Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
проект (средняя группа) на тему

Федорова Светлана Николаевна

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

Возраст: 2 -я младшая- средняя группа

Срок: сентябрь- май 2014г.

 

 

 

 

п. Комсомольский

Филиал д/c “Ёлочка»

   Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

 

 

Задачи:

·         Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

·         Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

·         Развитие зрительного и слухового восприятия.

·         Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

·         Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

·         Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 АКТУАЛЬНОСТЬ:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

 

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

·         Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

·         Формирование речевых навыков у детей  младшего возраста.

·         Интеллектуальное развитие детей;

·         Пополнение предметно-развивающей среды;

  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

 

 

Мелкую моторику рук развивают:

1.   Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

2.   Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

3.   Народные игры с ладошками;

4.   Игры с природным материалом;

5.   Игры с предметами домашнего обихода;

6.   Игры с песком и водой;

7.   Пальчиковый театр;

8.   Дидактические игры;

  1. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

 

 

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

·         Продуктивная деятельность

·         Индивидуальная работа

·         Самостоятельная деятельность

·         Прогулка

·         Утренняя гимнастика

·         Самообслуживание

·         Логоритмика

  • Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук

 

Сентябрь

1.   Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.

2.   Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

3.   Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»

4.   Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).

5.      Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»

 

Октябрь

1.   Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р.

2.   Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3.   Изготовление родителями сенсорного коврика «Экологический дневник».  Развитие умения  детьми пристегивать детали сюжета в соответствии с сезонными изменениями.

4.   Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»

5.   Игра пальчиковая «Семья».

6.   Игра пальчиковая «Капуста…»

7.   Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта»  (по цвету, по размеру,  по форме).

8.   « Рисование Блоками» - способ наложения.

9.  Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.

Ноябрь

1.   Игры  для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

2.   « Это ручка – правая…».

3.   «Девочки и мальчики прыгают как мячики…».

4.   Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…».

5.   «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».

6.   Игры с решетками: «В зоопарке мы бродили…»

7.   «Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем…»

8.   Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).

1.  Консультация для родителей «Волшебные палочки» Использование в играх с детьми деревянных бигудей для развития общей и мелкой моторики.

Декабрь

1.  Разучивание с детьми игр - заводилок.

    Познавательное развитие: формирование целостной картины мира:

«Коровушка-матушка» закреплять представление о домашних животных и птицах.

«Мишка-медведь» Закреплять название времен года, их признаки.

«Синичка» закреплять представление о зимующих птицах.

«Ласточка» закреплять представление о перелетных птицах.

«Мебель я начну считать…» закреплять представление о предметах ближайшего окружения.

1.  Игра пальчиковая « Снег ложится на дома…»

2.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!».

Январь

1. Совместное детско-родительское мероприятие «Волшебный квадратик». Знакомство родителей с работой группы по всем направлениям образовательной программы.

2 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

3. Игра пальчиковая « У меня есть голова…»

                                   «1,2,3,4,5- тело будем изучать…»

                                   «По шоссе идут машины…»

                                   «На кроватке мы поспали…»

Февраль

1.   Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…»

2.   «Воспитатель помогает нам картинки рисовать…»

3.   «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…»

4.   «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»

5.   «Котик серенький сидит…»

6.  «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…»

Март

1.  Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».

2.  Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».

3.  Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).

4.  «Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль)

5.  «Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок).

6.  Игра пальчиковая «Мамочка хорошая, мамочка любимая…»

7.«Мама, папа, я - вот моя семья».

Апрель

1.   Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования  для игр с кубиком.

2.   Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги.  Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях.

3.   Изготовление платочков  разных по цвету. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков».

4.   «Рисование» разными по цвету шнурками на решетках.

5.   Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика.

6.   Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…»

7.   «К нам весна шагает…»

8.   «Вот уж две недели капают капели…»

9.  «Только снег растает, птицы прилетают…»

Май

1.   Игры пальчиковые «Солнышко пригрело…»

2.   «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит».

3.   «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук».

4.   «В городах людей немало...»

5.   Мониторинг развития у детей мелкой моторики.

6.      Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование работы с родителями по проекту

 

1.   Консультация «Ум на кончиках пальцев»;

1.   Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

1.   Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;

1.   Совместное изготовление с детьми «дорожек»;

1.   Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

1.   Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

1.   Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;

1.   Консультация «Пальчиковые игры»;

1.   Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

проект "Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Проект для детей младшей группы, даны цель, задачи, ожидаемый результат, планирование работы с детьми по месяцам, планирование работы с родителями, стихи для игр, оснащение группы по проекту....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......