Кружок Юные исследователи .
методическая разработка (старшая группа) по теме
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunye_issledovateli_2014_archagova_a.v.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №66 «Забавушка»
утверждаю:
Заведующий
МБДОУ ДСКВ №66 «Забавушка»
______________В. М. Муличенко
ПРОГРАММА КРУЖКА
по дополнительному образованию
«Юные исследователи»
Руководитель:
Арчагова А.В.
г. Нижневартовск
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала кружок « Юные исследователи». В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- занятия, которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Пояснительная записка:
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Задачи:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
Основные принципы реализации программы
Принцип деятельности.
От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
Принцип систематичности.
Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
Принцип безопасности.
Эксперимент должен отвечать условиям:
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.
Принцип повторности.
· Отчетливая видимость изучаемого явления.
· Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Принцип наглядности.
Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Принцип самостоятельности.
Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
Принцип научности.
Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.
Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.
Взаимодействие с семьей
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Возраст детей:
В данной программе участвуют дети средней группы – 4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 20 минут.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты
1. Использование дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
2.Изменение качества умственной деятельности детей среднего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).
3.Повышение уровня познавательных способностей детей.
4.Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
Основные направления работы и способы их реализации
№ | Основные направления работы | Способы их реализации |
1. | Создание предметно-развивающей среды | Создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы. Создание библиотеки познавательной литературы для детей и взрослых. |
2. | Формирование у дошкольников навыков экспериментальной деятельности | Обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности. |
3. | Взаимодействие с семьей | Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм. |
4. | Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности | Разработка критериев отслеживания работы по формированию навыков экспериментальной деятельности. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 2014 – 2015 уч. г.)
месяц | 1 неделя | 2 неделя |
октябрь | « Пирожки для мишки» | « Прятки» игры с водой |
Ноябрь | « Сильная газета» | « Дружба красок» |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
декабрь | « Что есть у каждого растения» (1 часть) | « Что есть у каждого растения» ( 2 часть) |
январь | « может ли растение жить без воды?» | « Есть ли вода внутри растения?» |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
февраль | « Теплая капелька или поможем колобку умыться» | « Освобождение бусинок из ледяного плена» |
март | « Умная галка» (вода) | « Какие свойства?» ( вода, лед, снег) |
апрель | « Подводная лодка» (воздух, вода) | «Сухой из воды» (воздух) |
май | « Живые тени» | « Солнечные зайчики» |
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1« Пирожки для мишки»
Цели:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
Закреплять культурно – гигиенические навыки.
Материал: Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.
Предварительная работа: Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».
Занятие № 2« Прятки» – игры с водой.
Цели:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.
Предварительная работа: Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».
НОЯБРЬ
«Занятие № 1Сильная газета»
Цели:
Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Материал:Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.
Занятие № 2« Дружба красок»
Цели:
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.
Материал: Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.
Предварительная работа: Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1« Что есть у каждого растения?» ( 1 занятие)
Цели:
Дать детям знания о строении растений;
Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.
Материал: Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.
Занятие № 2« Что есть у каждого растения» ( 2 занятие)
Цели:
Обобщить знания детей о строении растений;
Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду
Материал: 12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1« Может ли растение жить без воды?»
Цели:
Выявить зависимость растения от жидкости;
Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Материал: Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.
Занятие № 2« Есть ли вода внутри растения?»
Цели:
Доказать, что внутри растения есть вода;
Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
Воспитывать аккуратность в работе;
Развитие умения детей сравнивать.
Материал: Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1« Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»
Цели:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
Закреплять культурно – гигиенические навыки;
Развивать чувства взаимовыручки;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».
Предварительная работа: Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»
Занятие № 2« Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цели:
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
Развивать эмпатию, желание помочь другим;
Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.
МАРТ
Занятие № 1«Умная галка»
Цели:
Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.
Материал: Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.
Занятие № 2« Какие свойства?»
Цели:
Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
Развивать умение сравнивать и делать выводы;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.
Предварительная работа: Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа сдетьми откуда берутся сосульки.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1« Подводная лодка»
Цели:
Обнаружить, что воздух легче воды;
Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;
Материал: Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы
Предварительная работа: Конструирование из бумаги корабликов.
Занятие № 2«Сухой из воды»
Цели:
Определить, что воздух занимает место
Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
Развивать умение сравнивать, делать выводы.
МАЙ
Занятие № 1« Живые тени»
Цели:
Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Материал: теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.
Занятие № 2« Солнечные зайчики»
Цели:
Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту
Материал: Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.
Предварительная работа: На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»
Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Юные исследователи"
Исследовательская деятельность...
Кружок "Юные исследователи"
Кружок «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Воспитатель:Зацаринная Е. Н. ст. Староминская Поя...
тематическое планирование. Кружок "Юный исследователь"старшая группа
тематическое планирование с целью . Кружок "Юный исследователь . старшая группа...
Кружок "Юный исследователь"
для родителей...
Кружок "Юный исследователь"
Материалы работы в кружке "Юный исследователь" в подготовительной группе....
Кружок "Юные исследователи"
1.1 Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творчес...
День Земли (кружок "Юные исследователи природы")
laquo;… День Земли – это день ответственности перед нашей планетой,ответственности перед людьми, которые ее населяют,перед самой природой, частью которой мы являемся.»...