Кружок "Юные исследователи"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

1.1 Концепция программы

 

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.

Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

 

1.2 Актуальность

Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 

1.3 Новизна

Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста экспериментированию (см. список литературы), опыт работы детских садов, что экспериментирование включено в занятия по познавательному развитию, в наблюдениях природы на прогулке, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Мой многолетний опыт в работе с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка «Юный исследователь» для детей 5-7 лет.

 

1.4 Цель программы

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

 

1.5 Задачи программы

1.      Создать условия для экспериментальной деятельности;

2.      Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы;

3.      Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление);

4.      Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

 

2 Принципы содержания программы

2.1 Программа построена на основе следующих принципов:

1.      Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;

2.      Принцип соответствия развивающей среды особенностями саморазвития и развития;

3.      Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;

4.      Принцип «развивающей интриги»;

5.      Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;

6.      Принцип деятельного подхода к развитию личности;

7.      Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.

8.      Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формированию поисково-познавательной деятельности.

9.      Принцип использования средств познания: пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания.

 

3 Законодательно- нормативное  обеспечение программы:

1.      Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92 г. № 3266-1;

2.      Типовое положение «О дошкольном  образовании»;

3.      Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения;

4.      Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. 3 28-02-484/16 «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»;

5.      Устав ДОУ;

6.      Программа развития ДОУ;

7.      Положение о кружковой работе;

8.      Приказ об организации кружковой работы ДОУ;

9.      Правила и норма охраны труда, жизни и здоровья детей.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы старшей группы 5 - 7 лет. Программа рассчитана на 2 год. Предусматривается два этапы работы:

1.     с детьми 5-6 лет (старшая группа)

2.     с детьми 6-7 лет (подготовительная группа

Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.

 

4 Ожидаемые результаты:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

- быстрое включение в активный познавательный процесс;

- самостоятельное пользование материалом;

- постановка цели и нахождение путей ее достижения;

- самостоятельность при поиске открытий;

- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

- настойчивость в отстаивании своего мнения;

- расширение кругозора;

- развитие критического мышления и речи;

- развитость мускулатуры пальцев;

- проявление поисковой активности и умения извлекать в ходе ее информации об объекте.

 

5 Программа кружка предполагает:

 

- сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;

- сформированность личности ребенка;

- создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в начальной школе.

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и  репродуктивный в создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).

Продуктивные методы: частично-поисковый, или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых – шаг на пути решения проблемы), и исследовательский (путь к знанию через собственный творческий поиск).

 

6 Основное оборудование:

·                   Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

·                   Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;

·                   Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

·                   Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;

·                   Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

·                   Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

·                   Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

 

7 Мониторинг (см. приложение 1)

 

 

8 Форма проведения итогов реализации программы

Для подведения итогов реализации программы используются презентации результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям, а также творческий отчет воспитателя на итоговом педсовете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

 

Месяц

1 неделя

3 неделя

Октябрь

«Запасливые стебли»

«Куда тянутся корни?»

Ноябрь

«Вертушка»

«Реактивный шарик»

Декабрь

«Замерзание жидкостей»

«Поможем воде стать чистой»

Январь

«Волшебная бумага»

Занятие № 1

«Волшебная бумага»

Занятие №2

Февраль

«Что отражается в зеркале?»

«Земля – магнит»

Март

«Мир ткани»

«Парашют – зонтик»

Апрель

«Наша группа»

«Дом на курьих ножках»

Май

«Дом, в котором я живу»

«Мы пишем книгу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(подготовительная группа)

 

Месяц

1 неделя

3 неделя

Сентябрь

Мониторинг

«Волшебный стакан»

Октябрь

«Полярное сияние»

«Необычная картина»

Ноябрь

«Удивительное вещество-вода»

«Сухой из воды»

Декабрь

«Лед легче воды»

«Замерзшая вода двигает камни»

Январь

«Волшебный шарик»

«Хитрости инерции»

Февраль

«Притягивание предметов к магниту»

«Притягивание к магниту через предметы»

Март

«Дыхание листа»

«Нужен ли корешкам воздух?»

Апрель

«Вращение Земли вокруг Солнца»

«Сквозь песок и глину»

Май

«Влияние солнечного света на жизнь на земле»

«На солнце вода испаряется   быстрее, чем в тени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

2.                Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

3.                В.В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность».

4.                Н.А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду».

5.                О.В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6.                Н.В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_korobkova_t.d.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружок «Юный исследователь» Выполнила : Коробкова Т.Д. воспитатель МБДОУ «Детский сад « Алёнушка »

Слайд 2

Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы , самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зави-сит от нас . В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную дея-тельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащает-ся память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов. Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Слайд 3

Актуальность Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно , т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обу-чения в дошкольном образовании преобладают именно методы , развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения , абстрак-ции . А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий , личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в обра-зовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореали-зацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и ини-циативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков , О.В . Дыбина , О.Л. Князева ). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему , требующую теоретического и практического решения . Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Слайд 4

Цель: развитие познавательных интересов , потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи: 1. Создать условия для экспериментальной деятельности; Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы; 3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление); Активизировать речь детей, пополнить словарный запас. Программа кружка предполагает: - сформированность деятельности экспериментирования дошкольника; - сформированность личности ребенка; создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в начальной школе.

Слайд 5

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (старшая группа) Месяц 1 неделя 3 неделя Октябрь «Запасливые стебли» «Куда тянутся корни?» Ноябрь «Вертушка» «Реактивный шарик» Декабрь «Замерзание жидкостей» «Поможем воде стать чистой» Январь «Волшебная бумага» № 1 «Волшебная бумага» №2 Февраль «Что отражается в зеркале?» «Земля – магнит» Март «Мир ткани» «Парашют – зонтик» Апрель «Наша группа» «Дом на курьих ножках» Май «Дом, в котором я живу» «Мы пишем книгу»

Слайд 6

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (подготовительная группа) Месяц 1 неделя 3 неделя Сентябрь Мониторинг «Волшебный стакан» Октябрь «Полярное сияние» « Необычная картина » Ноябрь «Удивительное вещество-вода» «Сухой из воды» Декабрь «Лед легче воды» «Замерзшая вода двигает камни» Январь «Волшебный шарик» «Хитрости инерции» Февраль «Притягивание предметов к «Притягивание к магниту магниту» через предметы» Март «Дыхание листа» «Нужен ли корешкам воздух?» Апрель «Вращение Земли вокруг Солнца» «Сквозь песок и глину» Май «Влияние солнечного света на «На солнце вода испаряется жизнь на земле» быстрее, чем в тени»

Слайд 7

Реактивный шарик

Слайд 8

Волшебная бумага

Слайд 9

Что отражается в зеркале?

Слайд 10

Земля – магнит

Слайд 12

Необычная картина

Слайд 13

Волшебный шарик

Слайд 14

Сухим из воды

Слайд 15

Мир ткани

Слайд 16

Хитрости инерции

Слайд 17

Волшебный стакан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...