Программа " Неболейка"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребенок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения.
И мы взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.
Цель моей работы – формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
здоровьесбережения детей 5-7- лет
«НЕБОЛЕЙКА»
-12-
Обоснование программы. Сегодня возможно и естественно говорить о том, что неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В педагогике, в том числе и дошкольной, возникло особое направление - педагогика оздоровления. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовной организма.
Сохранение здоровья и подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
Целевое назначение программы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого ребенка.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование бережного отношения к своему организму;
- формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
При реализации программы соблюдаются следующие принципы:
- обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;
- систематический медицинский контроль над развитием ребёнка и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
- адекватность физических нагрузок возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости его здоровья;
- принцип ненанесения вреда;
- сочетание охранительной и тренирующей стратегии (не допускать заболевания, тренировать иммунную систему);
- принцип формирования ответственности детей за своё здоровье.
Участники программы. Основным звеном программы является воспитатели, дети 5-7 лет и их родители.
Срок реализации: учебный год.
Механизм реализации программы предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты работы:
- владение детьми знаниями особенностей строения и функций организма человека;
- наличие у детей представлений о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);
- сформированность представлений у детей о значении специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем;
- сформированность мотивации к здоровому образу жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «НЕБОЛЕЙКА»
Сентябрь - ноябрь
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— учить детей выделять на чувственной основе местоположение основных органов организма (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова – глаза, уши, нос); — учить детей бережному отношению к органам зрения и правильным привычкам зрения. | 1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья. Игры, задания и упражнения: «В здоровом теле - здоровый дух». «Настроение и здоровье», «Наши друзья — солнце, воздух и вода», «Когда человек болеет», «Отчего возникают разные болезни», «Что надо делать, чтобы быть здоровым», «Что такое закаливание», «Сделал зарядку — весь день в порядке», «Советы доктора Воды» (Приложение 1). Сюжетно-ролевая игра: «Доктор Не-Болит». Беседы: «Здоровье — это радость и хорошее настроение», «Привычки здорового образа жизни», «Почему человек болеет?», «Как правильно заботиться о своем здоровье». 2. Выполнение упражнений на укрепление зрения и профилактику утомления глаз. Игры, задания и упражнения: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом «бабочки, пчелы»; выполнение упражнения «ласточка» на стекле; прослеживание за выполнением взрослым «восьмерок» в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Приложение 2). Игры: «Угадай, что изменилось», «Поменяй, как было», «Восстанови картину», «Ночь — день», «Самая черная кошка» (с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору. 3. Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека. Игры, задания и упражнения: «Сделай, как я!», «Послушаем каждый свое сердечко», «Вдох — выдох», «Чистые руки», «Блестящие волосы», «Угадай, до чего дотронулась рука?»; подсчет количества дыхательных движений, задержка дыхания на счет три-четыре. Упражнения для капилляров: лечь на спину на твердую поверхность, поднять руки и ноги перпендикулярно полу и совершать ими интенсивные колебательные движения 10-30 секунд. Беседы: «Роль чистого воздуха для здоровья человека», «Уход за кожей», «Первая помощь при порезах». Просмотр фильмов (Приложение 3) 4. Участие в подвижных играх для поднятия мышечного тонуса и в релаксационных паузах, направленных на снятие напряжения в мышцах и обучение расслаблению. Игры на статику: «Аист», «Загораем на пляже», «Сова», «Бревно», «Крокодил», «Кошка», «Кобра», смыкание стоп и ладоней. Гимнастика хатха-йоги (Приложение 4). Игровойстретчинг (Приложение 5). Игры на динамику: «Самолеты», «Полетали — отдохнули», «Кошка проснулась», «Ползаем, как змейки. | Закладываютсяосновы для овладения дошкольниками навыков, которые они в дальнейшем могут использовать самостоятельно с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Задача воспитателя на первом этапе четко следить за правильностью выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность. Для того чтобы эти навыки стали потребностью в свободной деятельности, необходима высокая эмоциональная включенность взрослых и ребенка вход их выполнения. Радостное, оптимистичное настроение педагога легко передается детям, и они с удовольствием включаются в выполнение предлагаемых заданий. |
Декабрь - февраль
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— формировать у детей умение включаться в процесс выполнения закаливающих процедур, дыхательных упражнений и иных видов укрепляющих здоровье занятий;
— закрепить выполнение детьми элементарных дыхательных упражнений;
| 1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья. Игры, задания и упражнения: «Что ты съел?», «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «Покажи, как ты умеешь смотреть двумя глазками на носик», «Для чего нужна утренняя гимнастика?», «Как правильно чистить зубы?» и т.д. 2. Закрепление навыков профилактики заболеваний и самомассажа, в том числе с использованием эластичных колец и палочек. Задания и упражнения: «Волшебные палочки», «Волшебные колечки», «Помоги себе сам, когда устал», «Я сам себя лечу», «Массаж крыльев носа при насморке» (Приложение 6). 3. Актуализация представлений детей о рациональном питании. Игры, задания и упражнения: «Мой животик — не рюкзак». «Полезный завтрак», «Чистую воду пить — долго жить», «Здоровье — это здоровая пища», «В еде надо знать меру», «Каждый день пьем сок», «Зубки любят сырые овощи», («Красиво накрытый стол», «Едим с хорошим настроением». Беседы: «Культура питания», «Как надо пережевывать пишу», «Полезные и вредные ягоды», «Лекарственные травы». Обыгрывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Продолжается работа по расширению представлений детей о здоровом образе жизни, закрепляются навыки сохранения и укрепления здоровья знакомыми и новыми способами. Важно постоянно находить в различных жизненных ситуациях возможности для привлечения детского опыта к безопасному поведению в помещении и на улице, к обобщению этого опыта в речевом плане. Большое внимание уделяется такому опасному для жизни и здоровья детей случаю, как встреча с малознакомым человеком. Доказано, что именно эти люди представляют наибольшую опасность для детей. Ребенок, например, видел, как мама поздоровалась с каким-то человеком или кто-то зашел в дом по рабочим вопросам. В целом работа по формированию безопасного поведения дома и на улице очень объемна и разнообразна. Однако, будучи включенной в доступные для детей виды деятельности — игру, драматизацию, театрализованные, продуктивные виды деятельности, — она очень хорошо усваивается детьми и достаточно эффективно приносит свои результаты. |
Март - май
Задачи | Содержание | Методические рекомендации |
— формировать представления о целостности человеческого организма и о зависимости внешнего вида человека от его
— познакомить со способами правильного ухода за состоянием кожи, волос, ногтей, рассказав о значении кожи как важного органа человеческого организма;
| 1. Знакомство с возрастными этапами жизни человека и с представлением о продолжительности жизни. Игры, задания и упражнения. «Человек – это звучит гордо», «Как растет ребенок», «Роль дружной семьи в жизни человека», «Природа и человек», «Здоровый oбраз жизни». Беседы: «Роль здорового образа жизни для сохранения жизни», «Труд — основа жизни». 2. Усвоение практических навыков и актуализация представлений об уходе за кожей, волосами и ногтями. Игры, задания и упражнения. «Кожа - самый большой орган тела», «Как ухаживать за кожей», «Как мы дышим?», «Чистота — залог здоровья», «Красивые волосы — это чистые волосы», «Как нужно ухаживать за ногтями», «Чистый воздух и вода — наши лучшие друзья". 3. Воспитание правильного отношения к уходу за органом слуха. Игры, задания и упражнения. «На чем я играю», «Звуки жизни», «Угадай, где звонит колокольчик», «Как правильно мыть уши» и др. 4. Закрепление представлений о роли дыхания в жизни человека. Задания и упражнения: «Выдохнуть через левую ноздрю», «Вдох через правую», «Вдохнуть животом». Дидактические игры: «Дыши медленно», «Дыши — не дыши», «Сдувание ватки с ладони на разное расстояние». Беседы: «Органы дыхания», «Что вредно для наших легких», «Что случится, если легкие будут плохо работать», «Как можно правильно подышать и успокоиться». Дидактическая игра: «Подбери картинку, какая помощь кому нужна». Сюжетно-ролевые игры: «Вызов машины «скорой помощи», «Больница», «Первая помощь при порезе», «Ушиб ноги — как помочь?», «Доктор Айболит». | Обобщение представлений детей о здоровом образе жизни, уточнение усвоенных навыков, активизацию переноса способов действий в свободные виды деятельности детей. В ходе занятий вводится новое понятие «продолжительность жизни», дети должны усвоить его связь с правильным отношением к своему здоровью, куда включаются рациональное питание, дыхательный, двигательный режимы, а главное — позитивное оптимистичное настроение для укрепления и сохранения своего здоровья. В ходе занятий расширяются представления детей о дыхании, о роли чистого воздуха в жизни человека. Дети овладевают навыками переменного дыхания. Не прекращается работа по укреплению двигательной сферы детей и формированию у них представлений о значимости физической культуры для долгой и счастливой жизни. Расширяются представления дошкольников о безопасном поведении дома и на улице и о способах оказания первой помощи. Кроме традиционных приемов детей знакомят с приемами регуляции самочувствия через воздействие на биологически активные точки. Формируются элементарные представления об использовании лекарственных растений для оказания первой помощи и простейшие навыки их использования (наложить промытый лист подорожника на рану, выпить отвар зверобоя или ромашки при желудочных расстройствах, обмотать листом лопуха ушибленную ногу). Эти занятия проводятся с детьми на природе, где они и практикуются в поиске изучаемых лекарственных растений. При проведении занятий мы ставим цель— подвести детей к пониманию целостности человеческого организма, к единству духовного и физического, закрепить навыки сохранения и укрепления здоровья изученными способами и сформировать потребность в здоровом образе жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-274711-1374148748.jpg)
Программа "Неболейка"
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от усло...
Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса посредством реализации программы «Неболейка»
Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178703-1571747407.jpg)
ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины ...
Программа "Неболейка"
Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-662020-1443363865.jpg)
Программа "Неболейка" по улучшению состояния здоровья детей и профилактики их заболевания
Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона....