Программа " Неболейка"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Сахарова Нина

Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребенок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения.

И мы взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.

Цель моей работы – формирование у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neboleyka.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

здоровьесбережения детей 5-7- лет

«НЕБОЛЕЙКА»

-12-

Обоснование программы. Сегодня возможно и естественно говорить о том, что неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.

По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

В педагогике, в том числе и дошкольной,  возникло особое направление  - педагогика оздоровления. В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовной организма.

Сохранение здоровья и подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).

Целевое назначение программы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого ребенка.

Задачи программы:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование бережного отношения к своему организму;

- формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

При реализации программы соблюдаются следующие принципы:

- обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;

- систематический медицинский контроль над развитием ребёнка и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- адекватность физических нагрузок возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости его здоровья;

- принцип ненанесения вреда;

- сочетание охранительной и тренирующей стратегии (не допускать заболевания, тренировать иммунную систему);

- принцип формирования ответственности детей за своё здоровье.

Участники программы. Основным звеном программы является воспитатели, дети 5-7 лет и их родители.

Срок реализации: учебный год.

Механизм реализации программы предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие в режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты работы:

- владение детьми знаниями особенностей строения и функций организма человека;

- наличие у детей представлений о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);

- сформированность представлений у детей о значении специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем;

- сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «НЕБОЛЕЙКА»

Сентябрь - ноябрь

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

  • воспитывать потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью;
  •  закрепить представления о необходимости соблюдения гигиенических навыков и навыков;
  •  приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости;
  •  закрепить представления о значении солнца, света, воздуха и воды и об их влиянии на здоровье человека;
  •  формировать представления о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями;

— учить детей выделять на чувственной основе местоположение основных органов организма (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова – глаза, уши, нос);

— учить детей бережному отношению к органам зрения и правильным привычкам зрения.

1.        Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.

Игры, задания и упражнения: «В здоровом теле - здоровый дух». «Настроение и здоровье», «Наши друзья — солнце, воздух и вода», «Когда человек болеет», «Отчего возникают разные болезни», «Что надо делать, чтобы быть здоровым», «Что такое закаливание», «Сделал зарядку — весь день в порядке», «Советы доктора Воды» (Приложение 1).

Сюжетно-ролевая игра: «Доктор Не-Болит».

Беседы: «Здоровье — это радость и хорошее настроение», «Привычки здорового образа жизни», «Почему человек болеет?», «Как правильно заботиться о своем здоровье».

2.        Выполнение упражнений на укрепление зрения и профилактику утомления глаз.

Игры, задания и упражнения: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом «бабочки, пчелы»; выполнение упражнения «ласточка» на стекле; прослеживание за выполнением взрослым «восьмерок» в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Приложение 2).

Игры: «Угадай, что изменилось», «Поменяй, как было», «Восстанови картину», «Ночь — день», «Самая черная кошка» (с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.

3.        Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека.

Игры, задания и упражнения: «Сделай, как я!», «Послушаем каждый свое сердечко», «Вдох — выдох», «Чистые руки», «Блестящие волосы», «Угадай, до чего дотронулась рука?»; подсчет количества дыхательных движений, задержка дыхания на счет три-четыре. Упражнения для капилляров: лечь на спину на твердую поверхность, поднять руки и ноги перпендикулярно полу и совершать ими интенсивные колебательные движения 10-30 секунд.

Беседы: «Роль чистого воздуха для здоровья человека», «Уход за кожей», «Первая помощь при порезах».

Просмотр фильмов (Приложение 3)        

4. Участие в подвижных играх для поднятия мышечного тонуса и в релаксационных паузах, направленных на снятие напряжения в мышцах и обучение расслаблению.

Игры на статику: «Аист», «Загораем на пляже», «Сова», «Бревно», «Крокодил», «Кошка», «Кобра», смыкание стоп и ладоней.

Гимнастика хатха-йоги (Приложение 4).

Игровойстретчинг (Приложение 5).

Игры на динамику: «Самолеты», «Полетали — отдохнули», «Кошка проснулась», «Ползаем, как змейки.

Закладываютсяосновы для овладения дошкольниками навыков, которые они в дальнейшем могут использовать самостоятельно с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Задача воспитателя на первом этапе четко следить за правильностью выполняемых детьми упражнений и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность. Для того чтобы эти навыки стали потребностью в свободной деятельности, необходима высокая эмоциональная включенность взрослых и ребенка вход их выполнения. Радостное, оптимистичное настроение педагога легко передается детям, и они с удовольствием включаются в выполнение предлагаемых заданий.

Декабрь - февраль

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

— формировать у детей умение включаться в процесс выполнения закаливающих процедур, дыхательных упражнений и иных видов укрепляющих здоровье занятий;

  •  продолжить формировать представления детей о взаимосвязи здоровья человека с природными явлениями;
  •  приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения;
  •  учить детей выполнять самомассаж пальцев рук, кистей;

— закрепить выполнение детьми элементарных дыхательных упражнений;

  •  продолжать знакомить с основами рационального питания (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);
  •  формировать представления о безопасном поведении дома и на улице (осторожность в обращении с электроприборами, плитой, острыми и мелкими предметами; правила перехода через дорогу, осторожность по отношению к незнакомым животным).

1.        Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.

Игры, задания и упражнения: «Что ты съел?», «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «Покажи, как ты умеешь смотреть двумя глазками на носик», «Для чего нужна утренняя гимнастика?», «Как правильно чистить зубы?» и т.д.

2.        Закрепление навыков профилактики заболеваний и самомассажа, в том числе с использованием эластичных колец и палочек.

Задания и упражнения: «Волшебные палочки», «Волшебные колечки», «Помоги себе сам, когда устал», «Я сам себя лечу», «Массаж крыльев носа при насморке» (Приложение 6).

3. Актуализация представлений детей о рациональном питании.

Игры, задания и упражнения: «Мой животик — не рюкзак». «Полезный завтрак», «Чистую воду пить — долго жить», «Здоровье — это здоровая пища», «В еде надо знать меру», «Каждый день пьем сок», «Зубки любят сырые овощи», («Красиво накрытый стол», «Едим с хорошим настроением».

Беседы: «Культура питания», «Как надо пережевывать пишу», «Полезные и вредные ягоды», «Лекарственные травы».

Обыгрывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Продолжается работа по расширению представлений детей о здоровом образе жизни, закрепляются навыки сохранения и укрепления здоровья знакомыми и новыми способами.

Важно постоянно находить в различных жизненных ситуациях возможности для привлечения детского опыта к  безопасному поведению в помещении и на улице, к обобщению этого опыта в речевом плане.

Большое  внимание уделяется такому опасному для жизни и здоровья детей случаю, как встреча с малознакомым человеком. Доказано, что именно эти люди представляют наибольшую опасность для детей. Ребенок, например, видел, как мама поздоровалась с каким-то человеком или кто-то зашел в дом по рабочим вопросам. В целом работа по формированию безопасного поведения дома и на улице очень объемна и разнообразна. Однако, будучи включенной в доступные для детей виды деятельности — игру, драматизацию, театрализованные, продуктивные виды деятельности, — она очень хорошо усваивается детьми и достаточно эффективно приносит свои результаты.

Март - май

Задачи

Содержание

Методические рекомендации

—        формировать представления о целостности человеческого организма и о зависимости внешнего вида человека от его
внутреннего состояния и настроения;

  •  формировать представление о зависимости продолжительности жизни человека от состояния его здоровья;
  •  закрепить у детей приемы правильного дыхания и способы регуляции своего здоровья и поведения через дыхательные упражнения;
  •  учить детей бережному отношению к органам слуха;
  •  расширять представления детей о безопасном поведении дома и на улице, воспитывать навыки безопасного поведения;

— познакомить со способами правильного ухода за состоянием кожи, волос, ногтей, рассказав о значении кожи как важного органа человеческого организма;

  •  формировать представления о правилах первой помощи (при занозах, царапинах, ранах);
  •  продолжать знакомить с основами рационального питания.

1. Знакомство с возрастными этапами жизни человека и с представлением о продолжительности жизни.

Игры, задания и упражнения. «Человек – это звучит гордо», «Как растет ребенок», «Роль дружной семьи в жизни человека», «Природа и человек»,  «Здоровый oбраз жизни».

Беседы: «Роль здорового образа жизни для сохранения жизни», «Труд — основа жизни».

2.        Усвоение практических навыков и актуализация представлений об уходе за кожей, волосами и ногтями.

Игры, задания и упражнения. «Кожа - самый большой орган тела», «Как ухаживать за кожей», «Как мы дышим?», «Чистота — залог здоровья», «Красивые волосы — это чистые волосы», «Как нужно ухаживать за ногтями»,  «Чистый воздух и вода — наши лучшие друзья".

3.        Воспитание правильного отношения к уходу за органом слуха.

Игры, задания и упражнения. «На чем я играю», «Звуки жизни», «Угадай, где звонит колокольчик»,  «Как правильно мыть уши» и др.

4.        Закрепление представлений  о роли дыхания в жизни человека.

Задания и упражнения: «Выдохнуть через левую ноздрю»,  «Вдох через правую», «Вдохнуть животом».

Дидактические игры: «Дыши медленно», «Дыши — не дыши», «Сдувание ватки с ладони на разное расстояние».

Беседы: «Органы дыхания», «Что вредно для наших легких», «Что случится, если легкие будут плохо работать», «Как можно правильно подышать и успокоиться».

Дидактическая игра: «Подбери картинку, какая помощь кому нужна».

Сюжетно-ролевые игры: «Вызов машины «скорой помощи», «Больница», «Первая помощь при порезе», «Ушиб ноги — как помочь?», «Доктор Айболит».

Обобщение представлений детей о здоровом образе жизни, уточнение усвоенных навыков, активизацию переноса способов действий в свободные виды деятельности детей. В ходе занятий вводится новое понятие «продолжительность жизни», дети должны усвоить его связь с правильным отношением к своему здоровью, куда включаются рациональное питание, дыхательный, двигательный режимы, а главное — позитивное оптимистичное настроение для укрепления и сохранения своего здоровья. В ходе занятий расширяются представления детей о дыхании, о роли чистого воздуха в жизни человека. Дети овладевают навыками переменного дыхания.

Не прекращается работа по укреплению двигательной сферы детей и формированию у них представлений о значимости физической культуры для долгой и счастливой жизни.

Расширяются представления дошкольников о безопасном поведении дома и на улице и о способах оказания первой помощи. Кроме традиционных приемов детей знакомят с приемами регуляции самочувствия через воздействие на биологически активные точки. Формируются элементарные представления об использовании лекарственных растений для оказания первой помощи и простейшие навыки их использования (наложить промытый лист подорожника на рану, выпить отвар зверобоя или ромашки при желудочных расстройствах, обмотать листом лопуха ушибленную ногу). Эти занятия проводятся с детьми на природе, где они и практикуются в поиске изучаемых лекарственных растений. При проведении занятий мы ставим цель— подвести детей к пониманию целостности человеческого организма, к единству духовного и физического, закрепить навыки сохранения и укрепления здоровья изученными способами и сформировать потребность в здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Неболейка"

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от усло...

ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины ...

Программа "Неболейка"

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичн...

Рабочая программа "Неболейка"

Рабочая программа "Неболейка"...

Программа Неболейка

Программа Неболейка...

Программа "Неболейка" по улучшению состояния здоровья детей и профилактики их заболевания

Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона....