Игровой массаж: адаптированный вариант методик спецзакаливания детей по А. Уманской и К. Динейки
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игровой массаж. Адаптированный вариант методик спецзакаливания детей по А. Уманской и К. Динейки
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми (в измененном виде). Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.
№ период упражнения примечания
1 Организационный момент «Найди и покажи свой носик»
Носик ты быстрей найди
Тёте ___ покажи
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2 Основной период
Игровые упражнения с носиком
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
-Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Каждый ребёнок берёт носовой платок (салфетку) и тщательно очищает свой нос самостоятельно (с помощью взрослого).
в) «Носик гуляет»
-Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй Крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям – выключаем дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу.
ВДОХ и ВЫДОХ выполняем через нос.
г) «Носик балуется»
-Вот так носик баловник!
Он шалить у нас привык. На ВДОХе оказываем сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа
д) «Носик нюхает приятный запах»
-Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Выполняем 10 ВДОХов-ВЫДОХов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем
е) «Носик поёт песенку»
-Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «БА-БО-БУ». На ВЫДОХЕ малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «БА-БО-БУ».
ж) «Погреем носик»
-Надо носик нам погреть,
Его немного потереть. На переносице располагаем указательные пальцы и выполняем ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно (растирание).
3 Заключительный период
з) «Носик возвращается домой»
-Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дети убирают платки (салфетки); показывают взрослому, что их носик вернулся.
Массаж рук.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
№, период, упражнения, примечания
1 Подготовительный период
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2 Основной период
а) С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
б) Потом ручки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
в) Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
г) На замочек их закрою
И тепло уберегу.
д) Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем в замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3 Заключительный период
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Массаж волшебных точек ушек.
Закаливание основано на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Доступен для детей всех возрастов, проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Количество повторений каждого упражнения малышам – 5,6 раз
«Поиграем с ушками»
№, период, упражнения, примечания.
1 Организационный момент
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок
Привлекаем детей и собираем их в круг.
2 Основной период
Упражнения с ушками «Найдём и покажем свои ушки»
а) - Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
«Похлопаем ушками»
б) – Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
«Потянем ушки»
в) – А сейчас всё тянем вниз.
Ушко, ты не оторвись!
«Покрутим козелком»
г) – А потом, а потом
Покрутили козелком
«Погреем ушки»
д) – Ушко, кажется, замёрзло,
Отогреть его так можно.
Дети находят свои ушки, показывают их (если мешают волосы, их закалывают сверху).
Заводим ладони за уши и загибаем их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их (должны ощутить хлопок).
Захватываем кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянем их вниз, затем отпускаем.
Вводим большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимаем козелок (выступ ушной раковины спереди). Захватив козелок, сдавливаем и поворачиваем его во все стороны в течение 20-30 секунд.
Прикладываем к ушкам ладони и тщательно трём ими всю раковину.
3 Заключительный период
- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
- А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Дети расслабляются и слушают тишину.
Закаливающий массаж стоп
Этот эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Делается Ежедневно.
Массирование стопы проводится валиком или скалкой утром и вечером по 3-10 минут, полный массаж, при этом, достаточно будет выполнять 1 раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
№, период, упражнения, примечания
1 Подготовительный период
а) Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем, и массаж подошв начнём
б) На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина, смазать их необходимо!
Удобно сесть и расслабиться.
Смазать подошвы ног смягчающим кремом (растительным маслом 1-2 капли на ладошку).
2 Основной период
а) Проведём по ножке нежно, будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
б) Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно.
Растирай, старайся и не отвлекайся.
в) По подошве, как граблями, проведём сейчас руками.
И полезно, и приятно - это всем давно понятно.
г) Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!
д) Гибкость тоже нам нужна, без неё мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй ну, активнее давай!
е) Вот работа, так работа, палочку катать охота.
Веселее ты катай да за нею поспевай.
ж) В центре зону мы найдём, хорошенько разотрём.
Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть.
Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой - погладить стопу от пальцев до щиколотки.
Сделать разминание стопы всеми пальцами.
Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
Похлопать подошву ладонью.
Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
Покатать подошвами палку, несильно нажимая на неё.
Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3 Заключительный этап а) Скажем всем «Спасибо!» ноженькам своим.
Будем их беречь мы и всегда любить.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
Обширное умывание
Ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе самостоятельно выполняет рад последовательных действий.
«Умывайка»
упражнение примечание
«Раз» - обмоем кисть руки
Обмываем правой рукой левую кисть
«Два» - с другою повтори
Обмываем левой рукой правую кисть
«Три» - до локтя намочили
Мокрой правой ладонью проводим от кончиков пальцев левой руки до локтя
«Четыре» - с другою повторили
Мокрой левой ладонью проводим от кончиков пальцев правой руки до локтя
«Пять» - по шее провели
Мокрые ладони кладём сзади на шею и ведём одновременно вперёд
«Шесть» - смелее по груди
Мокрой правой ладонью делаем круговые движения по груди
«Семь» - лицо своё обмоем
Мокрыми ладонями проводим по лицу от лба к подбородку
«Восемь» - с рук усталость смоем
Ополаскиваем руки
«Девять» - воду отжимай
Отжимаем руки, слегка стряхивая
«Десять» - сухо вытирай
Вытираем руки насухо
«Босоножье»
Отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребёнка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Желательно начинать в тёплый период года.
Виды ходьбы и дозировка
Младшая группа
Ходьба и бег по тёплому песку, траве
5-45 мин
Ходьба по ковру босиком
5-30 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К. Динейки
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА...
Статья "Игровой массаж как способ укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет специалисты рекомендуют постоянно проводить процедуры массажа в форме игры, являющейся основной деятельностью ребенка. Маленькие непоседы в этот период раз...
Игровой массаж биологически активных точек у детей
Игровой массаж биологически активных точек у детей...
«Группировка игрушек» ( адаптированный вариант методики Венгера Л.А.)
Сенсорное развитие (от лат. sensus– чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....
Адаптированный вариант диагностической проективной методики "Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова)
Диагностическая методика, которая позволит понять уровень психологического комфорта в семье. Применяется с детьми от 6 лет....