Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ
консультация на тему
Выступление на тему:
«Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorove-sberegayushchey_sredy_v_dou.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Красная шапочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на тему:
«Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ».
Составитель:
Воспитатель I квалификационной категории
Панарина Оксана Петровна
2017 г.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения) Здоровье-сберегающий педагогический процесс дошкольной организации в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровье-сбережения и здоровье-обогащения. - процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одна из задач ФГОС ДО Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013г.№ 1155).
Цель здоровье-сберегающих технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровье-сбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Виды здоровье-сберегающих технологий в дошкольной организации медико-профилактические физкультурно-оздоровительные технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка валеологическое просвещение детей и родителей.
Виды технологий пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, самомассаж, подвижные и спортивные игры, динамическая пауза, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, релаксация, физ. минутки, сказко-терапия.
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня. Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И воспитатели должны не только помочь ребенку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не привить желание заниматься спортом в будущем.
Максимальная эффективность занятий по физической культуре может быть обеспечена, если двигательная деятельность детей организуется с учётом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, активности и сознательности, а также постепенного повышения требовательности к усвоению программного материала. Важно, чтобы содержание занятия, построенного по определённому плану, позволило регулировать физическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая её, способствуя развитию выносливости детского организма.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление
Физкультминутки снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.
Релаксация дети учатся ощущать свои эмоции, расслабляться.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Наибольший отклик у детей вызывает сказкотерапия, так как под определённый характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Гимнастика для глаз для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников.
Самомассаж точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Задачи Су –Джок терапии: воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Дыхательные упражнения направлены на укрепление физического здоровья ребенка, развивают у ребенка органы дыхания, постановку различных видов дыхания, а также направлены на профилактику заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).
Таким образом, современные подходы к организации здоровье-сберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию. Используемая в комплексе здоровье-сберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровье сберегающей среды.
Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок. ...
Формы работы с детьми по созданию здоровье сберегающего пространства в семье
Выступление на педсовете...
Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...
Тема: «Нетрадиционные формы работы в здоровье сберегающих технологиях через создание семейных проектов»
Презентация по ЗОЖ...
Создание здоровье сберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Создание здоровье сберегающего пространства в группе ...
Создание в ДОУ здоровье сберегающих условий для воспитанников МБДОУ "Д/с"Островок", с.Малокурильское
Создание в ДОУ здоровье сберегающих условий для воспитанников...
«Взаимосвязь семьи и ДОУ по созданию портфолио посредством здоровье сберегающих технологий»
В нашем МБДОУ д/с № 63 ведется исследовательская работа по формированию представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников.Здоровый образ жизни определяется как поведение, адаптированное к соц...