Программа " Неболейка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребенок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения.
И мы взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.
Цель моей работы – формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neboleyka.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
здоровьесбережения детей 5-7- лет
«НЕБОЛЕЙКА»
-12-
Обоснование программы. Сегодня возможно и естественно говорить о том, что неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В педагогике, в том числе и дошкольной, возникло особое направление - педагогика оздоровления. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовной организма.
Сохранение здоровья и подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
Целевое назначение программы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого ребенка.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование бережного отношения к своему организму;
- формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
При реализации программы соблюдаются следующие принципы:
- обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;
- систематический медицинский контроль над развитием ребёнка и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
- адекватность физических нагрузок возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости его здоровья;
- принцип ненанесения вреда;
- сочетание охранительной и тренирующей стратегии (не допускать заболевания, тренировать иммунную систему);
- принцип формирования ответственности детей за своё здоровье.
Участники программы. Основным звеном программы является воспитатели, дети 5-7 лет и их родители.
Срок реализации: учебный год.
Механизм реализации программы предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты работы:
- владение детьми знаниями особенностей строения и функций организма человека;
- наличие у детей представлений о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);
- сформированность представлений у детей о значении специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем;
- сформированность мотивации к здоровому образу жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «НЕБОЛЕЙКА»
Сентябрь - ноябрь
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— учить детей выделять на чувственной основе местоположение основных органов организма (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова – глаза, уши, нос); — учить детей бережному отношению к органам зрения и правильным привычкам зрения. | 1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья. Игры, задания и упражнения: «В здоровом теле - здоровый дух». «Настроение и здоровье», «Наши друзья — солнце, воздух и вода», «Когда человек болеет», «Отчего возникают разные болезни», «Что надо делать, чтобы быть здоровым», «Что такое закаливание», «Сделал зарядку — весь день в порядке», «Советы доктора Воды» (Приложение 1). Сюжетно-ролевая игра: «Доктор Не-Болит». Беседы: «Здоровье — это радость и хорошее настроение», «Привычки здорового образа жизни», «Почему человек болеет?», «Как правильно заботиться о своем здоровье». 2. Выполнение упражнений на укрепление зрения и профилактику утомления глаз. Игры, задания и упражнения: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом «бабочки, пчелы»; выполнение упражнения «ласточка» на стекле; прослеживание за выполнением взрослым «восьмерок» в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Приложение 2). Игры: «Угадай, что изменилось», «Поменяй, как было», «Восстанови картину», «Ночь — день», «Самая черная кошка» (с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору. 3. Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека. Игры, задания и упражнения: «Сделай, как я!», «Послушаем каждый свое сердечко», «Вдох — выдох», «Чистые руки», «Блестящие волосы», «Угадай, до чего дотронулась рука?»; подсчет количества дыхательных движений, задержка дыхания на счет три-четыре. Упражнения для капилляров: лечь на спину на твердую поверхность, поднять руки и ноги перпендикулярно полу и совершать ими интенсивные колебательные движения 10-30 секунд. Беседы: «Роль чистого воздуха для здоровья человека», «Уход за кожей», «Первая помощь при порезах». Просмотр фильмов (Приложение 3) 4. Участие в подвижных играх для поднятия мышечного тонуса и в релаксационных паузах, направленных на снятие напряжения в мышцах и обучение расслаблению. Игры на статику: «Аист», «Загораем на пляже», «Сова», «Бревно», «Крокодил», «Кошка», «Кобра», смыкание стоп и ладоней. Гимнастика хатха-йоги (Приложение 4). Игровойстретчинг (Приложение 5). Игры на динамику: «Самолеты», «Полетали — отдохнули», «Кошка проснулась», «Ползаем, как змейки. | Закладываютсяосновы для овладения дошкольниками навыков, которые они в дальнейшем могут использовать самостоятельно с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Задача воспитателя на первом этапе четко следить за правильностью выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность. Для того чтобы эти навыки стали потребностью в свободной деятельности, необходима высокая эмоциональная включенность взрослых и ребенка вход их выполнения. Радостное, оптимистичное настроение педагога легко передается детям, и они с удовольствием включаются в выполнение предлагаемых заданий. |
Декабрь - февраль
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— формировать у детей умение включаться в процесс выполнения закаливающих процедур, дыхательных упражнений и иных видов укрепляющих здоровье занятий;
— закрепить выполнение детьми элементарных дыхательных упражнений;
| 1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья. Игры, задания и упражнения: «Что ты съел?», «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «Покажи, как ты умеешь смотреть двумя глазками на носик», «Для чего нужна утренняя гимнастика?», «Как правильно чистить зубы?» и т.д. 2. Закрепление навыков профилактики заболеваний и самомассажа, в том числе с использованием эластичных колец и палочек. Задания и упражнения: «Волшебные палочки», «Волшебные колечки», «Помоги себе сам, когда устал», «Я сам себя лечу», «Массаж крыльев носа при насморке» (Приложение 6). 3. Актуализация представлений детей о рациональном питании. Игры, задания и упражнения: «Мой животик — не рюкзак». «Полезный завтрак», «Чистую воду пить — долго жить», «Здоровье — это здоровая пища», «В еде надо знать меру», «Каждый день пьем сок», «Зубки любят сырые овощи», («Красиво накрытый стол», «Едим с хорошим настроением». Беседы: «Культура питания», «Как надо пережевывать пишу», «Полезные и вредные ягоды», «Лекарственные травы». Обыгрывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Продолжается работа по расширению представлений детей о здоровом образе жизни, закрепляются навыки сохранения и укрепления здоровья знакомыми и новыми способами. Важно постоянно находить в различных жизненных ситуациях возможности для привлечения детского опыта к безопасному поведению в помещении и на улице, к обобщению этого опыта в речевом плане. Большое внимание уделяется такому опасному для жизни и здоровья детей случаю, как встреча с малознакомым человеком. Доказано, что именно эти люди представляют наибольшую опасность для детей. Ребенок, например, видел, как мама поздоровалась с каким-то человеком или кто-то зашел в дом по рабочим вопросам. В целом работа по формированию безопасного поведения дома и на улице очень объемна и разнообразна. Однако, будучи включенной в доступные для детей виды деятельности — игру, драматизацию, театрализованные, продуктивные виды деятельности, — она очень хорошо усваивается детьми и достаточно эффективно приносит свои результаты. |
Март - май
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— формировать представления о целостности человеческого организма и о зависимости внешнего вида человека от его
— познакомить со способами правильного ухода за состоянием кожи, волос, ногтей, рассказав о значении кожи как важного органа человеческого организма;
| 1. Знакомство с возрастными этапами жизни человека и с представлением о продолжительности жизни. Игры, задания и упражнения. «Человек – это звучит гордо», «Как растет ребенок», «Роль дружной семьи в жизни человека», «Природа и человек», «Здоровый oбраз жизни». Беседы: «Роль здорового образа жизни для сохранения жизни», «Труд — основа жизни». 2. Усвоение практических навыков и актуализация представлений об уходе за кожей, волосами и ногтями. Игры, задания и упражнения. «Кожа - самый большой орган тела», «Как ухаживать за кожей», «Как мы дышим?», «Чистота — залог здоровья», «Красивые волосы — это чистые волосы», «Как нужно ухаживать за ногтями», «Чистый воздух и вода — наши лучшие друзья". 3. Воспитание правильного отношения к уходу за органом слуха. Игры, задания и упражнения. «На чем я играю», «Звуки жизни», «Угадай, где звонит колокольчик», «Как правильно мыть уши» и др. 4. Закрепление представлений о роли дыхания в жизни человека. Задания и упражнения: «Выдохнуть через левую ноздрю», «Вдох через правую», «Вдохнуть животом». Дидактические игры: «Дыши медленно», «Дыши — не дыши», «Сдувание ватки с ладони на разное расстояние». Беседы: «Органы дыхания», «Что вредно для наших легких», «Что случится, если легкие будут плохо работать», «Как можно правильно подышать и успокоиться». Дидактическая игра: «Подбери картинку, какая помощь кому нужна». Сюжетно-ролевые игры: «Вызов машины «скорой помощи», «Больница», «Первая помощь при порезе», «Ушиб ноги — как помочь?», «Доктор Айболит». | Обобщение представлений детей о здоровом образе жизни, уточнение усвоенных навыков, активизацию переноса способов действий в свободные виды деятельности детей. В ходе занятий вводится новое понятие «продолжительность жизни», дети должны усвоить его связь с правильным отношением к своему здоровью, куда включаются рациональное питание, дыхательный, двигательный режимы, а главное — позитивное оптимистичное настроение для укрепления и сохранения своего здоровья. В ходе занятий расширяются представления детей о дыхании, о роли чистого воздуха в жизни человека. Дети овладевают навыками переменного дыхания. Не прекращается работа по укреплению двигательной сферы детей и формированию у них представлений о значимости физической культуры для долгой и счастливой жизни. Расширяются представления дошкольников о безопасном поведении дома и на улице и о способах оказания первой помощи. Кроме традиционных приемов детей знакомят с приемами регуляции самочувствия через воздействие на биологически активные точки. Формируются элементарные представления об использовании лекарственных растений для оказания первой помощи и простейшие навыки их использования (наложить промытый лист подорожника на рану, выпить отвар зверобоя или ромашки при желудочных расстройствах, обмотать листом лопуха ушибленную ногу). Эти занятия проводятся с детьми на природе, где они и практикуются в поиске изучаемых лекарственных растений. При проведении занятий мы ставим цель— подвести детей к пониманию целостности человеческого организма, к единству духовного и физического, закрепить навыки сохранения и укрепления здоровья изученными способами и сформировать потребность в здоровом образе жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Неболейка"
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от усло...
Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса посредством реализации программы «Неболейка»
Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка....
ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины ...
Программа "Неболейка"
Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичн...
Рабочая программа "Неболейка"
Рабочая программа "Неболейка"...
Программа Неболейка
Программа Неболейка...
Программа "Неболейка" по улучшению состояния здоровья детей и профилактики их заболевания
Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона....