Консультация для родителей : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни»
консультация (подготовительная группа)

Сафарова Юлия Владимировна

Консультация для родителей : «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о дружбе у дошкольника.

Информация для родителей

Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Тем не менее, каждый человек понимает дружбу по своему, это зависит от многих факторов, от культуры, в которой он воспитывался, и от жизненного опыта.

Современная реальность формирует преимущественно два типа представлений о дружбе: "дружба как функциональные отношения", понимается, как, прежде всего, помощь в трудных ситуациях и решении проблем, характерен для людей среднего возраста; "дружба как эмоционально близкие отношения", прежде всего, направлена на понимание дружбы, как удовлетворение потребностей в эмоциональных отношениях, ценность дружбы заключается в духовной близости между людьми, свойственна людям ранней взрослости. (Юркова Е.В., 2004).

Дружбу принято разделять на детскую, юношескую и взрослую

Роберт Селман выделил четыре стадии дружбы. На первой стадии (от 6 лет и младше), он считает что, дружба базируется на физических или географических факторах, дети центрированы на себе и не понимают точки зрения других.

Вторая стадия (возраст 7-9 лет) характеризуется тем, что дружеские отношения начинают основываться на взаимности и осознании чувств партнера, дружба базируется на социальных действиях и оценке друг друга.

На третьей стадии (9-12 лет) дружеские отношения базируются на социальном обмене, появляются представления о том, что друзья - это люди, которые помогают друг другу, происходит взаимная оценка партнеров, появляется понятие доверия.

Четвертая стадия (11-12 лет и старше) заключается в том, что дружба понимается как устойчивые продолжительные отношения, базирующиеся на доверии, дети могут посмотреть на свои отношения с позиции стороннего наблюдателя. (Крайг Г., Бокум Д., 2004)

Если рассматривать более подробно формирование детских дружеских отношений, то стоит начать с самого начала, с младенческого возраста.

Эмоции в жизни новорожденного являются первой формой связи с окружающим миром, способствуют познанию и представляют собой одно из средств общения со взрослыми. Эмоциональное общение в младенчестве является ведущим видом деятельности. Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности детей, потому что даже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом общественных взаимоотношений.(Лисина М.И.,1986)

С двух лет начинают формироваться позитивные эмоции, такие как: удивление, любопытство, любознательность. Эмоции имеют бурный, но не стойкий характер, что проявляется в кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Начинает формироваться чувство юмора. В этом возрасте ребенку важно общение со взрослым, так как оно для ребенка является главным источником оценочного воздействия, под влиянием которого, у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людьми.

 Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. (Кон И.С., 1989)

Важную роль в формировании представлениях дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а так же какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребенком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку.

Помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ребенком шаблонных фраз

  1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
  2.  "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
  3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
  4.  "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
  5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

Помочь ребенку могу и совместные с родителем просмотры фильмов, мультиков или чтение книг о дружбе. Ниже подобран примерный перечень материалов.

Список детских фильмов о дружбе

  1. "Белеет парус одинокий". Реж. В. Г. Легошин. 1937.
  2. "Тимур и его команда". Реж. А. Е. Разумный. 1940.
  3. "Друг мой, Колька". Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
  4. "Внимание, черепаха!". Реж. Р. А. Быков. 1970.
  5. "Дикая собака Динго". Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
  6. "Детские болезни". Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
  7. "Авель, твой брат". Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
  8. "Малютка Червен, Боцман и Мозес". Реж.У.Хельбом.(Швеция) 1964.
  9. "Звонят, откройте дверь". Реж. А. Н. Митта. 1966.
  10. "Они называли его Амиго". Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.

Мультфильмы про дружбу

  1. "Самый большой друг" по сказке Софьи Прокофьевой
  2. "Котенок по имени Гав"
  3. "Лис и охотничий пес"
  4. "Умка"
  5. "Тимка и Димка"
  6. "Винни Пух"
  7. "38 попугаев"
  8. "Маша и медведь"

Пословицы о дружбе:

  1. Дружбу топором не разрубишь
  2. Дружба от не дружбы близко живёт
  3. Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг
  4. Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  5. Без друга – сирота, с другом – семьянин
  6. Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  7. Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии
  8. Не узнавай друга в три дня, узнай в три года
  9. Старый друг лучше новых двух
  10. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  11. Не держи сто рублей, держи сто друзей
  12. Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.
  10. Сохранять доверенные тайны.
  11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  12. Не быть назойливым, не поучать.
  13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Список литературы о дружбе:

  1. Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007
  2. Поучительные истории В.Сутеева "Мешок яблок" и "Палочка-выручалочка"
  3. "Крокодил Гена", "Приключения Буратино" полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.
  4. "Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010

Использованная литература:

  1. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  3. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Изд. Питер, 2004. - 940с.
  4. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. спец. – 2004.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"

Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....

«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»

Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни» ...

Нетрадиционные формы работы с семьёй по формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

Консультация для родителей "Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков здорового образа жизни"

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясните им, и они будут беречься&ra...