К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа) на тему

Лизунова Елена Владимировна

В статье раскрывается роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lizunova_e.v.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Лизунова Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара, Россия

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ

И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном мире возрастает роль семьи и дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Семья и ДОУ должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья дошкольника. Формирование положительной мотивации дошкольников к здоровому образу жизни (далее ЗОЖ) и воспитание ответственного и сознательного отношения к своему здоровью зависит от правильного взаимодействия детского сада и семьи, от организованной, взаимной работы родителей, воспитателей и медицинских работников. Физическое и психическое здоровье детей в огромной степени зависит от их активного сотрудничества и взаимодействия в организации и проведении просветительной, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы [1].

Именно в семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с самого раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, примитивные знания об окружающей мире, умения и навыки жизни в социуме [2].

Пожалуй, самой главной причиной ухудшения состояния здоровья и увеличения заболеваемости детей является учебная перегрузка и гиподинамия. Необходимо также отметить, что учебно-воспитательный процесс в большинстве случаев ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая, к сожалению, потребность в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников на второй план.

Анализ научной, педагогической и медицинской литературы показал, что более 25% детей 6-7 лет имеют далеко невысокие показатели школьной зрелости, почти 35% детей страдают хроническими заболеваниями, около 50% имеют выраженные функциональные отклонения в состоянии здоровья. С каждым годом увеличивается число детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это объясняется проблемами экономики, экологии, локальными конфликтами, возникающими на этнической почве, а также отсутствием необходимой лечебно-профилактической, просветительной и физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения, которая направлена на формирование ЗОЖ, укрепление, сохранение здоровья и предупреждение заболеваемости детей [3].

Для того, чтобы сформировать положительное отношение дошкольников к здоровому образу жизни в условиях детского сада следует регулярно проводить беседы, диспуты, смотры-конкурсы, соревнования, физкультурные праздники, дни здоровья, показательные занятия с приглашением родителей.

Самыми эффективными формами взаимодействия воспитателей и родителей в организации совместной работы по формированию ЗОЖ дошкольников являются: родительские собрания; дни открытых дверей; встречи с врачами и психологами; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия (соревнования по видам спорта, спартакиады, смотры-конкурсы, школьные олимпиады с участием родителей и детей); открытые учебные и тренировочные занятия, где родителям предоставляется возможность присутствовать и ознакомиться с достижениями своих детей.

С целью агитации и пропаганды медико-педагогических и гигиенических знаний среды детей и родителей следует использовать самые разнообразные средства наглядности, оформлять в каждом детском саду санитарные бюллетени, уголки и экраны здоровья, где приводятся данные о физическом развитии и здоровье каждого дошкольника, о профилактике и предупреждении инфекционных заболеваний. Одной из эффективных форм пропаганды педагогических знаний среди детей и родителей является просмотр видеофильмов, телевизионных передач, программ, посвященных профилактике, предупреждению заболеваемости и формированию ЗОЖ дошкольников. Просветительскую работу можно проводить и в форме бесед, консультаций, инструктажа во время индивидуальных и коллективных встреч с родителями, на родительском собрании.

Формированию ЗОЖ детей способствуют спортивные соревнования, например, «Веселые старты», «Старты надежд», игры-состязания «Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья», а также экскурсии, туристические походы с участием педагогов, родителей и детей. Данные мероприятия необходимо проводить во внеучебное время с обязательным участием родителей и приглашением ветеранов спорта, известных спортсменов.

Большое значение в детском саду имеют закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, сухие и влажные обтирания верхней части тела, полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, мытье рук до предплечья холодной водой, сквозное проветривание помещений, мытье ног после прогулки и перед сном, подвижные игры и физкультурные занятия на открытом воздухе. Здоровьесберегающими принципами применения закаливающих процедур в ДОУ должны быть систематичность, комплексность, постепенность и индивидуальный подход с учетом анатомо-физиологических, психологических и возрастных особенной каждого ребенка.

На состояние здоровья детей дошкольного возраста оказывают огромное влияние и негативные факторы, такие как: повсеместно ухудшающаяся экологическая ситуация, снижение уровня жизни в целом по всей России, уменьшение социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, нехватка у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение количества неполных семей.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания дошкольников особенно важен в ДОУ, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

В настоящее время недостаточно разработанной остается технология формирования здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ. В программах особое внимание уделяется на овладение ребенком знаниями о здоровом образе жизни, продуктивном и репродуктивном усвоение знаний о детском организме, условиях сохранения и укрепления собственного здоровья, не способствуя систематической деятельности по реализации индивидуальной программы ЗОЖ, таким образом, данное направление деятельности утрачивает свой первоначальный смысл и значение. С целью привития ребенку действенных навыков здорового образа жизни, нужно сформировать систему взаимодействия ДОУ и семьи, в рамках которой теоретические знания будут подкрепляться практическими действиями по здоровьесбережению в повседневной деятельности.

В современных условиях российская семья остается главным общественным институтом социализации и воспитания здорового подрастающего поколения, испытывает объективные трудности по обеспечению воспитания и развития ребенка. В последнее время семья регулярно выступает заказчиком в выборе образовательных программ, так как в определенном смысле, становится гарантом финансового благополучия детского сада, при этом устраняется от воспитательной работы, ссылаясь на отсутствие времени для этого. В результате происходит смещение акцентов с сохранения и укрепления здоровья на приобретение «модных» знаний, умений, навыков

В семье воспитательный процесс не имеет границ, для детей родители  это жизненный «идеал», ничем не защищенный от пристального детского глаза. Именно в семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: детского сада, сверстников и др.

Фундаментальные ценностные ориентации человека в семье определяют его образ жизни, сферы и степень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами поведения. Российские семьи весьма разнообразны вследствие расслоения общества, поэтому у представителей различных слоев неодинаковые представления о ЗОЖ и иерархии здоровья. Но, тем не менее, семья как социальный институт в формировании здорового образа жизни играл, играет и будет играть главную, основную и решающую роль [4].

Таким образом, для периода дошкольного детства характерно сопровождение ребенка со стороны взрослых, в первую очередь педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Кроме того, проблема сотрудничества воспитателей детских садов и родителей требует дальнейшего исследования, так как в недостаточной мере рассмотрены вопросы готовности и механизмы сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в целях улучшения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Остается актуальной проблема сотрудничества воспитателей и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей.

Список литературы:

1. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященные 100-летию ПГСГА. Самара: ООО «Офорт»; Самарское отделение Литфонда, 2011. С. 153-159.

2. Лизунова Е.В., Лизунова Е.А. Стресс как фактор риска здоровья детей младшего школьного возраста // Юный ученый. 2016. №1.1 (4.1). С. 30-32.

3. Лизунова Е.В. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии школьников // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 66-68.

4. Макарова Т.Е. Педагогическое диагностирование современной семьи: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогов дополнительного образования. Самара: Изд-во СГПУ, 2001. 150 с.

Лизунова Е.В. К вопросу о взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников. Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы III Международной научной конференции. Самара. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. – Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 316-321.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни

С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....

«Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у дошкольников основ жизнедеятельности через познавательное развитие»

Содержание работы:> Занятие с детьми по обучению ПДД> Занятие «В гостях у доктора Айболита»> Беседа с детьми о роли огня в жизни человека. Знакомство детей с уголком противопожарной безопасно...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни".

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного в...

Взаимодействие с семьей с целью формирования у дошкольников здорового образа жизни.Проект«Город мячей».

Основная цель взаимодействия детского сада с семьёй на основе проекта «Город мячей» – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одн...

«Взаимодействие с семьей с целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

laquo;Взаимодействие с семьей с целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»...