Использование современного физкультурного оборудования в условиях ДОО как средство приобретения опыта двигательной активности воспитанников
презентация по физкультуре на тему
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной спортивно - оздоровительной развивающей среды спортивного зала или площадки, являющиеся основой для приобретения опыта двигательной деятельности, успешного физического развития воспитанников ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар ГАУДПО МО «ИРО»
«Приобретение опыта двигательной деятельности как условие
физического развития воспитанников ДОО»
Использование современного физкультурного оборудования
в условиях ДОО как средство приобретения опыта
двигательной активности воспитанников
Лаврентьева М.И.
инструктор по ФК 1 кв.категории
МБДОУ д\с № 50
ЗАТО г. Североморск
Физическое воспитание в ДОО – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Согласно «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
В связи с этим актуальными остаются подходы к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры и предметно - развивающей среды, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать познавательные способности.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОО зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья.
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной развивающей среды спортивного зала, являющейся основой для приобретения опыта двигательной деятельности, успешного физического развития воспитанников ДОО.
В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки. И база (физкультурный зал и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает значительным фактором, позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Старшие дошкольники стремятся не только удовлетворить потребность в активных движениях, но и показать свои физические возможности – силу, ловкость, смелость.
В спортивный зал, который не только заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью, но и привлекает своей яркостью, оформлением, ребятам всегда захочется вернуться. Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога, обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в спортивном зале.
При создании предметно - развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Полифункциональность
- Трансформируемость
- Интеграции образовательных областей
- Целостности образовательного процесса.
Так же необходимо учитывать и гендерную специфику.
Построение развивающей среды в спортивном зале с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении физкультурный зал должен быть оснащен всеми видами современного спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, дидактическим материалом, т.к. спортивно - оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению, как специфических задач развития двигательной активности, так и задач их гармоничного развития.
Физкультурный зал нашего ДОУ оборудован центрами по принципу самореализации ребёнка в части использования пособий и игр различного уровня подвижности, что способствует развитию двигательных и коммуникативных способностей у воспитанников ДОУ. Поскольку чем шире круг двигательных умений и навыков, чем богаче двигательный опыт, тем лучше и быстрее дети осваивают новые упражнения, тем лучше и быстрее развивается речь и умственные способности дошкольников.
На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещения залов. Например, для проведения командного эстафетного бега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, сделана разметка пола, которые служат ориентирами для построений и перестроений. Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детского сада.
Материалы и оборудование для двигательной активности включают следующие типы физкультурного инвентаря:
- для ходьбы и бега;
- равновесия;
- для прыжков;
- для катания, бросания и ловли;
- для ползания и лазания;
- для общеразвивающих упражнений.
Материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Современное напольное покрытие спортивного зала в нашем детском саду изготовлено из ПВХ. Основой является вспененный материал - поливинилхлорид, исключительно долговечный, гарантирующий высокое физическое сопротивление к механическим повреждениям. Использование на площадке спортивного зала ДОО оправдано способностью выдерживать высокий трафик, что немаловажно для детских организаций.
Отвечает следующим критериям:
- хорошая звукоизоляция
- безопасность
- хорошая амортизация
- прочность, износоустойчивость
- удобство в обслуживании
- привлекательный внешний вид
- экологичность.
Его монтаж довольно простой и удобный. Собирается он в виде детского пазла.
В качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно - оздоровительной работы нашего ДОУ является НОД с использованием тренажёров.
Обучение дошкольников работе на тренажёрах можно разделить на три этапа:
- ознакомление с тренажёрами и первоначальное разучивание упражнения на них. Используются следующие методы и приемы - показ, объяснение педагогом и практическое апробирование тренажёра детьми. Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.
- углублённое разучивание упражнения. Педагог уделяет внимание технике выполнения упражнения.
- закрепление навыка выполнения упражнений на тренажёрах и совершенствование техники выполнения.
В спортивном зале используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства.
Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте интенсивно развивается опорно - двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам, для развития координационных и скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Вместе с тем переносимые детьми физические нагрузки должны находиться в зоне «умеренного напряжения».
Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный материал.
Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.
Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру. После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.
Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей.
После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.
Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.
Помимо круговой тренировки в занятии используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений на физкультурном занятии: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.
Занятия на тренажерах вызывают эмоционально-положительное отношение к двигательной деятельности, желание заниматься в спортивном зале, побуждают к активности, способствуют развитию ребенка.
Таким образом, правильно созданная предметно – развивающая среда физкультурного зала, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, увеличивает эффективность занятий, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач работы инструктора в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашего ДОУ.
Информационно – методическое сопровождение:
- Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Железняк Н. Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду. – М, «Издательство Скрипторий» 2009г.
- Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Она из главных задач - сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективность физкультурно - оздоровительной работы в ДОО зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья.
Предметно - пространственная среда в ДОО - основа для приобретения опыта двигательной деятельности, успешного физического развития воспитанников ДОО. Роль педагога - открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.
Принципы создания предметно - развивающей спортивно – оздоровительной среды в ДОО : Полифункциональность Трансформируемость Целостности образовательного процесса Интеграции образовательных областей Необходимо учитывать и гендерную специфику.
Спортивный зал ДОО для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении оснащен всеми видами современного спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, дидактических материалом
Типы физкультурного инвентаря для развития двигательного опыта: для ходьбы и бега; равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений
Современное напольное покрытие спортивного зала хорошая звукоизоляция безопасность хорошая амортизация прочность, износоустойчивость удобство в обслуживании привлекательный внешний вид экологичность. Его монтаж довольно простой и удобный. Собирается в виде детского пазла.
Этапы обучения упражнениям на тренажёрах: ознакомление с тренажёрами и первоначальное разучивание упражнения на них. Используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажёра детьми. углублённое разучивание упражнения. закрепление навыка выполнения упражнений на тренажёрах и совершенствование техники выполнения.
Задачи: Обеспечить тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки. Укрепить мышечный тонус ребёнка путём повышения его двигательной активности и постепенного увеличения физической нагрузки на скелетную мускулатуру. Удовлетворять естественную потребность ребёнка в разных формах двигательной активности. Обучить детей определённым двигательным умениям и навыкам, а также приемам страховки в упражнениях на тренажерах.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средство самореализации и самовыражения. Способствует полноценному развитию личности. Недостаточно сформированная игровая деятельность ведет к возникновению трудностей в учебной деятельности и развитию взаимоотношений в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Игра – важнейшая составляющая единого образовательного пространства
Содержание дошкольного образования (по ФГОС) должно быть направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих ДОУ увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
Принцип интеграции образовательных областей – особо выстроенная структура образовательного процесса, направленная на развитие умения применять знания из различных областей при решении конкретной задачи, на формирование способности самостоятельно проводить небольшие, соответствующие возрастным особенностям, исследования . Благодаря реализации системы интегрированных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохраняя их физическое, психическое и социальное здоровье и развивая все стороны личности дошкольника.
Интегративный подход позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного вида деятельности на другой. В основе любой деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации лежат мотивы: желания, потребности, склонности, интересы, непосредственно связанные с содержанием деятельности. Поэтому при отборе содержания комплексных занятий четко выделяется основной мотив детской деятельности. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.
Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», — на основе которых осуществляется календарное планирование
Интегративный подход ориентирует ребёнка не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно – оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Активно использование в НОД с детьми : дидактические игры с движением, двигательные имитационные загадки, игровые и проблемно – исследовательские ситуации.
Задачи: Формирование у детей элементарных математических представлений: проведение игр и игровых упражнений с математическим содержанием Познавательно - исследовательской деятельности: выявление свойств и особенностей разных материалов (металла, дерева) Расширение кругозора детей и формирование целостной картины мира в области предметного и социального окружения, ознакомление с миром природы. Сенсорного развития детей: расширение, уточнение, закрепление и обобщение представления о цвете, форме, величине, размере различных предметов и объектов
Условия эффективности использования игр Свободное и добровольное включение детей в игру; Понимание смысла и содержания игры, её правил, идеи каждой игровой роли всеми участниками игрового действия; Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников; Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых атрибутов для осуществления игрового действия; Гендерный подход при подборе игры; Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.
Предметно – развивающая среда спортивного зала МБДОУ д\с № 50 г. Североморск
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Мини-музеи как средство развития познавательной активности воспитанников детского сада «Теремок»»
выступление на муниципальном семинаре...
Статья Использование нестандартного оборудования, как способ повышения интереса к двигательной активности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Использование нестандартного оборудования...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Цель: расширять предметно-развивающую среду путём создания нового нестандартного оборудования из бросового материала своими руками, помогающему полноценному развитию детей дошкольного возраста....
Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной презентации описывается опыт работы Новиковой Екатерины Сергеевны, воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. В ФГОС ДО на этом сд...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Применение и выполнение интерактивных заданий повышает у детей умение пользоваться символами на панели управления, развивает креативные способности, позволяет перейти от наглядно-образного мышления к ...