Воспитание основ здоровьесбережения
методическая разработка (старшая группа) на тему

Калугина Лидия Валентиновна

Рекомендации к восптанию основ здоровьесбережения в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nov_forma_zdorovyesberezhenie_-_kopia.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Если хочешь быть здоров»

Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом образе жизни, как основы сохранения здоровья

Задачи:

  1. Образовательные. Формировать представления детей о строении и функционировании организма человека; совершенствовать представления о профессиях; продолжить обучать самостоятельно следить за своим здоровьем.
  2. Развивающие. Закреплять простейшие приёмы самооздоровления (гимнастика для глаз), закреплять представления о правилах ухода за своим организмом, о полезных и неполезных продуктах. Развивать выразительность речи, логическое мышление, опосредованное запоминание, внимание
  3. Воспитательные. Воспитывать интерес к составляющим здоровья, физическим упражнениям и самомассажу.

Интеграция с образовательными областями

Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Организация детских  видов деятельности:

Музыкальная деятельность (слушание музыкальных произведений. Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», «От улыбки…» )

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, упражнение «Комплимент»,  упражнение с зеркалом)

Игровая деятельность (дидактические игры «Выбери полезные продукты»,  коммуникативные «Части тела»)

Познавательно-исследовательская деятельность (дидактическое упражнение «Узнай по запаху»)

Изобразительная деятельность (рисование «Мое настроение»)

Двигательная деятельность( гимнастика для глаз)

Организация детских видов деятельности:

  • Тип: интегрированное
  • Форма: фронтальная
  • Методы: словесный, практический, игровой, наглядный

Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой, здоровьесберегающий, двигательный.

Активизация словаря: здоровье, орган, организм,  комплимент, лор, стоматолог

Материалы и оборудование:

Демонстрационный -  дольки мандарина и чеснока в баночках, аудиозаписи: «Звуки природы», песня «Улыбка», сл. М.Пляцковского. муз. В. Шаинского; картинки полезных и неполезных продуктов для дидактической игры, посылка от Мудрой совы с предметами личной гигиены (мыло туалетное и хозяйственное, зубная паста, мочалка, носовой платок, полотенце, зубная щётка, щётка для одежды, расчёска, зеркало,

упаковка с ватными палочками, упаковка влажных салфеток, упаковка бумажных платочков

Раздаточный – вырезанные из бумаги трафареты зеркал, цветные карандаши, бумага.

Оборудование-

Предварительная работа: беседы о культурно – гигиенических навыках, дидактические игры «Угадай настроение», «Назови предметы», «Что нужно доктору?», Чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык», произведений К.Чуковского, С.Михалкова, А. Барто. 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть (организационный момент)

Звучит первый куплет песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». 
Воспитатель: И вам, мои милые дети, я тоже хочу сказать комплименты. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встречи с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь.

А теперь я предлагаю , что бы вы сказали друг другу комплименты(добрые и приятные слова), передавая эту игрушку и тогда в сердце каждого поселится маленькое лучистое солнышко и согреет душу своим теплом.

Дети передают друг другу игрушку- солнышко и говорят при это комплимент.

Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель  У нас теперь  хорошее настроение, а хорошее настроение- это залог здоровья.

Незнайка. «Я понял – если у меня хорошее настроение значит я здоров!»

Воспитатель «Ребята, а как вы думаете, что еще нужно, что бы быть здоровыми?»

Незнайка « Что то вы меня совсем запутали. Я думаю если настроение хорошее – значит я здоров!»

Воспитатель «Ребята давайте все вместе расскажем Незнайке, что нам еще необходимо для здоровья».

Ответы детей.

Условия для выражения детей своих мыслей

Условия для выражения детьми своих мыслей

Основная часть (проблемная ситуация)

 Воспитатель: Мы уже с вами говорили о том, что все мы разные по своему характеру, внешности. А что же у нас одинаковое? Скажите, что есть общего у всех людей? (все люди одинаковы по физическому строению: у каждого есть голова, туловище, руки, ноги и т.д.) Давайте поиграем.
Игра с движениями: «Части тела».
Называем мы слова: (3 хлопка) 
Лоб, затылок, голова, (дети показывают части тела).
Шея, плечи, пальцы, ногти, 
Кулаки, ладошки, локти,
Нос, живот, колени, пятки, 
Губы, бедра и лопатки. 
Части тела изучаем,
Части тела называем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая часть тела самая важная? 
Незнайка «Я думаю самая главная глаза!»
2). Воспитатель: Скажите, зачем нужны человеку глаза? (чтобы видеть). Глаза - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Какие у глаз есть помощники? (брови, веки, ресницы).
Воспитатель: Да, потечёт пот со лба - его остановят брови. А ресницы защитят от пыли. Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор. Наши глаза устают! Поэтому мы должны помнить, что вредно, а что полезно для наших глаз. Что вредно для глаз, как вы думаете? Воспитатель: Очень полезно делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Раз- налево, два-направо,
Три-наверх, четыре- вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Ребята, когда вам нужно проверить зрение, к какому врачу вы пойдёте? (к окулисту) Как врач поможет человеку, если он плохо видит? (выпишет очки).

Незнайка «Я был прав самая главная часть тела глаза!

Воспитатель «Конечно Незнайка глаза очень важны…»  Но я хочу рассказать вам и про другие не менее важные части тела. Послушайте загадку.
3).Воспитатель: Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит. Что это? (Нос).
Воспитатель: Для чего человеку нос? ( Через нос человек дышит).
Воспитатель: Конечно, можно дышать и ртом! Но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно приспособлен для дыхания. Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты маленькими ресничками, которые всё время колышутся. К ним и прилипают пылинки, попавшие вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если в нос попадает что-то более тяжёлое - мы чихаем. Покажите, что нужно делать, когда чихаешь? (дети закрывают нос и рот руками) Почему?
Воспитатель: Ребята, а для чего ещё нужен нос? (чтобы чувствовать запахи).
Воспитатель предлагает детям стать вокруг стола, закрыть глаза, понюхать и угадать, что это. Воспитатель подносит сначала мандарин, потом- чеснок.
4).Поставить аудиозапись звуков природы.
Воспитатель: Что услышали? А чем мы слышим звуки? (ушами) То, что мы называем «ушами» - это ушные раковины. Сами они не слышат, а только улавливают звук. А самая чувствительная и нежная часть нашего уха находится в конце ушного прохода. Почему нельзя ковырять в ушах острыми предметами? Что ещё вредно для ушей? От этого человек перестаёт слышать тихие звуки. 
Воспитатель: А какой доктор лечит уши, и нос? (ухо-горло-нос, лор)
5). Воспитатель: Ребята, мне недавно Арина рассказала, что у неё выпал зуб. А у нашей Вероники выпало два зуба. Что же это происходит? Почему у наших детей стали выпадать зубы? (Верно, у наших ребят растут новые, белые, красивые зубы! Зубы - самые крепкие детали нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали, такой же твёрдой, как и слоновая кость, из которой делают бильярдные шары. А ведь они не раскалываются при очень сильных ударах! А чтобы зубы всегда оставались такими же крепкими, здоровыми и красивыми, давайте вспомним, что нам нужно делать?
Воспитатель: Какой доктор лечит зубы? (стоматолог)
Воспитатель: Ребята, а что вредно для зубов? (грызть кости, разгрызать орехи, перекусывать нитку, ковырять в зубах железными предметами). Почему? (можно повредить зубную эмаль). Помогите мне, пожалуйста, разобраться, какие продукты полезны для зубов, а какие - нет.


6). Дидактическая игра «Выбери полезные продукты». На столе лежат картинки с изображением различных продуктов

Ответы детей.

Дети показывают части тела

В процессе беседы дети приходят к выводу, что все части тела у человека важны.

Ответы детей.

Ответы детей. (читать лежа, в транспорте; долго и близко смотреть телевизор; долго сидеть за компьютером; грязными руками тереть глаза).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети угадывают по запаху продукты. Называют их.

Ответы детей (можно повредить ухо, человек начинает плохо слышать или становится совсем глухим)

Ответы детей(очень громкая музыка, крики).

Ответы детей(выпадают молочные зубы, а на их месте начинают расти коренные зубы)

Ответы детей (чистить зубы два раза в сутки: утром после завтрака, вечером перед сном. После каждого приема полоскать рот теплой водой. Никогда не есть одновременно горячую и холодную пищу. Не есть сладости перед сном и в большом количестве. Ходить на приём к зубному врачу).

 Дети делят картинки на две группы: полезные и не полезные продукты для зубов. (Полезны: молоко, творог, яйца, сыр, сырые и вареные овощи, свежие фрукты; не полезны: конфеты, торт, шоколад в большом количестве). Затруднение: к какой группе отнести грецкий орех, твердую сушку и сухари. Дети самостоятельно приходят к выводу: то, что внутри скорлупы ореха - полезно, но грызть зубами орехи нельзя, нужно раскалывать специальными щипцами, сушки и сухари полезны, но ломать их лучше руками, или размочить в тёплом чае. 

Условия для развития речевой активности

Условия для выражения детей своих мыслей

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей

Физкультминутка\динамическая пауза

Рефлексия, итог НОД, оценка деятельности детей

Воспитатель «Незнайка теперь ты убедился, что все части и детали нашего тела необходимы?»

Незнайка «Да. Оказывается все части тела необходимы и еще их надо беречь, что бы быть здоровым!»

Воспитатель Давайте вспомним что о  частях тела мы сегодня узнали. (По очереди вспоминаем вместе с детьми все части тела. А что будет если у нас не будет ушей…глаз и тд.)

Воспитатель « Ребята а как нужно заботиться о частях тела( перечисляем по очереди все), что бы быть здоровым».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем здесь зеркало и как оно может помочь нашему здоровью? (ответы детей).
На зеркале надпись, воспитатель читает: 
Он - ваш портрет, во всем на вас похожий. 
Смеетесь вы - он засмеется тоже. 
Вы скачете - он вам навстречу скачет. 
Заплачете - он вместе с вами плачет.

Воспитатель: А ведь правда, ребята, когда смотришь в зеркало и грустишь, настроение ухудшается, а когда улыбаешься - улучшается. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте нарисуем своё замечательное настроение в этих «зеркалах», поделимся улыбкой с окружающими людьми, чтобы все были здоровы.
Во время выполнения детьми работы поставить аудиозапись песни «Улыбка».

Воспитатель Ребята а как вы думаете. Все ли мы сегодня узнали о здоровье? Что еще нам нужно, что бы быть здоровыми?

Вот об этом мы с вами обязательно поговорим в следующий раз.

Ответы детей.

Дети рисуют свое настроение.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здоровьесбережения у дошкольников» Жданова Н.С.

Здоровье - одна из главных составляющих для человека....

Воспитание основ здоровьесбережения

закрепить и углубить знания по теме «Животные»; развить эмоциональную и познавательную сферу детей,  развит способность к творчеству....

Воспитание основ здоровьесбережения

закрепить и углубить знания по теме «Животные»; развить эмоциональную и познавательную сферу детей,  развит способность к творчеству....

Тема: «Формирование основ здоровьесбережения в образовательном процессе в ДОУ через игровую деятельность».

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только мед...

Опыт работы по теме: «Гимнастика пробуждения после дневного сна как одна из основ здоровьесбережения детей младшего дошкольного возраста».

2- 3 марта 2023 года на базе Енисейского педагогического колледжа прошла работа региональной площадки "Дни К.Д.Ушинского", приуроченная к году "Педагога и наставника". В рамках нау...