Создание здоровье сберегающей среды.
консультация
Предварительный просмотр:
1.4 Создание здоровье сберегающей среды.
Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок.
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В нашем детском саду есть дети с ярко выраженной гиперактивностью. Многие из них не могут самостоятельно справиться с нервно-психологическими нагрузками, которые они испытывают как в детском саду, так и дома.
Согласно мнения родителей - нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, медико-психологические исследования детей нашего детского сада выявили не радующую нас статистику: более чем у 30% детей посещающих наш детский сад имеются те или иные заболевания. Увеличилась и число детей с врожденными пороками. Поэтому оздоровление детей в последние годы стало одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада.
В нашем детском саду созданы условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.
Помещения | Процессы |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика, музыкальные занятия индивидуальные занятия, хореографический кружок, праздники, развлечения, физкультурные занятия с музыкальным сопровождением, ЛФК (лечебная физкультура) музыкально-спортивные праздники и развлечения. |
Групповые комнаты | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа |
Территория детского сада | Праздники и развлечения, музыкальные и спортивные развлечения, праздники. |
Одним из средств решения проблемы укрепления психофизического здоровье детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Музыкально-оздоровительная работа которую я провожу – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. В результате работы над данной проблемой, я создаю систему музыкально-оздоровительной работы, объединяя традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Система моей музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий в игровой форме, среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. Об использовании мной некоторых технологий я хотела бы остановиться подробнее:
- Валеологические песенки – отличное начало любого моего музыкального
занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Я, использую валеологические песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки.
- Дыхательная гимнастика- её провожу в игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать носом. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
В своей работе с дошкольниками я использую упражнения с применением разных игровых приёмов: подуй на пёрышко, изобрази сильный, слабый ветерок, надувание мыльных пузырей, а также использую несложные упражнения предложенные Александрой Николаевной Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох. Я также применяю артикуляционную гимнастику при разучивании песен на музыкальных занятиях. Мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата ребёнка. Поэтому я помогаю каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Важное место на моих музыкальных занятиях я отважу пальчиковым играм. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют мне включать пальчиковые игры в занятия с детьми трехлетнего возраста. Я заметила, что пальчиковые игры развивают речь ребенка, его двигательные качества.
На своих занятиях, я использую и методику К.Орфа «Речевые игры», сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов. Данная методика прекрасно развивает чувство ритма наших детей.
Музыкотерапия является одним из перспективных направлений оздоровительной работы в нашем детском саду. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Под моим руководством педагогический коллектив нашего детского сада, особое внимание уделяет музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
Использование в моей работе по музыкальному воспитанию детей здоровьесберегающих технологий дало свои результаты:
Уровень. | 2011-2012 уч. год Младшая группа. 18 детей. | 2012-2013 уч. год Средняя группа. 18 детей. | ||
сентябрь | май | сентябрь | Май | |
Высокий | - | - | - | 11 %- 2 ребёнка |
Средний | 33%- 6 детей | 44%- 8 детей. | 50%- 9 детей. | 55%- 10 детей. |
Низкий | 67%- 12 детей | 56% - 10 детей. | 50%- 9 детей. | 34%- 6 детей. |
Уровень.
| 2011-2012 уч. Год Средняя группа 22 ребёнка. | 2012-2013 уч. Год Старшая группа 22 ребёнка. | ||
сентябрь | май | сентябрь | Май | |
Высокий | - | 18%- 4 ребёнка. | 23%- 5 детей. | 32%- 7 детей. |
Средний | 55%- 12 детей. | 45%- 10 детей. | 59%- 13 детей. | 68%- 15 детей. |
Низкий | 45%- 10 детей. | 37% - 8 детей. | 18%- 4 детей. | - |
Уровень. | 2011-2012 уч. Год Старшая группа. 21 ребёнок. | 2012-2013 уч. Год. Подготовительная группа. 21 ребёнок. | ||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | |
Высокий | 24%- 5 детей | 48%- 10 детей | 48%- 10 детей. | 57%- 12 детей. |
Средний | 62%- 13 детей | 52%- 11 детей. | 52%- 11 детей. | 43% 9 детей. |
Низкий | 14%- 3 ребёнка. | - | - | - |
Исходя из результатов данных таблиц, видна динамика повышения развития музыкальных способностей. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос. За период с мая 2012 года (младшая группа) по май 2013 года (средняя группа) темп прироста высокого уровня знаний, умений и навыков составил 11%, средней группы и старшей, того-же временного отрезка, составил 14%. Старшей и подготовительной группы равен 9%. О чем свидетельствует данные диаграммы. (смотреть стр. 17-19).
Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива детского сада, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу провожу консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. В помощь родителям оформляю папки-передвижки содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.
Луговая Ирина Артуровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающая среда в ДОУ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...
Формы работы с детьми по созданию здоровье сберегающего пространства в семье
Выступление на педсовете...
Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...
Здоровье сберегающая среда в ДОУ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...
Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ
Выступление на тему: «Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ»....
Создание здоровье сберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Создание здоровье сберегающего пространства в группе ...
Здоровье сберегающая среда в ДОУ
Сообщение для воспитателей...