Дополнительная образовательная программа детский фитнес
рабочая программа (старшая группа) на тему
Ознакомительный уровень.
Направленность: физкультурно-спортивная
Контингент обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
детский фитнес | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
« Детский фитнес»
Ознакомительный уровень.
Направленность: физкультурно-спортивная
Контингент обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
Инструктор по физической культуре Н.В. Стрельцова
Педагог, реализующий программу:
Инструктор по физической культуре Н.В. Стрельцова
Москва
Пояснительная записка
Программа оформлена в соответствии письма Минобразования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484U6.
Настоящая программа является программой дополнительного образования по детскому фитнесу для детей дошкольного возраста.
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, нормативные требования по физической и технической подготовке.
Настоящая программа по детскому фитнесу реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларируемые в ст. 2 № 80-ФЗ:
непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
учет интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку.
Программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для систем дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и является модифицированной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей
Основные задачи
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной многолетней физкультурной подготовки и воспитательной работы и предлагает решение следующих
задач:
привлечение максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
содействие всестороннему, гармоничному физическому и психическому развитию и укреплению здоровья занимающихся;
воспитание высоких морально-волевых, этических и эстетических качеств.
Учебный план, рассчитанный на годичное обучение, предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую и профессиональную подготовку.
Формирование групп
Учебно-тренировочный процесс рассчитан на период обучения детей старшего дошкольного возраста в общеобразовательном учреждении — 1 год.
Учебные группы в отделении «Детский фитнес» комплектуются в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.
Группа по детскому фитнесу формируется из детей 5-7 лет детского сада, имеющие допуск врача. Максимальная наполняемость групп — 15 человек. Количество тренировочных занятий в неделю — 2, продолжительность занятия — 30-35 мин.
Продолжительность занятия для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального психофизиологического и физического состояния.
Методическая часть учебной программы определяет содержание учебного материала по основным разделам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в круглогодичной подготовке, включает объёмы тренировочных нагрузок, а также организацию и проведение педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
Организационно-методические указания
Подготовка в детском фитнесе предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую, психологическую и профессиональную подготовку.
Распределение времени в учебном плане (в процентах) на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки (см.табл.). Его перевод в часы зависит от циклограммы работы педагога дополнительного образования, ведущего занятия по фитнесу.
Учебно-тематический план занятий детским фитнесом для дошкольников
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Основы знаний | |
2 | Образно-игровая ритмическая гимнастика | 19% |
3 | Хореография | 8% |
4 | Фитбол-гимнастика | 14% |
5 | Элементы художественной гимнастики | 15% |
6 | Элементы йоги | 3% |
7 | Упражнения с предметами | 7% |
8 | Степ-аэробика | 22% |
9 | ОФП | 12% |
ИТОГО | 100% |
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
- Привлечение максимально возможного числа детей дошкольного возраста к систематическим занятиям фитнесом.
- Формирование установки к здоровому и двигательно-активному образу жизни.
- Содействие естественному физическому, психическому и интеллектуальному развитию детей и обеспечение гармоничности развития, укрепление здоровья, профилактика неблагоприятных состояний и заболеваний, закаливание.
- Общеобразовательная двигательная подготовка (школа движений).
- Знакомство с основами техники фитнес-направлений.
Методика и специфика проведения занятий
При планировании и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах и группах начал необходимо учитывать их возрастные особенности и строго нормировать физические нагрузки. В занятия следует включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования мышечного корсета, обеспечивающего поддержание правильной осанки. Следует также уделять внимание знакомству с основами техники видов фитнес-аэробики.
В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимо многократное повторение.
Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей еще не окончено, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений и менять виды деятельности каждые 5-10 минут.
Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.
Упражнения и задания в большинстве случаев должны носить сюжетный характер. Большое значение уделяется игровому варианту выполнения упражнений.
Требования к педагогам, участвующим в реализации программы по «Детскому фитнесу».
Педагог должен знать:
- теоретико-методические аспекты фитнес-занятий с детьми, в т.ч. осуществление контроля за физическим состоянием занимающихся;
- методику обучения упражнений (грамотное составление танцевальных и акробатических комбинаций);
- музыкальную грамоту (правильное использование музыкального сопровождения);
- методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей.
- Педагог должен уметь:
- владеть системой движений представленных в программе фитнес-направлений;
- использовать в работе с детьми современное оборудование;
- обеспечить необходимые педагогические условия для успешного развития детей;
подбирать упражнения и регулировать нагрузку в зависимости от функционального состояния и предшествующей работы занимающихся, чередовать напряжение и расслабление мышечной системы во время занятий, осуществлять грамотное планирование учебно-тренировочного процесса;
владеть приемами педагогического контроля и оказанием первой медицинской помощи; анализировать полученные результаты двигательной подготовленности; проводить пропаганду знаний среди родителей по основам здорового образа жизни детей;
следить за новейшими достижениями и разработками в области физкультурной индустрии, читать журналы и сборники статей, смотреть телевизионные и видеопрограммы, посещать семинары и конференции;
проводить семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей.
Типы физических занятий
Учебно-тренировочные занятия. Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для детских фитнес-занятий. Такой тип занятий составляет не менее 50%.
Комплексное занятие. Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Контрольное занятие. Поводится в конце каждого полугодия и направлено па количественную и качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития занимающихся.
Структура занятий
Типовая структура занятий включает 3 части.
- Подготовительная часть.
- Главная задача этой части занятия — четкая организации детей, приобретение ими навыков коллективного действия. Для содержания характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту, внимание и др.
- Основная часть. Задача основной части урока — овладение главными, жизненно необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению дисциплины «Детский фитнес». Наиболее характерны для этой части занятия не только такие традиционные упражнения, как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения; характеризующие такие виды, как классическая аэробика, фитбол-аэробика и др. Обязательно используются упражнения у хореографического станка, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом и другим фитнес-инвентарем. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения- задания, развивающие творческое мышление
- Заключительная часть. Задачи этой части — завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства — медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
Диагностика физической подготовленности
Тест для определения скоростных качеств: бег па 30 м со старта.
Задание проводится на беговой дорожке. По команде «Внимание!», тестируемый подходит к линии старта и принимает положение старта. Затем следует команда «Марш!» и взмах флажком, после чего занимающийся выбегает со старта. Фиксируется время пересечения финишной линии. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время бега не рекомендуется торопить ребенка, а также корректировать его бег.
Тест для определения скоростно-силовых качеств: прыжок и длину с места. Дается три попытки, фиксируется лучший результат.
Тест для определения координационных способностей: статическое равновесие (облегченный вариант теста Ромберга).
Ребенок принимает исходное положение: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящего — и пытается при этом сохранить равновесие. Тестируемый, выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Тест для определения силовой выносливости: подъем туловища из положения лежа на спине.
Тестируемый лежит на гимнастическом мате на спине, колени согнуты, стопы стоят на полу, руки скрещены на груди. По команде «Начали!» ребенок поднимает туловище на 30 от пола и вновь ложится. Тренер считает количество подъемов. Подъем туловища считается правильно выполненным, если поясница прижата к полу, подбородок не прижимается к груди, стопы не отрываются от пола (при необходимости тренер придерживает стопы ребенка на полу), на подъем — вдох, на опускание — выдох, подъем туловища на 30 от пола:
Тест для определения силы: сгибание-разгибание р:/к в упоре лежа. Ноги, туловище и голова сохраняют одну линию. Угол сгибания в локтевом суставе составляет 90'.
Тест на гибкость: стоя на полу наклон вперед, колени прямые, руками коснуться пола. Оценивается по 4-балльной шкале: ладони лежат на полу — 4 балла, кулаки касаются пола — 3 балла, пальцы касаются пола — 2 балла, расстояние менее 3 см — 1 балл.
Фитнес для дошколят
Детский фитнес и его цель можно определить как систему мероприятий (услуг), направленных на поддержку и укрепление здоровья ребенка (оздоровление), его нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие, социальную адаптацию и интеграцию.
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют" мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.
В ДОО занятия фитнесом можно организовать как прекрасное дополнение к государственным программам. Таким образом, решаются оздоровительные задачи физического воспитания, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, учитываются психические особенности детей. Поскольку на занятиях по фитнес-тренировке рационально сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, самое главное — вызвать у детей интерес к выполнению упражнений. Занятия для детей должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельности.
Задачи детского фитнеса:
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию);
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;
— повышать интерес к физкультурным занятиям.
В детском фитнесе есть несколько направлений.
- «Зверобика» — аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям: развивает воображение и фантазию.
- «Лого-аэробика» — физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребенка.
- Step by step — освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.
- Ваву тор — упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающимся плоскостопием.
- Упражнения с фитболом — гимнастика на больших разноцветных мячах; развивает ОДА малыша.
- Ваву games — подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и (Ьлегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.
- Детская йога — благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если ребенок неусидчив, гиперактивен, йога поможет научиться сдержанности.
- First step — занятия на освоение навыков равновесия, развитие памяти, речи, мелкой моторики.
Фитнес
Количество занятий
октябрь | 9 |
ноябрь | 9 |
декабрь | 8 |
январь | 7 |
февраль | 7 |
март | 8 |
апрель | 8 |
Всего | 56 занятия |
Календарное планирование
Октябрь
неделя | тема | предмет | комплекс | композиция |
I | Ритмическая гимнастика с предметами | Мячи-ёжики | Фитнес занятие № 1 | Полька со спортивными атрибутами |
II | Степ-аэробика | Степы | Фитнес тренировка №1 | Олимпийский вальс |
III | Классическая аэробика | Фитболы | Комплексное занятие № 2 | Танец с воздушными шарами |
IV | Степ-аэробика | Степы | Фитнес тренировка №1 | Повтор композиций |
Ноябрь
неделя | тема | предмет | комплекс | композиция |
I | Образно-игровая гимнастика | помпоны | Фитнес в осеннем лесу | Танец с помпонами |
II | Степ-аэробика | Степы | Фитнес тренировка №2 | Все не возможное возможно |
Ill | Фитбол- гимнастика | Фитболы | Занятие № 4 | Спортивный танец с атрибутами |
IV | Силовая гимнастика, акробатика | Степы | Комплекс № 3 | Повтор композиций |
Декабрь
неделя | тема | предмет | комплекс | КОМПОЗИЦИЯ |
I | Фитбол- аэробика | Фитбол | Занятие № 5 | Танец с воздушными шарами |
II | Степ-аэробика | Степы | Комплекс № 4 | Танец с гимнастическими палками |
Ill | Занятие «Ты и Я» | Мячи разных размеров | Занятие № 6 | Танец с тросточками |
IV | Силовая гимнастика | Степы | Комплекс № 5 | Повтор композиций |
Январь
неделя | тема | предмет | комплекс | КОМПОЗИЦИЯ |
I | Комплексное фитнес- занятие | Мячи, парашют | Занятие N9 7 | Танец с мячом |
II | Степ- аэробика | Степы | Комплекс N° 7 | Танец пастушок |
III | Образно-игровая гимнастика | фитболы | Занятие N 8 | Танец с султанчиками |
IV | Силовая гимнастика | Степы | Комплекс № 8 | Повтор композиций |
Февраль
неделя | тема | предмет | комплекс | КОМПОЗИЦИЯ |
I | Классическая аэробика | Фитбол ы | Комплексное занятие № 2 | Танец моряков |
II | Художественная гимнастика | Обруч, мяч малый | Комплекс № 9 | Спортивный танец с атрибутами |
III | Образно-игровая гимнастика | фитболы | Занятие № 9 | Танец с мячом |
IV | Силовая гимнастика | Степы | Комплекс № 5 | Повтор композиций |
Март
неделя | тема | предмет | комплекс | композиция |
I | Ритмическая гимнастика с предметами | Мячи-ёжики | Фитнес занятие № 1 | Танец с цветами |
II | Классическая аэробика | Фитболы | Комплексное занятие № 2 | Танец с воздушными шарами |
III | Степ- аэробика | Степы | Комплекс N° 4 | Все не возможное возможно |
IV | Фитбол- аэробика | Фитбол | Занятие № 5 | Повтор композиций |
Апрель
неделя | тема | предмет | комплекс | композиция |
I | Образно-игровая гимнастика | помпоны | Фитнес в весеннем лесу | Танец с тросточками |
II | Силовая гимнастика | Степы | Комплекс № 8 | Спортивный танец с атрибутами |
Ill | Занятие «Ты и Я» | Мячи разных размеров | Занятие № 6 | Танец с мячом |
IV | Повторение пройденного материала | Степы, фитболы, обручи, помпоны | Комплексное занятие № 2 | Открытое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...
Презентация дополнительной образовательной программы "Планета фитнес"
Понятие «детский фитнес» все более прочно входит в нашу повседневную жизнь. Что же на самом деле означает это красивое словосочетание? Если вкратце, детский фитнес - это не что иное, как хорошо ...
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Детский фитнес»
В настоящее время отмечается факт отставания, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Особенно много отклонений встречается в состоянии ...
дополнительная образовательная программа "Детский фитнес"
Программа разработана с учетом ФГОС ДО и с использованием программы Сулим Е.В. "Детский фитнес" "Игровой стретчинг". Новизна программы заключается в рациональном сочетании различны...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...