Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"
методическая разработка по физкультуре по теме
В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_lyzhi.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Физическое воспитание ребенка в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место занимают и спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. при рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений.
Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах.
Очень часто преподаватели физической культуры в школах сталкиваются с такой проблемой – ребенок-первоклассник ни разу не стоял на лыжах. И тогда много времени уходит на то, чтобы ребенок приобрел первичные навыки, овладел специфическими ощущениями.
Отсутствие опыта у будущего первоклассника есть как следствие нескольких причин:
- Занятость родителей и отсутствие у них интереса.
- Отсутствие лыж снаряжения.
- Материальное положение.
Поэтому возможным решением данной проблемы является обучение детей передвижению на лыжах в детском саду, т.к. не требует создания особых условий, а по своей структуре ходьба на лыжах близка к обычной ходьбе.
В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректируют их в пространстве и времени, способствуют созданию комплекса различных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега».
«Чувство лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед.
«Чувство снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега. Наблюдения показали, что дети с первых же шагов на лыжах довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины, качество снега. Поэтому одной из важнейших задач обучения дошкольников ходьбе на лыжах является овладение этими новыми комплексами ощущений.
Ребенок быстро растет за счет роста конечностей. Это вызывает резкое изменение рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к изменению величины шага, - он становится больше.
В подготовительной к школе группе у детей появляется длинный скользящий шаг, это обусловлено не только изменением рычагов двигательного аппарата, но и тренированностью мышц, овладением двигательным навыком. Дети уже в состоянии значительно выдвинуть вперед скользящую ногу.
У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более сильным и резким.
Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности ребенка значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономичными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации.
Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому дети приобретают умение при потери равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».
Если с детьми работать систематически, у них появляется рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приближается к взрослой норме.
Основное в методике обучения детей 6-7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.
В данной методической разработке предлагается цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста, позволяющий каждому ребенку приобрести первичные навыки в упражнениях данного вида. Занятия разработаны с учетом возрастных особенностей детей и предполагают работу как с детьми подготовительной к школе группы, так и возможно частично старшей, рассматривая индивидуальные и физические способности каждого.
Предложенный цикл состоит из 8 занятий, проводящихся в зимний период один раз в неделю. По мере освоения детьми данного материала или в связи с погодными условиями возможно повторение проведенных занятий с частичным усложнением или добавлением дополнительных заданий и игр. Рекомендуемая для более эффективного обучения группа детей может состоять из 10-13 человек.
Перспективный план
Номер занятия | Программное содержание |
Занятие1 | Закреплять навык передвижения на лыжах скользящим шагом. |
Занятие 2 | Закреплять навык спусков с пологих склонов при длине ската 8-10м, скользящего шага, поворот на лыжах. |
Занятие 3 | Закреплять навыки скользящего шага, спуска со склона, подъемов и торможения. |
Занятие 4 | Учить детей ходьбе на лыжах с палками. Показать, как разъединить лыжи и положить их на снегу. |
Занятие 5 | Учить попеременному двухшажному ходу с палками. |
Занятие 6 | Продолжать обучение попеременному двухшажному ходу и спуску. |
Занятие 7 | Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути (канава, бревно). |
Занятие 8 | Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Упражнять детей в спуске и подъеме на пологий склон при длине ската ~18м. |
Используемая литература.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина : Изд. 3-е, переработанное. – 244с – СПб: Детство-Пресс-2002.
- Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, исправленное. М., Просвещение,1977-96с.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1983- 128с.
- Апеева Л.А. Методическое пособие для воспитателей старшей группы по физическому воспитанию. В 3-х частях- Уфа, 2007.
- Глазырина. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2001- 264с.
- Игры и развлечения на воздухе / Т.И.Осокина, Л.С. Фурмина, Е.А. Тимофеева.- Изд.2-е, доработанное.- М.: Просвещение,1983 -224с.
Министерство образования Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа РБ
Администрация октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Методическая разработка
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста
«Обучение детей старшего дошкольного возраста
ходьбе на лыжах»
Составил:
Инструктор физической культуры
МДОУ «Детский сад №301
общеразвивающего вида»
Октябрьского района
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
УФА-2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
конспект методических "посиделок" по теме "Лыжная подготовка дошкольников"
В рамках реализации мероприятий по внедрению лыжной подготовки дошкольников как элемента здоровьеформирующей среды ДОО в нашем детском саду МА ДОУ №166 г. Хабаровска прошла Неделя лыж. Подведени...
Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Подготовка дошкольника к закаливающей процедуре по контрастному обливанию ног"
Вариантов психологического воздействия на ребенка дошкольного возраста в педагогической практике достаточно, применять их нужно в завимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка....
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте".
Методическая разработка "Деловая игра к педагогическому совету по теме "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"....
Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.
Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логи...
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки....
Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...