Консультация для педагогов: "Телесноориентированные методы снятия стресса. Гимнастика мозга".
консультация на тему
Тесен мир, мозг же человека необъятен. Ф. Шиллер Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и продемонстрировала замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений. В России гимнастика мозга впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению. Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека, необходимо разобраться в таких понятиях как: функциональная асимметрия полушарий и межполушарное взаимодействие. Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации головного мозга: 1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы. 2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария. Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте. Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки. 3. Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим. Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев. Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, именно нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность учащихся. Правое и левое полушария осуществляют деятельность одновременно, но каждое отвечает за свой участок работы. Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, именно именно гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения подростков, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока: Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы). РИТМИРОВАНИЕ – это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Это последовательность упражнений для подготовки к обучению, которая обычно делается в начале учебного дня, после перемены и перерыва на обед для эффективной подготовки к восприятию учебного материала, а также непосредственно перед началом ответственного мероприятия. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_kinesiologii.ppt | 2.58 МБ |
ritmirovanie._gimnastika_mozga.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование методов образовательной кинесиологии в процессе обучения
Уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей называется - «Образовательная кинесиология»
Образовательная кинесиология – наука о движении, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений психокоррекции
Эта авторская программа утверждает идею о важности обращения личности к своей природе – к естественным ресурсам организма, к тем возможностям, которыми нас наделила природа
Освоение методики психического, интеллектуального, личностного, физического и творческого развития человека через организацию системы специальных движений, физических и дыхательных упражнений, психотерапевтических приемов, позитивного мышления
- улучшить концентрацию внимания, памяти, пространственные представления - снять стресс, нервное напряжение; - проработать внутренние трудности и препятствия - эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности - оптимизировать собственные резервы человека - повысить способность к произвольному контролю
Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания. Используют приемы смысловой памяти. Их привлекают предметы физико-математического цикла.
Люди этого типа предпочитают гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимает форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что, именно нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность
«Вода» Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.
«Кнопки мозга» Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
«Крюки Деннисона»
1. Ханнофорд К. Мудрое движение Москва. 2001г 2.Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога). 3. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ., - М, кинезис, 1998 г. – 43 4. М.М.Безруких «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» Москва; Триада-фарм. 2007г 5. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей.Деннисон П.И и ДеннисонГ.И. Москва. 1997г 6. Хомская Е.Д. Нейпопсихология. СПб 2003г.
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА МОЗГА
Комплекс для ритмирования в начале рабочего дня
(АНТИСТРЕССОВАЯ ГИМНАСТИКА для ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ)
Гимнастика на объединение «головы и тела», улучшение межполушарных связей, улучшение координации, снятие эмоционального напряжения и мн. др.
Комплекс для ритмирования:
- Первое и необходимое:
Попить воды , чтобы в организме было достаточно влаги для проведения нервных импульсов.
- Упражнение КНОПКИ МОЗГА
Два пальца одной руки под ключицами – там две ямочки.
Вторая рука лежит на пупке.
Мягко массируете подключичные ямки.
Меняем руки.
Между 1 и 2 ребром под ключицами ямочки – там с двух сторон от сердца идут крупные сосуды. Это мощная нейро-лимфатическая зона.
Слегка массируем (м.б. болезненные ощущения, эта зона зажимается при стрессе):
– улучшается дыхание;
– расслабляется вся область под ключицами;
– выравнивается кровяное давление,
– улучшается кровообращение ГМ и голова как будто освобождается;
– лучше видят глаза, расширяется зона периферического зрения.
Делайте КНОПКИ МОЗГА когда:
-плохо видите или появилась пелена перед глазами;
- нервничаете или возбуждены;
- трудно включиться в какую-то работу;
- появилась усталость или что-то не ладится.
3. Упражнение КРОСС КРОЛЫ (перекрестный шаг).
Движения имитируют обыкновенное детское ползание. При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария.
Интеграция работы обоих полушарий:
- колоссально увеличивает поглощение энергии головным мозгом, что особенно полезно для всех, кто снижает вес;
- повышает активность человека и заражает энергией;
- усиливает жизнеспособность.
Наклоны и перекрестные движения:
- подтягивают живот, за счет включения прямых и косых мышц живота;
- расслабляют мышцы спины и облегчают боли при радикулите.
И.п. Стоя ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке!
Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения.
Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются.
Рот не зажимать. Губы свободны. Зажата нижняя часть лица - зажаты все остальные мышцы тела.
Можно делать стоя, сидя, лежа – доставать локтем коленки.
Можно просто маршировать, или ходить контралатеральным шагом.
Скорость – для детей не ограничена. Взрослым, для того, чтобы они услышали свое тело, первое время делать медленно, чувствовать, как плечо идет к бедру, и включаются косые мышцы живота.
Человеку, чтобы ходить, включая мозг, можно маршировать. Если это делать регулярно и хорошо, то со временем подтягивается фигура, меняется способ жизни, появляется уверенность и силы, улучшается аппетит.
Мозг имеет привычку слышать медленные движения и повторы. Он закрепляет мозговые схемы за счет повторов и считывания этих медленных движений.
Хотите переобучить мозг, т.е. создать новые нервные связи – делайте каждый день, хоть не долго, хоть по минуте, но ежедневно, месяцами.
Делайте КРОСС КРОЛЫ или просто маршируйте когда:
- Чувствуете упадок сил, вялость, ничего делать не хочется;
- Надо включиться в работу;
- Надо почувствовать себя более бодрым и живым
4. Упражнение КРЮКИ ДЭНИСОНА
В крюках хорошо думать о каких-то проблемах
1 часть: Ноги переплетаем.
Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, перекрещиваем руки, складываем ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.
Язык поднять и прижать к небу.
Глаза поднять вверх.
Стоим или сидим столько сколько комфортно.
2 часть. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вниз и сцепить лодочкой на уровне низа живота. Глаза опустить вниз. Язык к небу. Чувствуем, как уходят остатки напряжения.
Поза Крюки:
- очень мощная интеграция правого и левого - появляется целостное тело;
- человек очень быстро успокаивается;
- очень быстро снимает стресс;
- дает возможность думать без напряжения о проблеме.
Делайте КРЮКИ когда:
- надо быстро снять стресс и успокоиться;
- нужно обдумать сложную проблему;
- подумать, что лучше сейчас делать;
- хотите понять себя и принять взвешенное решение.
Прежде чем предлагать другим выполнить этот комплекс попробуйте сами делать его ежедневно в течении 7-10 дней. Во время выполнения могут возникнуть и неприятные ощущения: тошнота, головокружении. В этом случае можно уменьшить время выполнения упражнений, а какие-то исключить.
У каждого упражнения свое действие, лучше делать все, можно выборочно.
Эти упражнения выбираете для тела в нужный момент, в нужный час.
Делать каждое упражнение не больше минуты !
Литература:
1. Ханнофорд К. Мудрое движение Москва. 2001г
2.Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010.- 288с.- (Новейший справочник психолога).
3. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ., - М, кинезис, 1998 г. – 43
4. М.М.Безруких «Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка» Москва; Триада-фарм. 2007г
5. Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей. Деннисон П.И и ДеннисонГ.И. Москва. 1997г
6. Хомская Е.Д. Нейпопсихология. СПб 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика. Комплекс "Добрые слова" с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения
Утренняя гимнастика для детей 6 – 7 лет.Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функци...
Консультация для родителей «Игры, способствующие снятию напряжения и стресса у дошкольника»
Жизнь дошкольника полна разными событиями и ситуациями, которые могут вызвать у ребенка стрессовое состояние. Первый день в детском саду, мама не купила игруш...
КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П
Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...
Консультация для педагогов "!4 способов снятия стресса"
В статье рассказывается о способах для сохранения душевного спокойствия во время или после рабочего дня. Простые, непродолжительные по времени правила помогут избежать перегрузки .педагогам...
Консультация для педагогов: как снять стресс без лекарств
Некоторые психологи утверждают, что стресс - это нормально. Но постоянно находиться в стрессовом состоянии нельзя. Нужно выработать правила и применять упражнения, чтобы снимать стресс....
Профилактика стресса Памятка и игры для диагностики и снятия стресса у детей и взрослых
Можно отметить, что во время смены сезонов: с осени на зиму и с зимы на весну, резко меняется настроение и поведение детей. Чаще всего это проявляется у д...
Консультация для родителей на тему «Влияние стресса на развитие мозга ребенка»
Стресс — это реакция организма на перенапряжение. Повторяющиеся и/или длительные стрессовые ситуации повреждают незрелый мозг ребенка, особенно нейронные пути, отвечающие за формирование исполни...