Статья на тему: "Методы и приемы развития речи детей в средней группе в ДОУ"
статья по развитию речи (средняя группа)

Миничева Лидия Андреевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №1 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Методы и приемы развития речи детей в средней группе в ДОУ»

 

Выполнила:

воспитатель

Миничева Лидия Андреевна

Санкт-Петербург

2022

Современная система обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении строится на реализации ФГОС ДО(Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования).  Главные цели ФГОС: обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

Все образовательные учреждения обязаны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.

Требования к речевому развитию ребенка в средней группе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС следующие:

-регулярное пополнение словарного запаса;

-овладение  речевыми навыками в соответствии с возрастными особенностями;

-расширение звукового и интонационного диапазона выразительности речи;

-умение воспринимать звуки на слух и идентифицировать их, умение их исправлять;

-умение слушать и запоминать сюжетную линию художественного произведения;

-формирование логически последовательной и осмысленной речи;

- пересказ и обыгрывание диалогов;

-умение эмоциональной передачи смысла и чтения стихотворения наизусть с выразительностью;

-расширение кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;

-использование  обобщающих понятий;

-правильное  грамматическое построение предложений.

-пополнение  знаний и представлений об окружающих предметах;

-знакомство с деталями и названиями частей вещей;

-изучение  свойств предметов и явлений;

-пополнение словарный запас в сфере профессий;

-изучение слова, обозначающих отношения между людьми;

-умение выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.

Воспитатель в начале учебного года определяет цели и задачи по развитию речи детей в средней группе, проводит целенаправленную  и систематическую работу по подбору форм, методов и приемов развития речи детей в ДОУ.

Перед педагогом стоят следующие задачи по развитию речи детей средней группы:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи – это формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационным средством выразительности, развитие голосового аппарата, речевого дыхания. В ДОУ важно сформировать правильное произношение всех звуков родного языка,  уделяется интонационной выразительности речи.

2. Словарная работа.

Важно понимание  значения слов, обогащение активного словаря: названия предметов, их качеств, свойств, действий, обобщенные понятия: узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу

3. Формирование грамматического строя речи.

Дети учатся использовать формы падежей, единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, слова в повелительным наклонении,

4. Развитие связной речи.

В данном возрасте дети учатся составлять небольшие рассказы по картинке и проводится начальная работа по составлению рассказов на темы из личного опыта, рассказы об игрушках, рассуждения, элементы описания, диалоги, составление описательных и повествовательных рассказов.

5. Развитие коммуникативных умений.

Важным умением, которое необходимо сформировать в ДОУ, является  коммуникативные навыки  -умение устанавливать контакт  с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием, слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, участвовать в разговоре по инициативе других.

Работа по развитию речи должна стоится на современных педагогических методах и приемах. В современной системе образования выделяют три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении:

- словесные приемы,

-наглядные приемы,

- игровые приемы.

Методы работы с этими приемами следующие:

-обучение рассказу по сюжетным картинкам;

-ежедневное чтение художественной литературы в соответствии с образовательной программой;

-беседы по прочитанному художественному произведению;

-использование игровых технологий;

-систематическое повторение пройденных слов;

-мотивирование на получение знаний.

-составление рассказов, сочинение сказок;

-проведение игр с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;

-инсценирование, драматизация;

-наблюдения и обсуждения на прогулке;

-чтение на прогулке и беседа после чтения;

-беседы с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);

-разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;

-сочинение и отгадывание загадок;

-исследовательская и проектная деятельность;

-конструирование и создание коллекций;

Необходимо отметить, что для формирования у детей в средней группе высокого уровня владения важно научить его грамотно выражать собственные мысли, научить коммуникативным навыкам, использовать современные технологии, формы и методы обучения, проводить последовательную работу, а также проявлять интерес  в самом процессе воспитания и обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей в средней группе "Друзья лесной феи"

Цель данноной образовательной деятельности - создать условия для обогащения представления детей об обитателях леса.Находить отличительные внешние признаки разных животных, их место обитания, предпочте...

Занятие по развитию речи детей в средней группе Тема: «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»».

Занятие по развитию речи детей в средней группе.Тема :"Дружная семья".Цель занятия: Формировать правильное представление о семье.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье....

развитие речи детей в средней группе

советы логопеда по развитию речи детей в средней группе...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

1.   Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2.   Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...