Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
проект (средняя группа) на тему
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский
ПРОЕКТ
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Возраст: 2 -я младшая- средняя группа
Срок: сентябрь- май 2014г.
п. Комсомольский
Филиал д/c “Ёлочка»
Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
· Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
· Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
· Развитие зрительного и слухового восприятия.
· Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
· Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
· Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
· Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
· Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
· Интеллектуальное развитие детей;
· Пополнение предметно-развивающей среды;
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Игры с песком и водой;
7. Пальчиковый театр;
8. Дидактические игры;
- Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
· Продуктивная деятельность
· Индивидуальная работа
· Самостоятельная деятельность
· Прогулка
· Утренняя гимнастика
· Самообслуживание
· Логоритмика
- Работа с родителями
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук
Сентябрь
1. Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.
2. Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
3. Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»
4. Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).
5. Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»
Октябрь
1. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р.
2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.
3. Изготовление родителями сенсорного коврика «Экологический дневник». Развитие умения детьми пристегивать детали сюжета в соответствии с сезонными изменениями.
4. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»
5. Игра пальчиковая «Семья».
6. Игра пальчиковая «Капуста…»
7. Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).
8. « Рисование Блоками» - способ наложения.
9. Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.
Ноябрь
1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».
2. « Это ручка – правая…».
3. «Девочки и мальчики прыгают как мячики…».
4. Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…».
5. «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».
6. Игры с решетками: «В зоопарке мы бродили…»
7. «Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем…»
8. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:
«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).
«Открути и закрути».
«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).
1. Консультация для родителей «Волшебные палочки» Использование в играх с детьми деревянных бигудей для развития общей и мелкой моторики.
Декабрь
1. Разучивание с детьми игр - заводилок.
Познавательное развитие: формирование целостной картины мира:
«Коровушка-матушка» закреплять представление о домашних животных и птицах.
«Мишка-медведь» Закреплять название времен года, их признаки.
«Синичка» закреплять представление о зимующих птицах.
«Ласточка» закреплять представление о перелетных птицах.
«Мебель я начну считать…» закреплять представление о предметах ближайшего окружения.
1. Игра пальчиковая « Снег ложится на дома…»
2.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Январь
1. Совместное детско-родительское мероприятие «Волшебный квадратик». Знакомство родителей с работой группы по всем направлениям образовательной программы.
2 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
3. Игра пальчиковая « У меня есть голова…»
«1,2,3,4,5- тело будем изучать…»
«По шоссе идут машины…»
«На кроватке мы поспали…»
Февраль
1. Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…»
2. «Воспитатель помогает нам картинки рисовать…»
3. «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…»
4. «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»
5. «Котик серенький сидит…»
6. «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…»
Март
1. Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».
2. Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».
3. Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).
4. «Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль)
5. «Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок).
6. Игра пальчиковая «Мамочка хорошая, мамочка любимая…»
7.«Мама, папа, я - вот моя семья».
Апрель
1. Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком.
2. Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги. Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях.
3. Изготовление платочков разных по цвету. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков».
4. «Рисование» разными по цвету шнурками на решетках.
5. Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика.
6. Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…»
7. «К нам весна шагает…»
8. «Вот уж две недели капают капели…»
9. «Только снег растает, птицы прилетают…»
Май
1. Игры пальчиковые «Солнышко пригрело…»
2. «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит».
3. «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук».
4. «В городах людей немало...»
5. Мониторинг развития у детей мелкой моторики.
6. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».
Тематическое планирование работы с родителями по проекту
1. Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
1. Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
1. Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
1. Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
1. Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
1. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
1. Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
1. Консультация «Пальчиковые игры»;
1. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...
Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....
Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....
проект "Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
Проект для детей младшей группы, даны цель, задачи, ожидаемый результат, планирование работы с детьми по месяцам, планирование работы с родителями, стихи для игр, оснащение группы по проекту....
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....
Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......