Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни".
консультация на тему
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsulttsiya_dlya_vospitateley_dou_g.v._nikitina.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни.
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие.
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — считал В. А. Сухомлинский.
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО) имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия педагогов и работников ДОО направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Под «культурой здоровья» детей дошкольного возраста понимают совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях – с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
В систему работы с детьми входит активное использование технологий обучения ЗОЖ. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду и поддерживается родителями дома.
Основные задачи по формированию культуры здорового образа жизни:
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
- Формирование целостного понимания культуры ЗОЖ.
- Создание правильных представлений о культуре ЗОЖ.
- Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
- Использование в процессе приобщения детей к культуре ЗОЖ приемов интеграции в разных видах деятельности.
- Организация включения в систему работы инновационных здоровьесберегающих технологий.
Основные составляющие ЗОЖ:
- Умеренное и сбалансированное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Закаливание.
- Личная гигиена.
- Грамотное экологическое поведение.
- Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.
- Отказ от вредных привычек.
- Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
В своей работе воспитатели ДОУ используются следующие методические приёмы:
− рассказы и беседы воспитателя;
− заучивание стихотворений;
− моделирование различных ситуаций;
− рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
− сюжетно-ролевые игры;
− дидактические игры;
− игры—тренинги;
− подвижные игры;
− пальчиковая и дыхательная гимнастика;
− самомассаж;
− физкультминутки.
Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек.
В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Особое внимание в работе в данном направлении уделяется организации дидактических игр.
Они проводятся как по подгруппам, так и индивидуально с детьми в зависимости от уровня развития у детей представлений о культуре здорового образа жизни.
Дидактические игры проводятся чаще всего перед режимными моментами и после бесед, тем самым закрепляя полученные детьми знания.
Закрепление правил гигиены проводится посредством организации таких игр, как «Мой день, « Найди опасные предметы», «Исправь ошибку», «Путешествие в страну Здоровья», «Полезная, вредная еда» и т .п.
Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
В группах оборудованы уголки здоровья: «Советы доктора Градусника», «Неболейки», игровая зона «Поликлиника» для организации и проведения сюжетно-ролевой игры. Работа в этих уголках помогают ребенку познать себя, учатся анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
Для формирования культуры здорового образа жизни также необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни»
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Неоспоримый вклад в воспитание дошкольников вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется работе с родителями.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
- Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
- Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
- Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
- Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
ЛИТЕРАТУРА
- Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
- Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823-825.
- Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
- Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни»
информация для родителей...
Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".
Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...
Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Специфика моей деятельности как воспитателя заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и люблю детей , независимо от того, что все они разные. При этом ф...
Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни
Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе....
Консультация для родителей : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни»
Консультация для родителей : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни»...
Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни
Формирование у детей представлений об основах здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью, к здоровью окружающих, развитие интереса к физической культуре, ак...
РМО «Педагогическое просвещение родителей по развитию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни и профилактики простудных
РМО педагогов дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Калининский район по физическому развитию дошкольников...