Организация развивающей предметно пространственной среды способствующей поддержке индивидуальности и проявления инициативы в музыкально игровой деятельности дошкольников
методическая разработка на тему
Создание музыкальной предметно-развивающей среды
в группах детского сада
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной предметно-развивающей среды, например музыкального уголка (зоны\центра). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Музыкальный уголок – это место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально –дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты», спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать…
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»
Организация развивающей
предметно пространственной среды способствующей поддержке индивидуальности и проявления
инициативы в музыкально игровой деятельности дошкольников.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №20»
Т.А. Михайлова
г. Гусь-Хрустальный 2017г.
РППС в ДОУ оснащена достаточным количеством материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. РППС выполняет информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.
Развивающая среда ДОУ построена на следующих принципах и соответствует требованиям ФГОС ДО:
учет возрастных норм;
эстетичность;
доступность
насыщенность
мобильность
полифункциональность
активность
самостоятельность
безопасность
РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организуется как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.
Организация ППРС в музыкальном зале
Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Пространство музыкального зала, условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона.
Рабочая зона оснащена музыкальными инструментами и предполагает наличие специальных столов для игры на детских музыкальных инструментах, возможности экспериментирования со звуком, творческого поиска аранжировки музыкальных произведений.
Активная зона
В музыкальном зале активная зона - это большое свободное пространство для музыкально-ритмических движений, проведения дидактические игр, игрового музыкально-двигательного творчества, театрализованной деятельности и т. д. В этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. дает возможность разнообразить музыкально - дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
Спокойная зона.
Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности.
Тесные связи устанавливаются между непосредственно образовательной деятельностью и развитием самостоятельной деятельности детей вне НОД. Важно, чтобы организованная непосредственно образовательная музыкальная деятельность была увлекательной, вызывала желание повторять выученные произведения, музыкально- ритмические движения, песни игра на музыкальных инструментах и многое другое. Для того, что бы поддержать детскую инициативу и индивидуальность необходимо создать качественные условия вне музыкального зала, то есть непосредственно в группе.
Создание музыкальной предметно-развивающей среды
в группах детского сада
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной предметно-развивающей среды, например музыкального уголка (зоны\центра). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Музыкальный уголок – это место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально –дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты», спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать…
Основными требованиями предъявляемые
к музыкальному уголку являются:
- Наличие пособий и инвентаря, соответствующих возрасту детей
При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
-Образные пособия
Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)
Музыкально — дидактические игры
Иллюстрации - картинки, отражающие содержание песен, музыкальных произведений; Книжки-малютки «Мы поем», Альбомы «Мы рисуем песенку» ; Картинки с изображением животных, поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах ; Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр» ,«Народные инструменты», «Танцы народов мира» ; Пособие «Эмоции»
-Музыкальные игрушки - материал для творческих сюжетно-ролевых игр
-Неозвученные музыкальные инструменты - предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах.
-Озвученные музыкальные инструменты
Шумовые игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты
Игрушки-инструменты, издающие только один звук
Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
Инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом
для творческого музицирования, подбора мелодий по слуху
-Инструменты могут быть сделаны своими руками из бросового материала
- Необходимо поместить в уголок Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
-В группе должна быть аудио аппаратура. Желательно оформить фоно-и-видео-теку с записями любимых музыкальных произведений. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
- Педагогически грамотное руководство самостоятельной деятельностью детей со стороны воспитателя.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. Планируя приемы руководства, педагоги намечают следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
- Эстетичность среды
Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической. Творчески оформленный уголок ,поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьёт воображение детей, активизирует эмоциональную сферу детей, мышление, речь
В группах предусмотрена полифункциональная зона тесно связанная с музыкальной деятельностью: театральная гостиная, где можно уединиться или стать участником театрализованной деятельности. Оборудование этой зоны: детская театральная ширма различные виды театров тесно переплетаются с оборудованием музыкального уголка. В этой зоне воспитанники не только проявляют инициативу и самостоятельность но и развивают личные творческие способности.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на специально организованной непосредственно образовательной музыкальной деятельности, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Но, все же, наблюдая за воспитанниками в ходе свободной самостоятельной деятельности, мы заметили, что у детей возникают проблемы связанные с социализацией, а именно: формирование взаимоотношений в процессе самостоятельной музыкальной деятельности, затруднение творческого применения имеющихся умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...
«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы в рамках тематической недели «Народная культура и традиции. В гостях у Марьюшки.»
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склон...
«Организация развивающей предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы» (памятка для воспитателей)
буклет для воспитателей по организации ППР для поддержки детской инициативы...
Организация развивающей предметно - пространственной среды, способствующей формированию здоровье сберегающего поведения
Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедея...
Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».
Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...
Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей успешной социальной адаптации детей с ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию результат нашей работы по теме «Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей...
Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...