Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
методическая разработка по теме

Мартынова Екатерина Сергеевна

Специфика моей деятельности как  воспитателя  заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и  люблю детей , независимо от того, что все они разные.  При этом  формирую ребёнка не по частям, имею дело с целостной  личностью, то есть забочусь о нём,  и о его здоровье, и о его физическом развитии. Именно поэтому тема моего самообразования
 «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx34.71 КБ
Файл 1247773.pptx1.25 МБ
Файл zozh1.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п. Башмаково

Консультация на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста

к здоровому образу жизни»

Воспитатель: Мартынова

Екатерина Сергеевна

р.п. Башмаково, 2017

Специфика моей деятельности как  воспитателя  заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и  люблю детей , независимо от того, что все они разные.  При этом  формирую ребёнка не по частям, имею дело с целостной  личностью, то есть забочусь о нём,  и о его здоровье, и о его физическом развитии. Именно поэтому тема моего самообразования
 «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Работая по этой теме я поставила для себя цель

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о культуре здоровья. Развитие представления о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни.

Чтобы реализовать данную цель,  
мною решаются следующие задачи:

  • Обеспечение физического  и эмоционального развития ребёнка в детском саду и семье.
  • Формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через привитие культурно-гигиенических навык. Формирование наличия устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  • Закрепление элементарных представлений детей о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Работу провожу по следующим направлениям:

  • «Рациональный режим дня»

Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течении дня. Соблюдение режима даёт возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

  • «Организация правильного питания»

Для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно нужно включать в ежедневное питание дошкольника свежие овощи и фрукты, богатые витаминами и хотя бы раз в год рекомендовать прохождение курса комплексных витаминных препаратов.

  • «Гигиенические мероприятия и формирование культурно-гигиенических навыков»

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми - этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Нужно напоминать ребёнку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность.

  • «Организация утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, занятий по физической культуре»

        Ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными в детском учреждении. Физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать своё тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, даёт ребёнку массу позитивных эмоций.

  • «Закаливание»

        Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребёнка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

Главными союзниками в моей работе по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни являются родители

Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь направлена моя работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только родители являются самым ярким примером для своих детей.

Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: анкеты,  консультации, родительские собрания, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду.

Все эти направления и помогают мне в приобщении детей к здоровому образу жизни. Ведь, здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребёнка, причём, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Здоровье как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, повседневного благополучия человека формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья, детские дошкольные организации, общеобразовательная школа – те социальные институты, одной из центральных задач которых является формирование здоровья развивающейся личности, её телесного и духовно – нравственного потенциала. Роль воспитателя в этом процессе многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению воспитатель – не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью. Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени, что обуславливает высокую степень нервно – эмоционального напряжения. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля. Кроме этого, в обязанности воспитателя входит подготовка  к образовательной деятельности на следующий день, написание различных планов, взаимодействие с родителями, а также выполнение административно – хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством. Всё это предполагает большие временные  затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху. Вследствие чего, у воспитателя, постоянное переутомление и низкие показатели физического и психического здоровья. Таким образом, нам необходимо развивать в нас воспитателях желание, интерес и готовность укреплять собственное здоровье, относится к нему как к ценности.  

Итак, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и духовное благополучие.

Друзья, перед вами бумага и карандаши (фломастеры), нарисуйте символ, который, по вашему мнению, олицетворял бы здоровье. (Участники делятся на две команды и рисуют символ, затем объясняют значение своих символов.)

Чтобы узнать свой биологический возраст, можно использовать простой тест. Надо встать на одну ногу, стопу другой ноги положить на колено. Закрыть глаза (обязательно!), руки развести в стороны и засечь время, в течении которого вам удастся сохранить равновесие.

36 секунд – 20 лет; 27 секунд – 30 лет; 23 секунд – 35 лет; 18 секунд – 40 лет;

15 секунд – 45 лет; 13 секунд – 50 лет; 11 секунд – 55 лет; 9 секунд – 60 лет;

7 секунд – 65 лет; 5 секунд – 70 лет.

Типичные признаки усталости и переутомления – волнение, раздражение, неважный аппетит, плохой сон.

 Если вдруг появились все эти признаки то вам необходимо овладеть приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала. И мы сейчас потренируемся.

1. Поставьте ноги на ширину плеч, согните колени и медленно опуститесь, повторяя: "Вот это я!".

2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: "Я полна сил!".

3.Выполняйте круговые вращения бёдрами, как при верчении обруча, при каждом вращении повторяя: "Мне легко".

4.Соединив локти, массируя мочки ушей, подмигивайте попеременно левым и правым глазом, повторяя: "Радость во мне".

5. Левую ладонь (тыльной стороной) положите под подбородок, правую на макушку, кивайте головой, повторяя: "Я настроена на успех".

6. Руки за спиной сцеплены в замок, подтягивать попеременно левое и правое колено как можно выше, повторяя: "Я верю в себя".

7. Положить ладони на плечи, поднимать руки над головой, повторяя: "Я всегда защищена".

8. Ноги на ширине плеч, ладони на бёдрах, отклоняться назад как можно глубже, повторяя: "Я счастлива на своём рабочем месте".

9. Руки, сжатые в кулаки,-на ягодицах, подтягивать попеременно правую и левую ногу к ягодицам, повторяя: "Я говорю и думаю позитивно".

10. Ладони на коленях, слегка наклонившись, развернуть ступни внутрь, медленно возвращать их в исходное положение, повторяя: "У каждой проблемы есть решение".

А сейчас снова немного посоревнуемся и следующий конкурс «Спортивная разминка». Каждой команде даётся задание показать пантомиму, изображающую какой-либо вид спорта, например – бокс, фигурное катание, стрельба из лука, бег с препятствиями, метание ядра, прыжки с шестом. Соперники должны угадать.

Далее командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы:

  1. Есть насекомые – индикаторы отсутствия у человека навыков гигиены, назовите их. (Блохи, вши, клопы.)
  2. Каким видом спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плавание, гимнастика, лёгкая атлетика.)
  3. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12.)
  4. Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет и почему? (Тяжёлой атлетикой, так как до этого возраста идёт активное формирование скелета.)
  5. Этот витамин важнейший из всех в формировании костной системы организма ребёнка. Какой это витамин? (Витамин D.) какое заболевание возникает у детей при его нехватке? (Рахит.) Эффективный метод лечения рахита? (Солнечный свет.)
  6. Назовите витамин красоты, который влияет на состояние кожи и укрепляет зрение? (Витамин А.) Где он содержится в большом количестве? (В моркови.) В каком виде: сыром, варёном и с чем её полезнее употреблять? (Полезнее всего варёная измельчённая морковь с добавлением растительного масла, молока или сметаны, так витамин А усваивается в 10 раз больше.)

Упражнение "Посещение зоопарка"

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

1.        В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2.        Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3.        Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).

4.        Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5.        Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6.        Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7.        Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).

8.        Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9.        А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10.        Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

11.        А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

12.        Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

13.        Упражнение "Общее дыхание" Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного - здоровья», - говорят наши близкие. По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. К сожалению, наши педагоги забывают о собственном здоровье, некоторые имеют вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни. К тому же воспитатели часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой». Разумеется, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Поэтому очень важно научиться расслабляться и восстанавливать силы, чтобы поддерживать бодрость духа, молодость и красоту.

Теперь поговорим о правилах и принципах здоровья, которые мы как педагоги должны соблюдать.

Правила и принципы здоровья.                                                                                                    

1. Здоровье – это приоритет. Всё имеет смысл, пока мы здоровы. Твоё здоровье в твоих руках. 

2. Не навреди своими действиями и советами.

3. Помоги окружающим сохранить и укрепить здоровье.

4. Соблюдай сам правила здорового образа жизни.

5. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активное жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Твори и щедро делись своими знаниями и умениями!  

6. Психологический комфорт, улыбка – факторы хорошего настроения. Умей дарить себе и другим радость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мартынова Екатерина Сергеевна Воспитатель МБДОУ ДС «Ручеёк» р.п . Башмаково

Слайд 2

Специфика моей деятельности как воспитателя заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и люблю детей , независимо от того, что все они разные. При этом формирую ребёнка не по частям, имею дело с целостной личностью, то есть забочусь о нём, и о его здоровье, и о его физическом развитии. Именно поэтому тема моего самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни» Работая по этой теме я поставила для себя цель Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о культуре здоровья. Развитие представления о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни.

Слайд 3

Чтобы реализовать данную цель, мною решаются следующие задачи: Обеспечение физического и эмоционального развития ребёнка в детском саду и семье. Формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через привитие культурно-гигиенических навык. Формирование наличия устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Закрепление элементарных представлений детей о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

Слайд 4

Основные направления работы ЗОЖ « Рациональный режим дня » « Организация правильного питания » « Закаливание » « организация утр.гимнастики , гимн. После дневного сназанятий по физической культуре » « Гигиенические мероприятия и формирование культурно- гигиенических навыков » Взаимодействие с родителями

Слайд 5

« Рациональный режим дня » Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течении дня. Соблюдение режима даёт возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

Слайд 6

« Организация правильного питания » Для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно нужно включать в ежедневное питание дошкольника свежие овощи и фрукты, богатые витаминами и хотя бы раз в год рекомендовать прохождение курса комплексных витаминных препаратов.

Слайд 7

«Гигиенические мероприятия и формирование культурно-гигиенических навыков» Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми - этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Нужно напоминать ребёнку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность.

Слайд 8

«Организация утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, занятий по физической культуре» Ежедневная утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными в детском учреждении. Физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать своё тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, даёт ребёнку массу позитивных эмоций.

Слайд 9

« Закаливание » Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребёнка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

Слайд 10

Главными союзниками в моей работе по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни являются родители Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена моя работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только родители являются самым ярким примером для своих детей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: анкеты, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду.

Слайд 11

Все эти направления и помогают мне в приобщении детей к здоровому образу жизни. Ведь, з доровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребёнка, причём, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".

Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...

Методическая тема самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления»

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим особую актуальность приобретает по...

Консультация для воспитателей ДОУ "Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни".

В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя"....

Статья на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни: технологии, методы, условия."

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни имеет две стороны. Во-первых, в ДОО необходимо создать условия максимального выполнения для детей требований здорового образа жизни &nda...