Организация развивающей предметно - пространственной среды, способствующей формированию здоровье сберегающего поведения
консультация на тему
Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zdorove.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно - пространственной среды, способствующей формированию здоровье сберегающего поведения.
СЛАЙД 2
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровье сберегающую среду детского сада или здоровье сберегающее пространство.
Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровье сберегающее пространство рассмотрим, как комплекс физкультурно-оздоровительных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную среду в детском саду.
СЛАЙД 3
К характеристикам здоровье сберегающей среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровье сохраняющего обучения.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в детском саду предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.
СЛАЙД 4
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2)Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность среды предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. Для того, чтобы ребенок овладел самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяется созданию развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется.
СЛАЙД 5
Для укрепления зрения используются зрительные ориентиры, таблицы, которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
В образовательную деятельность необходимо включать физминутки для укрепления зрения. Зрительные гимнастики, массаж помогают глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
СЛАЙД 6
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
В работе используются дыхательные тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Использование различных тренажеров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, а так же развивают творческое воображение и фантазию.
СЛАЙД 7
При проведении утренней и после сна гимнастик можно использовать различные предметы: гимнастические палки, флажки, мячи, дорожки «Здоровья» и др. Использование предметов придаст упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную образовательную задачу, а также помогает детям контролировать свои действия.
СЛАЙД 8
Использование специальных массажных дорожек, пришив и наклеив на ее поверхность различные предметы (пуговицы разного размера, тыквенные семечки, бусины и другие материалы) оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
Использование предметов усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие - палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая моторика - предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую и т.д.
СЛАЙД 9
Главный критерий при выборе предметов - их целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках: упражнение с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть и т. д.
Гимнастика позволяет не только укрепить здоровье детей, но и способствует положительному настрою детей на дальнейшую деятельность.
СЛАЙД 10 - 11
Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют укреплению и сохранению его здоровья. В зоне для развития кисти рук находится множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке собран и нетрадиционный материал:
- верёвки капроновые для завязывания узлов и плетения;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- «волшебные» перчатки - для массажа и самомассажа;
- клавиатура от компьютера, кнопочные телефоны – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для самомассажа кистей;
- моталки, веревки с ручками на концах – для выработки координации вращательных движений.
СЛАЙД 12-13
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей – физкультурный зал, зона «Олимпийские игры», дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, в каждой группе создана спортивная зона,
СЛАЙД 14 подобраны книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, раскраски на тему «Здоровье сберегающее поведение». Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
Организация развивающей предметно пространственной среды способствующей поддержке индивидуальности и проявления инициативы в музыкально игровой деятельности дошкольников
Создание музыкальной предметно-развивающей средыв группах детского сада Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в ...
Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)
ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...
Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)
ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы...
Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...
Значение развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Первое, что сюда относится это уголок безопасности...