Программа работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей 6-7 лет и родителей (законных представителей)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Основные цели и задачи работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.
Цели:
- формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
- повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
Задачи:
-укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;
-развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
-воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;
-воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_sektsii_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx | 42.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска
Программа работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей 6-7 лет и родителей (законных представителей)
Подготовил:
Инструктор по физкультуре
МБДОУ №13 «Колокольчик»
г. Южно-Сахалинска
Е.В. Бурикова
г. Южно-Сахалинск
2015г.
Актуальность проблемы
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена эта проблема и в нашем МБДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группе в 2014г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием). С 2015 года в ДОУ поступило 12% детей с низким иммунитетом, ранее не посещавших детский сад.
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.
Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и родителей.
В основу работы клуба положены:
- нормативно-правовые документы:
- Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
- Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
- СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13
- Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139
- методические рекомендации:
1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012.
2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013.
3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015.
4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.
Что такое скандинавская ходьба? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:
• улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;
• активизирует процессы обмена веществ;
• укрепляет мышцы туловища;
• уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;
• оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;
• повышает стрессоустойчивость организма.
Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.
При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.
Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!
Принципы использования скандинавской ходьбы с палками:
принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);
принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);
принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);
принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);
принцип систематичности и регулярности.
Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует н успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Основные цели и задачи работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.
Цели:
- формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;
- повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.
Задачи:
-укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;
-развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;
-воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;
-воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Пояснение.
Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.
Структура работы
I этап – подготовительный
Месяц | Мероприятие | Пояснение |
Июнь 2015 | Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей)) | Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см. |
Август 2015 | Разработка комплекса подготовительных упражнений. | В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки |
Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей , наглядность) | Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе. | |
Август 2015 | Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями(законными представителями). | -Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». -Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»: -Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды). -Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: -Дыхание – основа жизни (врач – реабелитолог); -Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду». |
Август 2015 | Разработка основных маршрутов для ходьбы. | Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада. Маршрут №3. На территории лесополосы городского парка, по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом. Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема. |
Июнь-июль 2015 | Разработка комплексов занятий | 1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4 занятия – закрепление разученного). Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть –разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.
|
Июнь –июль 2015 | Разработка учебного плана | Количество занятий: в неделю - 1, в месяц - 4. в год – 48. Количество часов: в день - от 15 до 30 мин.; в месяц - до 2 часов. |
II этап. План работы с детьми 6-7 лет по обучению скандинавской ходьбе.
№ | Месяц | Комплекс ОРУ и разминочные упражнения | Техника | Общая дозировка занятия | Метраж | Маршрут движения |
1 | Сентябрь | № 1 (приложение № 1) | Тянем палки за собой | 15 мин | - | - |
2 | Октябрь | №2 (приложение №1) | Обучение попеременному шагу | 20 мин | 200– 300 метров | Маршрут №1 |
3 | Ноябрь | №3 (приложение №1) | Закрепление попеременного шага. | 30 мин | 400-500 метров | Маршрут №1 |
4 | Декабрь | №4 (приложение №1) | Обучение одновременному шагу | 20 мин | 300 метров | Маршрут №1 |
5 | Январь | № 1 (приложение № 1) | Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага | 25 мин + 10 мин(до места и обратно) | 600 метров | Маршрут №2 |
6 | Февраль | №2 (приложение №1) | Повторение одновременного и попеременного шагов. | 25 мин + 10 мин до места и обратно | 700 метров | Маршрут №2 |
7 | Март | №3 (приложение №1) | Обучение подъему шагом «елочка» Повторение одновременного и попеременного шагов | 25 мин + 10 мин до места и обратно | 400 метров | Маршрут №2 |
8 | Апрель | №4 (приложение №1) | Закрепление подъема шагом «елочка» Повторение попеременного шага | 30 мин | 500-600 метров | Маршрут №3 (доставка до места автотранспортом) |
9 | Май | №1 (приложение №1) | Повторение подъема «елочка» и одновременного шага. | 25 мин + 10 мин. до места и обратно | 400 метров | Маршрут №2 |
10 | Июнь | №2 (приложение №1) | Обучение подъема «лесенка» Повторение одновременного шага и подъем «елочка» | 25 мин + 10 мин. до места и обратно | 300 метров | Маршрут №2 |
11 | Июль | №3 (приложение №1) | Закрепление подъема «лесенка» повторение одновременного шага | 30 мин | 600 метров | Маршрут №3 (доставка детей до места автотранспортом) |
12 | Август | №4 (приложение №1) | Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут. | 25 мин + 10 мин. до места и обратно | 500 метров | Маршрут №2 |
План работы с родителями воспитанников
Месяц | Мероприятие | Содержание |
Сентябрь | Заседание клуба № 1 | Знакомство родителей (законных представителей) со скандинавской ходьбой. История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». |
Мастер - класс | Техника ходьбы с палками. | |
Январь | Заседание клуба №2 | Анализ уровня развития двигательных навыков детей, приобретенных на занятиях (тренировках) скандинавской ходьбы. Консультация врача – реабелитолога: Дыхание – основа жизни. |
Выставка | Литература: 1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012. 2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013. 3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015. 4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010. | |
Апрель | Заседание клуба №3 | Рекомендации по выбору семейного маршрута по скандинавской ходьбе, на летний период. Мастер –класс: «Зарядка в городе» |
Август | Заседание клуба № 4 | Заключительный праздничный маршрут. Итоги работы клуба. |
Один раз в месяц | Совместная тренировка | В соответствии с запланированным маршрутом |
III этап. Подведение итогов работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет:
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения;
- перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног;
- наличие толчка палками;
- умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
Ожидаемый результат:
- Сокращение числа ЧБД в подготовительной к школе группе с 20% до 15%
- Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
- Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
- Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
- Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы клуба "Маленькие волшебники" для детей старшего дошкольного возраста.
В клубе "Маленькие волшебники" дети изготавливают поделки из природного материала....
Родительское собрание. тема: "Развитие речи детей" Игра с детьми и родителями (законными представителями) "Звездный час"
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...
Рабочая программа адаптационного клуба "Солнышко" для неорганизованных детей (1,5 до 3 лет) и их родителей (законных представителей)
Рабочая программа адаптационного клуба "Солнышко" для неорганизованных детей (1,5 до 3 лет) и их родителей (законных представителей) предназначена для воспитателей ДОУ....
План программа семейных вечеров "Навстречу друг другу" для детей раннего возраста и их родителей (законных представителей)
для детей раннего возраста и их родителей...
«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш»
Методические рекомендации...
Совместное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) «Спорт - игра!»
Конспект досуга "Спорт - игра!"...
Программа работы с родителями (законными представителями) воспитателя группе
Программа работы с родителями (законными представителями) воспитателя в группе...