дошкольников и соответствует современным требованиям. Самостоятельная и организованная педагогом деятельность с детьми в музыкальных уголках способствует развитию у детей вокальных навыков, умение двигаться под музыку и петь, играть  на музыкальных инструментах.

Только в совместной деятельности с воспитателями и специалистами можно реализовать гармоничное развитие личности дошкольника. По данной теме мною были проведены консультации: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках», «Музыкальный фольклор в детском саду», «Фольклор в детском чтении», семинар-практикум: «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей  о том, чему учится ребёнок в детском саду, какие качества развиваются у ребёнка в приобщении к фольклору. Для нас важно, чтобы родители стали участниками, партнерами  в воспитании у детей интереса к песенному творчеству через народную музыку. У нас в каждой группе (в раздевальной комнате) есть уголок «Музыки», где родители могут познакомиться  с репертуаром. Для них оформлены стендовые консультации: «Музыкальная культура ребёнка-дошкольника», «Ходит песенка по кругу» (родные напевы), «Музыкальный фольклор», «Фольклор в воспитании детей» и т.д. Были организованы совместные праздничные мероприятия, в которых родители принимали активное участие.

 Работа по данной теме велась в интеграции с другими образовательными областями: речевое развитие (чтение и разучивание фольклорных произведений), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, традиций народов своей страны, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, физическое развитие.

 Работая в данном направлении для развития у детей певческих навыков средствами  музыкального детского фольклора,  мною были разработаны конспекты занятий и развлечений, праздничных мероприятий. Пополнена развивающая  предметно - пространственная  образовательная среда. Разработан перспективный план, программа  социального партнерства с семьёй. Создана фонотека  аудиозаписей с произведениями детского фольклора.

В конце учебного года  был проведен мониторинг, который показывает, что у детей повысился высокий уровень по всем направлениям. Особенно необходимо отметить об улучшении у детей умения свободно двигаться и петь под музыку, улучшился навык музицирования, вокальные навыки.

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

                       

 

                              Используемая литература:

1.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования 

2.Ветлугина Н.А - Музыкальное воспитание в детском саду 

3..Иванова Н. М., Токмакова Н. В. Библиографическое описание: Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой,//Вопросы дошкольной педагогики. 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

опыт работы по теме: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Представляю опыт работы по теме: "Игровое распевание как эффективное средство для развития певчеких навыков у детей старшего дошкольного возраста".Изучив методическую и практическую литерату...

«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тема  «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1.Сегодня я хотела бы уделить внимание такому разде...

Статья на тему: «Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлен материал по организации образовательного процесса по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...