Формы взаимодействия ДОУ с семьей по воспитанию ЗОЖ
консультация на тему
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_dou_s_semey_po_vospitaniyu_zozh.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Малютка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Формы взаимодействия ДОУ с семьей по воспитанию ЗОЖ» Подготовила: воспитатель Зинаида Аркадьевна Белобровина г.Октябрьский, РБ 2016г. |
Формы взаимодействия ДОУ с семьей по воспитанию ЗОЖ.
ДОУ выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуры детей, развитию у них личностных и психофизических качеств, приобщению ребёнка к ЗОЖ, с другой – оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию.
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Иначе говоря, единство системы физического воспитания в детском саду и семье осуществляется через взаимодействие, а взаимодействие – это вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Для установления единства воспитательных воздействий необходимо, чтобы родители ясно понимали цель и задачи успешного воспитания детей, имели представление о путях и средствах его осуществления. Один из путей решения этих задач – совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей. Например, нарушается режим в праздничные и выходные дни: большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач. Это создаёт предпосылки к нервному перенапряжению ребенка. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется не полностью, т. к. из всех форм досуга предпочтение отдаётся телевизору. По этой же причине детям не приобретают игрушки-двигатели.
Работа с семьёй – важная деятельность воспитателя и других работников дошкольного учреждения. В работе с семьёй решаются следующие задачи:
1. Педагогическое просвещение родителей.
2. Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта.
3. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ.
Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учет способностей ребёнка и интересов семьи.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ. В соответствии с перечисленными положениями работа с семьёй включает:
1) целенаправленную санпросвет работу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.
2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, виды закаливания и т. д.)
3) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка.
В этих целях широко используются папки-передвижки, семинары-практикумы, досуги, консультации.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Казина О. Б. выделяла в работе с семьёй несколько этапов:
I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейной микросферы. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование, которое позволяет получить информацию о ребёнке, о его жизни в семье и анализировать качество проводимой работы с родителями – насколько усилия педагогов детского сада помогают родителям и детям в воспитании здоровых детей.
III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.
На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются:
– совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы;
– дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, занятии в бассейне, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий;
– домашние задания, которые позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребёнка и тем самым изменить отношение к нему детей; дать родителям конкретное содержание для общения, столь необходимое и взрослому и ребенку. Домашние задания должны быть строго индивидуальны, небольшие по объёму, конкретны по содержанию;
– привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников;
– показ кинофильмов;
– демонстрация передового опыта семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.
Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Перед подобной встречей с родителями может провести беседу консультант-педагог. Он предлагает родителям познакомиться с оснащением спортивного зала, кабинетом массажа, значением ламп Чижевского в оздоровлении ребенка. Обращает внимание на образец создания дома спортивного уголка, на то, какие игрушки нужно иметь дома, напоминает родителям о способах закаливания в домашних условиях, а так же предлагает ознакомиться с данными и сведениями о состоянии здоровья детей.
Родителей знакомят с основными проблемами психологии, анатомии, физиологии и гигиены. Наряду с теоретическими знаниями они получают некоторые методические знания и умения, например: как правильно проводить режим жизни ребёнка, как осуществлять закаливание и т. д. Педагогические знания и умения даются родителям на основе понимания специфики каждого возрастного периода и учёта индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, беседуя с родителями, отмечает положительный опыт организации жизни детей в вечерние часы, в выходные дни, совместные семейные походы, занятия физическими упражнениями. Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, дает основание для обобщающих выводов и рекомендаций для всех родителей.
Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к ЗОЖ условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:
• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.
• Проведение групповых консультаций, бесед.
• Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.
• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).
Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.
Для установления единства в воспитании детей в ДОУ и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нём жизнь детей, как ведётся оздоровительная работа, какие правила существуют для родителей и т. д. Воспитатель и другие работники ДОУ – руководитель физвоспитания, психолог регулярно рассказывают родителям о состоянии здоровья детей, об организационных и педагогических основах жизни и работы ДОУ, подчёркивая необходимость взаимодействия с семьей. Уверенность в том, что родители знают и понимают работу, проводимую с детьми, служит основанием для предъявления им требования продолжать и закреплять эту работу.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьёй давала действенные результаты, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически. Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей – было направлено на достижение определённой цели. Например, на стенде вывешиваются советы на тему: «Как одевать ребёнка весной». Цель их предупредить типичную для родителей ошибку, заключающуюся в том, что они не всегда учитывают изменения погоды и одевают детей по-зимнему, в результате чего ребята перегреваются, движения их оказываются скованными.
Просвещение родителей по физическому воспитанию ребёнка наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Воспитатели помогают родителям понять, как следует семье применять общие теоретические и методические положения, изложенные в докладах, лекциях, беседах и советах. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, условия жизни и воспитания в семьях. В той ситуации, если мать водит в ДОУ одного ребёнка и в то же время ждёт рождения второго, то задачей сотрудников ДОУ должно стать просвещение женщины, необходимо интересоваться течением беременности, самочувствием, консультировать по вопросам правильной организации питания и режима дня.
Хорошо в детском саду или группе иметь библиотеку по физвоспитанию для семьи; рассказы, стихи по физкультуре для семейного чтения. Содержательные тематические папки-передвижки, броские и запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес.
Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников ДОУ с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном развитии детей. Если родители видят в воспитателе человека, лично заинтересованного в судьбе их ребенка, они относятся к нему как к другу и близкому им человеку, проникаются к нему доверием и уважением. Авторитет воспитателя высок в глазах родителей, если они видят в нем знающего специалиста, культурного, тактичного, доброжелательного и деликатного человека.
Таким образом, взаимодействовать с семьёй можно различными способами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи"
Цель газеты: • обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;• способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму с...
Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...
Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении....
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
- Мне нравится (3)