Кружок "Юные исследователи"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему
1.1 Концепция программы
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
1.2 Актуальность
Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
1.3 Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста экспериментированию (см. список литературы), опыт работы детских садов, что экспериментирование включено в занятия по познавательному развитию, в наблюдениях природы на прогулке, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Мой многолетний опыт в работе с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка «Юный исследователь» для детей 5-7 лет.
1.4 Цель программы
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
1.5 Задачи программы
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы;
3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление);
4. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
2 Принципы содержания программы
2.1 Программа построена на основе следующих принципов:
1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
2. Принцип соответствия развивающей среды особенностями саморазвития и развития;
3. Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
4. Принцип «развивающей интриги»;
5. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
6. Принцип деятельного подхода к развитию личности;
7. Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
8. Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формированию поисково-познавательной деятельности.
9. Принцип использования средств познания: пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания.
3 Законодательно- нормативное обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92 г. № 3266-1;
2. Типовое положение «О дошкольном образовании»;
3. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения;
4. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. 3 28-02-484/16 «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»;
5. Устав ДОУ;
6. Программа развития ДОУ;
7. Положение о кружковой работе;
8. Приказ об организации кружковой работы ДОУ;
9. Правила и норма охраны труда, жизни и здоровья детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы старшей группы 5 - 7 лет. Программа рассчитана на 2 год. Предусматривается два этапы работы:
1. с детьми 5-6 лет (старшая группа)
2. с детьми 6-7 лет (подготовительная группа
Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.
4 Ожидаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатуры пальцев;
- проявление поисковой активности и умения извлекать в ходе ее информации об объекте.
5 Программа кружка предполагает:
- сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
- сформированность личности ребенка;
- создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в начальной школе.
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный в создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
Продуктивные методы: частично-поисковый, или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых – шаг на пути решения проблемы), и исследовательский (путь к знанию через собственный творческий поиск).
6 Основное оборудование:
· Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
· Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
· Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
· Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
· Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
· Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
· Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
7 Мониторинг (см. приложение 1)
8 Форма проведения итогов реализации программы
Для подведения итогов реализации программы используются презентации результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям, а также творческий отчет воспитателя на итоговом педсовете.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
Месяц | 1 неделя | 3 неделя |
Октябрь | «Запасливые стебли» | «Куда тянутся корни?» |
Ноябрь | «Вертушка» | «Реактивный шарик» |
Декабрь | «Замерзание жидкостей» | «Поможем воде стать чистой» |
Январь | «Волшебная бумага» Занятие № 1 | «Волшебная бумага» Занятие №2 |
Февраль | «Что отражается в зеркале?» | «Земля – магнит» |
Март | «Мир ткани» | «Парашют – зонтик» |
Апрель | «Наша группа» | «Дом на курьих ножках» |
Май | «Дом, в котором я живу» | «Мы пишем книгу» |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
Месяц | 1 неделя | 3 неделя |
Сентябрь | Мониторинг | «Волшебный стакан» |
Октябрь | «Полярное сияние» | «Необычная картина» |
Ноябрь | «Удивительное вещество-вода» | «Сухой из воды» |
Декабрь | «Лед легче воды» | «Замерзшая вода двигает камни» |
Январь | «Волшебный шарик» | «Хитрости инерции» |
Февраль | «Притягивание предметов к магниту» | «Притягивание к магниту через предметы» |
Март | «Дыхание листа» | «Нужен ли корешкам воздух?» |
Апрель | «Вращение Земли вокруг Солнца» | «Сквозь песок и глину» |
Май | «Влияние солнечного света на жизнь на земле» | «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
2. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
3. В.В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность».
4. Н.А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду».
5. О.В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Н.В. Нищева «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_korobkova_t.d.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы , самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зави-сит от нас . В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную дея-тельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащает-ся память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов. Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Актуальность Изучив теоретический материал по данному вопросу, сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно , т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обу-чения в дошкольном образовании преобладают именно методы , развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения , абстрак-ции . А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий , личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в обра-зовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореали-зацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и ини-циативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков , О.В . Дыбина , О.Л. Князева ). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему , требующую теоретического и практического решения . Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Цель: развитие познавательных интересов , потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Задачи: 1. Создать условия для экспериментальной деятельности; Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы; 3. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление); Активизировать речь детей, пополнить словарный запас. Программа кружка предполагает: - сформированность деятельности экспериментирования дошкольника; - сформированность личности ребенка; создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в начальной школе.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (старшая группа) Месяц 1 неделя 3 неделя Октябрь «Запасливые стебли» «Куда тянутся корни?» Ноябрь «Вертушка» «Реактивный шарик» Декабрь «Замерзание жидкостей» «Поможем воде стать чистой» Январь «Волшебная бумага» № 1 «Волшебная бумага» №2 Февраль «Что отражается в зеркале?» «Земля – магнит» Март «Мир ткани» «Парашют – зонтик» Апрель «Наша группа» «Дом на курьих ножках» Май «Дом, в котором я живу» «Мы пишем книгу»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (подготовительная группа) Месяц 1 неделя 3 неделя Сентябрь Мониторинг «Волшебный стакан» Октябрь «Полярное сияние» « Необычная картина » Ноябрь «Удивительное вещество-вода» «Сухой из воды» Декабрь «Лед легче воды» «Замерзшая вода двигает камни» Январь «Волшебный шарик» «Хитрости инерции» Февраль «Притягивание предметов к «Притягивание к магниту магниту» через предметы» Март «Дыхание листа» «Нужен ли корешкам воздух?» Апрель «Вращение Земли вокруг Солнца» «Сквозь песок и глину» Май «Влияние солнечного света на «На солнце вода испаряется жизнь на земле» быстрее, чем в тени»
Реактивный шарик
Волшебная бумага
Что отражается в зеркале?
Земля – магнит
Необычная картина
Волшебный шарик
Сухим из воды
Мир ткани
Хитрости инерции
Волшебный стакан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...
- Мне нравится (3)