Кружок "Юные исследователи"
(средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированнного вида № 5 «брусничка»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании Советом педагогов МДОУ д/с №5 «Брусничка» Протокол № от «01»09.2013 г. | Рекомендовано: МКУ «Ресурсный центр г. Бодайбо и района» «0» 09. 2013 г. | Утверждено: Заведующая МДОУ д/с №5«Брусничка» Приказ № от .09.2013 _________ Проценко О.А |
ПРОГРАММА
КРУЖКА «Юные исследователи»
для детей среднего дошкольного возраста
Руководитель кружка:
Ковтун Елена Ильхамовна
воспитатель 2 квалификационной
категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
г. Бодайбо
2013 г.
Пояснительная записка:
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. Успешному развитию экспериментальных способностей у детей среднего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа, а также методических рекомендации программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных связей по «Художественное творчество», «Социализация», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, всего запланировано 36 - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
Возраст детей:
В данной программе участвуют дети средней группы –
4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20 минут.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Месяц | Кол-во часов | Темы игр- экспериментирования | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | ||
Сентябрь | 4 | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет. | Значение воды в жизни растений | Игра «Водяной» у нас в гостях |
Октябрь | 4 | Ветер, ветер, ветерок | Поиск воздуха | Летающие семена | Песочная страна |
Ноябрь | 4 | В гостях у карандаша -Карандашовича и гвоздя- Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы | Плавающее перо | Мех. Зачем зайчику другая шубка |
Декабрь | 4 | Песок, глина | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл |
Январь | 3 | Льдинка и снежинка | Вода, лед, снег | Как снег становится водой | |
Февраль | 4 | Волшебная кисточка | С водой и без воды | Путешествие в мир стеклянных вещей | Как достать скрепку из воды |
Март | 4 | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена | Теплая капелька | Стекло его качество и свойства |
Апрель | 4 | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Почва. Песок, глина, камни | Солнечные зайчики |
Май | 4 | Растениям теплую водичку | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика | В мире пластмассы |
№ п / п Месяц | Тема | Цели. Задачи | Обеспечение интеграции образовательной области | Планируемые результаты | |||
Сентябрь Сентябрь | №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлений; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению. Познание : Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению. | ||
№2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. | Коммуникация : Обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных. Познание : Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители. | |||
№3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды, для жизни и роста растений | Коммуникация: Способствовать формированию диалогической речи у детей Познание: Расширять знания о состоянии растении осенью | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |||
№4 | Игра «Водяной» у нас в гостях | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; Развивать творческое воображение | Коммуникация: Развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов Познание: Подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным | Умеют называть водоемы и их обитателей | |||
Октябрь | №1 | Ветер, ветер, ветерок | Познакомить детей с таким явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать. Проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Коммуникация: Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый) Познание: развивать наблюдательность, любознательность. мышление, память | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительных | ||
№2 | Поиск воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей | Коммуникация: Формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы Познание: Закреплять знания осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов экспериментов | |||
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений | Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений | |||
№4 | Песочная страна | Выявлять свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы | Коммуникация: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы Познание: Знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе проведения эксперимента, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | |||
Ноябрь | №1 | В гостях у карандаша Карандашовича и гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей ( шероховатый, хрупкое, плавится) | Коммуникация : Формировать умение согласовать слова в предложений Познание: Формировать познавательно – исследовательский интерес методом исследования | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. | ||
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку тонет, плавает. | Познание : развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | |||
№3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | |||
№4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | |||
Декабрь | №1 | Песок. глина. | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | ||
№2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | |||
№3 | Металл | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. | |||
№4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | |||
Январь | №1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
| Умеют делать выводы и заключения. | ||
№2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |||
№3 | Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. | |||
Февраль | №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. | ||
№2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |||
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. | |||
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |||
Март | №1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы. | ||
№2 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда, тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действию. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда. | |||
№3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными | |||
№4 | Стекло, его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства : хрупкость) | Познание : знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | |||
№1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. | |||
№2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |||
№3 | Почва (песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |||
№4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | |||
Май | №1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. | ||
№2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |||
№3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познание: называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |||
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...