ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
проект (подготовительная группа)
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neboleyka.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА» ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ПРОГРАММА «НЕБОЛЕЙКА»
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
(номинация «Будь здоров, малыш! »)
Обоснование программы. Сегодня возможно и естественно говорить о том, что неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. Серьезность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.
По мнению педагогов, психологов, медиков здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей в ценностях человека в нашем обществе. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Исследования медиков, психологов, педагогов выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей–дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11, 8 до 21, 3 – 26, 9 %, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В настоящее время 50 % детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
В настоящее время возникло особое направление в дошкольной педагогике - педагогика оздоровления, основные положения которой были положены в основу примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по направлению «Физическое развитие», образовательной области «Здоровье».
В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовной организма.
Сохранение здоровья и подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного школьного возраста.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
Целевое назначение программы заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, эмоциональном благополучии и своевременном физическом развитии каждого ребенка.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование бережного отношения к своему организму;
- формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
При реализации программы соблюдаются следующие принципы:
- обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;
- систематический медицинский контроль над развитием ребёнка и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
- адекватность физических нагрузок возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости его здоровья;
- принцип не на несения вреда;
- сочетание охранительной и тренирующей стратегии (не допускать заболевания, тренировать иммунную систему);
- принцип формирования ответственности детей за своё здоровье.
Участники программы. Основным звеном программы является воспитатели и коллектив детей подготовительной группы.
Механизм реализации программы предполагает организацию и проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Ожидаемые результаты работы:
- владение детьми знаниями особенностей строения и функций организма человека;
- наличие у детей представлений о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим) ;
- сформированность представлений у детей о значении специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем;
- сформированность мотивации к здоровому образу жизни.
Программа носит долгосрочный характер. Основу ее реализации составляет квалифицированное педагогическое руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «НЕБОЛЕЙКА»
I квартал
Задачи Содержание Методические рекомендации
— воспитывать потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью;
— закрепить представления о необходимости соблюдения гигиенических навыков и навыков;
— приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости;
— закрепить представления о значении солнца, света, воздуха и воды и об их влиянии на здоровье человека;
— формировать представления о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями;
— учить детей выделять на чувственной основе местоположение основных органов организма (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова – глаза, уши, нос) ;
— учить детей бережному отношению к органам зрения и правильным привычкам зрения.
1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.
Игры, задания и упражнения: «В здоровом теле - здоровый дух». «Настроение и здоровье», «Наши друзья — солнце, воздух и вода», «Когда человек болеет», «Отчего возникают разные болезни», «Что надо делать, чтобы быть здоровым», «Что такое закаливание», «Сделал зарядку — весь день в порядке», «Советы доктора Воды» (Приложение 1) .
Сюжетно-ролевая игра: «Доктор Не-Болит».
Беседы: «Здоровье — это радость и хорошее настроение», «Привычки здорового образа жизни», «Почему человек болеет? », «Как правильно заботиться о своем здоровье».
2. Выполнение упражнений на укрепление зрения и профилактику утомления глаз.
Игры, задания и упражнения: попеременное фокусирование взгляда на носу, на точке между бровями, на левом плече, на правом плече (не поворачивая головы); слежение за полетом «бабочки, пчелы»; выполнение упражнения «ласточка» на стекле; прослеживание за выполнением взрослым «восьмерок» в горизонтальной и вертикальной плоскостях (Приложение 2) .
Игры: «Угадай, что изменилось», «Поменяй, как было», «Восстанови картину», «Ночь — день», «Самая черная кошка» (с закрытыми глазами). Обучение приемам пальминга: дети сидят спокойно, плотно закрыв глаза ладонями, поставив локти на опору.
3. Определение на чувственной основе местоположения основных органов своего тела (легкие, кожа). Закрепление представлений о значимости чистоты воздуха и кожных покровов для здоровья человека.
Игры, задания и упражнения: «Сделай, как я! », «Послушаем каждый свое сердечко», «Вдох — выдох», «Чистые руки», «Блестящие волосы», «Угадай, до чего дотронулась рука? »; подсчет количества дыхательных движений, задержка дыхания на счет три-четыре. Упражнения для капилляров: лечь на спину на твердую поверхность, поднять руки и ноги перпендикулярно полу и совершать ими интенсивные колебательные движения 10-30 секунд.
Беседы: «Роль чистого воздуха для здоровья человека», «Курить — здоровью вредить», «Уход за кожей», «Первая помощь при порезах».
Просмотр фильмов (Приложение 3)
4. Участие в подвижных играх для поднятия мышечного тонуса и в релаксационных паузах, направленных на снятие напряжения в мышцах и обуче-ние расслаблению.
Игры на статику: «Аист», «Загораем на пляже», «Сова», «Бревно», «Крокодил», «Кошка», «Кобра», смыкание стоп и ладоней.
Гимнастика хатха-йоги (Приложение 4) .
Игровой стретчинг (Приложение 5) .
Игры на динамику: «Самолеты», «Полетали — отдохнули», «Кошка проснулась», «Ползаем, как змейки. Первый квартал обучения в подготовительной к школе группе закладывает основы для овладения дошкольниками навыков, которые они в дальнейшем могут использовать самостоятельно с целью сохранения и укрепления собственного здоровья. Задача воспитателя на первом этапе четко следить за правильностью выполняемых детьми упражне-ний и создавать условия для переноса освоенных приемов в их самостоятельную деятельность. Для того чтобы эти навыки стали потребностью в свободной деятельности, необходима высокая эмоциональная включенность взрослых и ребенка вход их выполнения. Радостное, оптимистичное настроение педагога легко передается детям, и они с удовольствием включаются в выполнение предлагаемых заданий.
II квартал
Задачи Содержание Методические рекомендации
— формировать у детей умение включаться в процесс выполнения закаливающих процедур, дыхательных упражнений и иных видов укрепляющих здоровье занятий;
— продолжить формировать представления детей о взаимосвязи здоровья человека с природными явлениями;
— приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения;
— учить детей выполнять самомассаж пальцев рук, кистей;
— закрепить выполнение детьми элементарных дыхательных упражнений;
— продолжать знакомить с основами рационального питания (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);
— формировать представления о безопасном поведении дома и на улице (осторожность в обращении с электроприборами, плитой, острыми и мелкими предметами; правила перехода через дорогу, осторожность по отношению к незнакомым животным) .
1. Фиксация в речевых высказываниях детей своего практического опыта по укреплению здоровья.
Игры, задания и упражнения: «Что ты съел? », «Покажи упражнение, полезное для позвоночника», «Покажи, как ты умеешь смотреть двумя глазками на носик», «Для чего нужна утренняя гимнастика? », «Как правильно чистить зубы? » и т. д.
2. Закрепление навыков профилактики заболеваний и самомассажа, в том числе с использованием эластичных колец и палочек.
Задания и упражнения: «Волшебные палочки», «Волшебные колечки», «Помоги себе сам, когда устал», «Я сам себя лечу», «Массаж крыльев носа при насморке» (Приложение 6) .
3. Актуализация представлений детей о рациональном питании.
Игры, задания и упражнения: «Мой животик — не рюкзак». «Полезный завтрак», «Чистую воду пить — долго жить», «Здоровье — это здоровая пища», «В еде надо знать меру», «Каждый день пьем сок», «Зубки любят сырые овощи», («Красиво накрытый стол», «Едим с хорошим настроением».
Беседы: «Культура питания», «Как надо пережевывать пишу», «Полезные и вредные ягоды», «Лекарственные травы».
Обыгрывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В этом квартале продолжается работа по расширению представлений детей о здоровом образе жизни, закрепляются навыки сохранения и укрепления здоровья знакомыми и новыми способами.
Важно постоянно находить в различных жизненных ситуациях возможности для привлечения детского опыта к безопасному поведению в помещении и на улице, к обобщению этого опыта в речевом плане.
Большое внимание уделяется такому опасному для жизни и здоровья детей случаю, как встреча с малознакомым человеком. Доказано, что именно эти люди представляют наибольшую опасность для детей. Ребенок, например, видел, как мама поздоровалась с каким-то человеком или кто-то зашел в дом по рабочим вопросам. В целом работа по формированию безопасного поведения дома и на улице очень объемна и разнообразна. Однако, будучи включенной в доступные для детей виды деятельности — игру, драматизацию, театрализованные, продуктивные виды деятельности, — она очень хорошо усваивается детьми и достаточно эффективно приносит свои результаты.
III квартал
Задачи Содержание Методические рекомендации
— формировать представления о целостности человеческого организма и о за-висимости внешнего вида человека от его
внутреннего состояния и настроения;
— формировать представление о зависимости продолжительности жизни человека от состояния его здоровья;
— закрепить у детей приемы правильного дыхания и способы регуляции своего здоровья и поведения через дыхательные упражнения;
— учить детей бережному отношению к органам слуха;
— расширять представления детей о безопасном поведении дома и на улице, воспитывать навыки безопасного поведения;
— познакомить со способами правильного ухода за состоянием кожи, волос, ногтей, рассказав о значении кожи как важного органа человеческого организма;
— формировать представления о правилах первой помощи (при занозах, царапинах, ранах) ;
— продолжать знакомить с основами рационального питания.
1. Знакомство с возрастными этапами жизни человека и с представлением о продолжительности жизни.
Игры, задания и упражнения. «Человек – это звучит гордо», «Как растет ребенок», «Роль дружной семьи в жизни человека», «Природа и человек», «Здоровый oбраз жизни».
Беседы: «Роль здорового образа жизни для сохранения жизни», «Труд — основа жизни».
2. Усвоение практических навыков и актуализация представлений об уходе за кожей, волосами и ногтями.
Игры, задания и упражнения. «Кожа - самый большой орган тела», «Как ухаживать за кожей», «Как мы дышим? », «Чистота — залог здоровья», «Красивые волосы — это чистые волосы», «Как нужно ухаживать за ногтями», «Чистый воздух и вода — наши лучшие друзья".
3. Воспитание правильного отношения к уходу за органом слуха.
Игры, задания и упражнения. «На чем я играю», «Звуки жизни», «Угадай, где звонит колокольчик», «Как правильно мыть уши» и др.
4. Закрепление представлений о роли дыхания в жизни человека.
Задания и упражнения: «Выдохнуть через левую ноздрю», «Вдох через правую», «Вдохнуть животом».
Дидактические игры: «Дыши медленно», «Дыши — не дыши», «Сдувание ватки с ладони на разное расстояние».
Беседы: «Органы дыхания», «Что вредно для наших легких», «Что случится, если легкие будут плохо работать», «Как можно правильно подышать и успокоиться».
Дидактическая игра: «Подбери картинку, какая помощь кому нужна».
Сюжетно-ролевые игры: «Вызов машины «скорой помощи», «Больница», «Первая помощь при порезе», «Ушиб ноги — как помочь? », «Доктор Айболит».
Последний квартал обучения направлен на обобщение представлений детей о здоровом образе жизни, уточнение усвоенных навыков, активизацию переноса способов действий в свободные виды деятельности детей. В ходе занятий вводится новое понятие «продолжитель-ность жизни», дети должны усвоить его связь с правильным отношением к своему здоровью, куда включаются рациональное питание, дыхательный, двигательный режимы, а главное — позитив-ное оптимистичное настроение для укрепления и сохранения своего здоровья. В ходе занятий расширяются представления детей о дыхании, о роли чистого воздуха в жизни человека. Дети овладевают навыками переменного дыхания.
Не прекращается работа по укреплению двигательной сферы детей и формированию у них представлений о зна-чимости физической культуры для долгой и счастливой жизни.
Расширяются представления дошкольников о безопасном поведении дома и на улице и о способах оказания первой помощи. Кроме традиционных приемов детей знакомят с приемами регуляции самочувствия через воздейст-вие на биологически активные точки. Формируются элементарные представления об использовании лекарственных растений для оказания первой помощи и простейшие навыки их использования (наложить промытый лист подорожника на рану, выпить отвар зверобоя или ромашки при желудочных расстройствах, обмотать листом лопуха ушибленную ногу). Эти занятия проводятся с детьми на природе, где они и практикуются в поиске изучаемых лекарственных растений. При проведении занятий мы ставим цель— подвести детей к пониманию целостности человеческого организма, к единству духовного и физического, закрепить навыки сохранения и укрепления здоровья изученными способами и сформировать потребность в здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия «У дедушки Матвея» в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио» и здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз).
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказов-описаний ...
Программа самообразование"Применение здоровьесберегающей технологии Су-Джок ."
ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Рекомендованная программа для самообразования воспитателей по использованию здоровьесберегающих технологий....
Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Ключик к здоровью»
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые...
Рабочие программы по использованию здоровьесберегающих технологий
Рабочие программы по использованию здоровьесберегающих технологий...
Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Секретики здоровья»
Программа «Секретики здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное п...
Рабочая программа по использованию здоровьесберегающих технологий «Ключик к здоровью»
Программа «Секретики здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное п...
- Мне нравится (2)