Кружок Юные исследователи .
методическая разработка (старшая группа) по теме

Арчагова Алена Валерьевна

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunye_issledovateli_2014_archagova_a.v.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №66 «Забавушка»

утверждаю:

Заведующий

МБДОУ ДСКВ №66 «Забавушка»

______________В. М. Муличенко

ПРОГРАММА КРУЖКА

по дополнительному образованию

«Юные исследователи»

Руководитель:

Арчагова А.В.

г. Нижневартовск

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала кружок « Юные исследователи». В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

- занятия, которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.

- самостоятельная деятельность детей

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили  детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

Пояснительная записка:

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

Основные принципы реализации программы

Принцип деятельности.

От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности.

Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности.

Эксперимент должен отвечать условиям:

Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности.

·  Отчетливая видимость изучаемого явления.

·  Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности.

Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности.

Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности.

Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества.

Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.

Взаимодействие с семьей

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети средней группы – 4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 20 минут.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Ожидаемые результаты

1. Использование  дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2.Изменение качества умственной деятельности детей среднего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении).

3.Повышение уровня познавательных способностей детей.

4.Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

Основные направления работы и способы их реализации

Основные направления работы

Способы их реализации

1.

Создание предметно-развивающей среды

Создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы.

Создание библиотеки познавательной литературы для детей и взрослых.

2.

Формирование у  дошкольников навыков экспериментальной деятельности

Обучение дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности.

3.

Взаимодействие с семьей

Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм.

4.

Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности

Разработка критериев отслеживания работы по формированию навыков экспериментальной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 2014 – 2015 уч. г.)

месяц

1 неделя

2 неделя

октябрь

« Пирожки для мишки»

« Прятки» игры с водой

Ноябрь

« Сильная газета»

« Дружба красок»

ЖИВАЯ ПРИРОДА

декабрь

« Что есть у каждого растения» (1 часть)

« Что есть у каждого растения» ( 2 часть)

январь

« может ли растение жить без воды?»

« Есть ли вода внутри растения?»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

февраль

« Теплая капелька или поможем колобку умыться»

« Освобождение бусинок из ледяного плена»

март

« Умная галка» (вода)

« Какие свойства?» ( вода, лед, снег)

апрель

« Подводная лодка» (воздух, вода)

«Сухой из воды» (воздух)

май

« Живые тени»

« Солнечные зайчики»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 1« Пирожки для мишки»

Цели:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,

Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;

Закреплять культурно – гигиенические навыки.

Материал: Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.

Предварительная работа: Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».

Занятие № 2« Прятки» – игры с водой.

Цели:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;

Подвести к тому, что вода может изменить цвет;

Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.

Предварительная работа: Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».

НОЯБРЬ

«Занятие № 1Сильная газета»

Цели:

Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;

Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;

Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Материал:Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.

Занятие № 2« Дружба красок»

Цели:

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;

Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;

Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.

Материал: Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.

Предварительная работа: Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.

ДЕКАБРЬ

Занятие № 1« Что есть у каждого растения?» ( 1 занятие)

Цели:

Дать детям знания о строении растений;

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.

Материал: Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.

Занятие № 2« Что есть у каждого растения» ( 2 занятие)

Цели:

Обобщить знания детей о строении растений;

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;

Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду

Материал: 12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

Занятие № 1« Может ли растение жить без воды?»

Цели:

Выявить зависимость растения от жидкости;

Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал: Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.

Занятие № 2« Есть ли вода внутри растения?»

Цели:

Доказать, что внутри растения есть вода;

Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

Воспитывать аккуратность в работе;

Развитие умения детей сравнивать.

Материал: Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1« Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Цели:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды

Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;

Закреплять культурно – гигиенические навыки;

Развивать чувства взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».

Предварительная работа: Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»

Занятие № 2« Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цели:

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;

Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

Развивать эмпатию, желание помочь другим;

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.

МАРТ

Занятие № 1«Умная галка»

Цели:

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;

Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;

Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.

Материал: Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.

Занятие № 2« Какие свойства?»

Цели:

Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;

Способствовать расширению знаний детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;

Развивать умение сравнивать и делать выводы;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.

Предварительная работа: Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа сдетьми откуда берутся сосульки.

АПРЕЛЬ

Занятие № 1« Подводная лодка»

Цели:

Обнаружить, что воздух легче воды;

Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;

Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;

Материал: Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы

Предварительная работа: Конструирование из бумаги корабликов.

Занятие № 2«Сухой из воды»

Цели:

Определить, что воздух занимает место

Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;

Развивать умение сравнивать, делать выводы.

МАЙ

Занятие № 1« Живые тени»

Цели:

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;

Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Материал: теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.

Занятие № 2« Солнечные зайчики»

Цели:

Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;

Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;

Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;

Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту

Материал: Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

Предварительная работа: На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно – экспериментальная деятельность»

Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юные исследователи"

Исследовательская деятельность...

Кружок "Юные исследователи"

Кружок «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»            Воспитатель:Зацаринная Е. Н.     ст. Староминская Поя...

тематическое планирование. Кружок "Юный исследователь"старшая группа

тематическое планирование с целью . Кружок "Юный исследователь . старшая группа...

Кружок "Юный исследователь"

Материалы работы в кружке "Юный исследователь" в подготовительной группе....

Кружок "Юные исследователи"

1.1 Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творчес...

День Земли (кружок "Юные исследователи природы")

laquo;… День Земли – это день ответственности перед нашей планетой,ответственности перед людьми, которые ее населяют,перед самой природой, частью которой мы являемся.»...