«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш»
статья
Методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эффективная форма повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников 2-3 лет
в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста в рамках организации семейного клуба «Счастливый малыш» посредством использования методического пособия «Мама - рядом»
Я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы семейного клуба «Счастливый малыш». Деятельность клуба была направлена на развитие сенсорных способностей воспитанников 2-3 лет посредством тесного сотрудничества с родителями. Использовались различные формы взаимодействия с родителями, одной из которых стала применение игровых сеансов методического пособия «Мама-рядом».
В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании говорится: Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Первая школа воспитания растущего человека - семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".
Детский сад - это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Это непонимание было и в моей группе. Необходимо было искать пути решения сложившейся проблеме. Для того, чтобы заинтересовать родителей в совместную работу; для создания единого пространства развития ребёнка в семье и ДОУ необходимо было сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями. И путь был найден, я создала в своей группе Семейный клуб, который является нетрадиционной формой взаимодействия с семьями и отвечает всем требованиям ФГОС.
Целью деятельности клуба стало: Создание условий для объединения усилий воспитателя и родителей в области сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста на основе сотрудничества в рамках семейного клуба посредством использования методического пособия «Мама - рядом».
Задачи клуба:
- Способствовать формированию у детей первоначальных представлений о цвете, форме, величине через окружающую действительность;
- Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс;
- Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей;
- Повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста;
- Вызвать у родителей потребность в совместной деятельности со своими детьми.
Работа семейного клуба реализовалась в четыре этапа.
Задачами I этапа стали:
- Изучить запросы и потребности родителей посредством анкетирования;
- Выявить знания родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством анкетирования;
- Проинформировать родителей о задачах работы клуба.
Задачи II этапа:
- Разработать «Положение об организации семейного клуба «Счастливый малыш», регламентирующее деятельность в рамках клуба;
- Согласовать формы работы с родителями.
Задачи III этапа:
- Реализовать содержательный аспект плана;
- Вести пропаганду семейного благополучия.
Задачи IV этапа:
- Сопоставить результаты с целями и задачами работы клуба;
- Выявить результативность по реализации программы клуба.
Перспективный план работы семейного клуба «Счастливый малыш»
Формы | Содержание работы | Срок | Участники |
Групповое родительское собрание Опрос Анкетирование | - Формирование правильной позиции родителей в оценке развития и воспитания детей; - Изучение запросов и потребностей; - «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития» | Май, 2018 | Воспитатель, родители детей группы |
Круглый стол Мастер-класс | - Знакомство с тематическим планом мероприятий работы семейного клуба и определение пути развития; - Подготовка и изготовление дидактических игр по сенсорному развитию для детей своими руками | Август – сентябрь | Воспитатель, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Кошка» Задачи: 1. Создать радостное настроение встречи с кошечкой, формировать умение здороваться; 2. Стимулирование тактильных рецепторов при игре сенсорным материалом; 3.Активизировать интерес к движениям под музыку. (стр.17-22) | Сентябрь | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Индивидуальные плановые консультации | Оказание индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей | Октябрь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель |
Игровой сеанс | Тема: «Уточка» Задачи: 1. Создать радостное настроение встречи с уточкой; 2. Стимулирование тактильных рецепторов при игре сенсорным материалом; 3.Активизировать интерес к движениям под музыку; 4. Побуждать строить пирамидку. (стр.49-56) | Октябрь | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Мастер класс Показ ООД (занятия) по лепке | Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях. | Ноябрь | Старший воспитатель, воспитатели, родители детей группы дети второй группы раннего возраста |
Игровой сеанс | Тема: «Матрешка» Задачи: 1. Создать радостное настроение встречи с игрушкой; 2. Знакомить с предметами разной величины; 3. Побуждать повторять движения за воспитателем; 4. Развивать элементарные математические представления. Пирамидка. (стр.88-92) | Ноябрь | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Конкурс «Лучшее игровое пособие по развитию сенсорных эталонов, придуманное семьей» | Совместная деятельность детей и родителей | Декабрь | Старший воспитатель, воспитатели, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Кошка» Задачи: 1. Формировать представления о домашних животных; 2.Знакомить со способами конструирования; 3.Продолжать формировать умения рисовать круги; 4. Закреплять представление о цветах; 5. Продолжать учить слушать и понимать стихи. (стр.117-121) | Декабрь | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Круглый стол «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей» | Обмен опытом | Январь | Старший воспитатель, воспитатели, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Курочка» Задачи: 1. Развивать мелкую моторику; 2. Формировать умение складывать из частей целое; 3. Создать условия к конструированию простейших построек; 4.Формировать представления о предметах круглой формы. (стр.162-164) | Январь | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Тематический семинар «Семейные конкурсы» | Включение в совместную конкурсную деятельность для достижения высоких результатов и повышения эффективности работы семейного клуба | Февраль | Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, воспитатели, родители детей группы, дети второй группы раннего возраста |
Игровой сеанс | Тема: «Матрешка» Задачи: 1. Формировать умение сравнивать по величине; 2. Учить создавать небольшие постройки. 3. Развитие мелкой моторики; 4. Формировать умение рисовать ватными палочками. (стр.214-217) | Февраль | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Физкультурный досуг «Мой папа лучший друг» Мастер-класс «А ну-ка, мамочки» | Проведение совместных мероприятий | Февраль Март | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Чебурашка» Задачи: Формировать представления детей о дифференцирование цветов; Формировать умение обыгрывать постройки; Развивать мелкую моторику (стр. 234-237) | Март | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Мышка» Задачи: 1. Закреплять представление о цветах; 2. Упражнять в беге; 3. Закрепление представлений о постройке башни. (стр.261-264) | Апрель | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Мастер класс Показ ООД (занятия) по рисованию Игровой тренинг | Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей, наглядное обучение родителей методами дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Обобщение и систематизация знаний родителей, основные компоненты психологической готовности | Апрель | Старший воспитатель, воспитатели, родители детей группы |
Игровой сеанс | Тема: «Мальчик Коля» Задачи: 1. Закрепление представлений - большой, маленький; 2. Развивать мелкую моторику; 3. Способствовать к строительству самостоятельно. (стр.310-312) | Май | Дети, воспитатель, родители детей группы |
Опрос, Анкетирование | - Подведение итогов эффективности работы клуба; - Обсуждение результатов мониторинга. | Май | Старший воспитатель, воспитатели, родители детей группы |
Все формы, которые использовались в работе семейного клуба можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые и индивидуальные формы работы. Заседание клуба данных форм проходит на основании запросов родителей (законных представителей).
Игровые сеансы использовались ежемесячно, проходили совместно с родителями! И использовались только те игровые сеансы, одной из задач которых была по развитию сенсорных эталонов малышей. Цель игровых сеансов: знакомить родителей со спецификой занятий.
Итак, перед вами фотографии игрового сеанса «Кошка». Детско-родительский игровой сеанс проводился с детьми 2-3 лет. А так же активными участниками были родители детей. Сеанс проводился в группе, в привычной для детей обстановке и включал в себя несколько этапов, как рекомендуется в методическом пособии «Мама – рядом».
Церемония приветствия, включала в себя:
- мотивационный момент – в гости пришла игрушка кошка Мурка, которая поздоровалась с каждым малышом, Я побуждала таким образом, чтобы каждый ребенок поздоровался с ней;
- хоровод «Ну-ка, все встали в круг», дети любят песенки Железновой и с удовольствием танцуют под ее музыку;
- затем была проведена пальчиковая гимнастика «Тучки-солнышко», что конечно стимулирует развитие речи детей;
- была проведена музыкальная игра «Погремушки», задачами которой стали: познакомить детей с тембровым звучанием погремушки; способствовать радости детей от игры на шумовом инструменте.
Следующий этап игрового сеанса – это основная часть. В которой дети играли с сенсорным материалом «Волшебные ящички»; участвовали в разминке «Погуляем»; играли в д/игру «Собери мячи». Вместе с родителями собирали башню из кубиков, на которые были помещены мышки, прятавшиеся от кошки. В этом этапе основное место было уделено развитию сенсорных эталонов у детей.
Завершающим этапом стала церемония прощания. Я включила песню Екатерины Железновой «Всем домой пора», во время которой каждый ребенок самостоятельно или с помощью мамы пропевал свое имя. Кошка Мурка то же попрощалась с ребятами.
Данное мероприятие способствовало формированию личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, установлению положительного психоэмоционального контакта с близким взрослым. В процессе мероприятия дети и родители были равноправными участниками в предметно-игровой деятельности.
Успешно прошел и конкурс «Лучшее игровое пособие по развитию сенсорных эталонов, придуманное семьей». Целью которого стало: создание условий для ознакомления детей с объектами окружающего мира через придумывание и выполнение игровых пособий дома, направленных на развитие представлений о цвете, форме, величине.
В результате проделанной работы все задачи были выполнены, как в отношении родителей:
- Сформирован интерес к сотрудничеству ДОУ и семьи;
- Установлены доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
- Переход на качественно новый уровень психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста;
- Становление родителей полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
- Родители чувствуют себя «успешными» по сколько внесли вклад в развитие своих детей. Охотно применяют в домашних условиях методы и приемы в развитии детей;
- Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через вариативные формы взаимодействия: готовность родителей к постоянному повышению уровня педагогического образования;
- Рост числа социальных партнеров-родителей, их необходимость и достаточность, качественные показатели совместного проекта.
так и в отношении детей:
- Накопление сенсорного опыта;
- Расширение представлений об окружающем мире;
- Развитие перцептивных действий, мелкой и крупной моторики;
- Повышение мотивации к самостоятельной деятельности;
- Становление и развитие речи;
- Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Во время адаптационного периода был реализован проект «Малыши-крепыши», здесь методическое пособие «Мама – рядом» становится большим помощников в облегчении адаптации малышей к условиям детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким категориям как :форма, цвет, величина. Но выполняя простейшие продуктивные задани...
Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Опыт работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр
На этапе раннего и дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является - игра, то соответственно большое место в сенсорном развитии детей раннего возраста занимает дидактическая игра....
Фотоотчет по опыту работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр
Сенсорное развитие ребенка – это полноценное и гармоничное развитие его непосредственного восприятия и становление представлений о внешних качествах предметов: их форме, цвете, величине, ориенти...
СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическо...