Самообразование "Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Аксентьева Евгения Юрьевна

Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средстваразвития. Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия (су - кисть, джок - стопа), последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Актуальность использования массажера Су-Джок позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение

План работы по самообразованию на 2024 – 2025 г.

Тема: «Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                 Аксентьева Е.Ю.

2024

Пояснительная записка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

 Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного метода Су-Джок. Эта терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Актуальность выбранной темы:

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средстваразвития. Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия (су - кисть, джок - стопа), последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Актуальность использования массажера Су-Джок позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Применение Су-Джок-массажеров в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно  свободно проходить  ими  по пальцу  вниз  и  вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Внедрение этой технологии в практику ДОО способствует:

  1. Развитию речи (воздействие на биологически активные точки);
  2. Развитию мелкой моторики;
  3. Комплексному оздоровлению организма.

Неоспоримое достоинство Су-Джок терапии – это безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения. Для получения положительного результата необходимо проводить стимуляцию биоэнерготочек с помощью шариков Су-Джок хотя бы один раз в день (они свободно продаются в аптеках и стоят недорого) в сочетании с традиционными способами развития мелкой моторики.

Игровой массаж с массажёрами Су-Джок проводится в виде пятиминутных упражнений:

  1. Динамические паузы (между основными частями образовательной деятельности);
  2. Совместная игровая деятельность;
  3. Режимные моменты;
  4. Пальчиковая гимнастика;
  5. Разучивание стихов, небольших сказок;
  6. Проведение побудок (обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию и подготовки к активной деятельности).  

Прием работы могут быть следующими:

  1. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений (массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и т.д).
  2. Массаж шариком Су-Джок. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, что оказывает оздоровительное воздействие на различные участки тела.
  3. Массаж пальчиков и ногтевых пластин эластичным кольцом. Массаж каждого пальца вызывает биологические импульсы, воздействующие на строго определенные участки тела.
  4. Массаж стоп. Воздействие на точки стоп при хождении по ребристым дорожкам, массажным коврикам для профилактики плоскостопия, «дорожкам здоровья», а также с помощью Су-Джок массажера и т.д.

С детьми используют разнообразные формы работы с Су-Джок терапии, прежде всего это различные пальчиковые упражнения с шарами и эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика между ладонями, перекатывания шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением, потешкой.

Цель: развитие речи у младших дошкольников с использованием массажера Су-Джок.

Задачи:

  1. Способствовать закаливанию организма ребенка.
  2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики рук, а следовательно речи детей.

Форма организации работы с Су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные и групповые.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: игровые, информационно коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • развитие речи детей и ее основных функций;
  • совершенствование навыков коммуникации;
  • закрепление представления об окружающем мире.
  •  развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием массажера Су-Джок;
  • пополнена РППС.

Этапы проведения массажа с использованием массажера Су – Джок:

I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

  1. Поглаживание мяча Су-Джок
  2. Прокатывание мяча Су-Джок по столу
  3. Прокатывание мяча Су-Джок по ладони
  4. Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.
  5. Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.
  6. Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.
  7. Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке
  8. Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
  9. Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
  10. Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
  11. Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
  12. Подбрасывание мяча Су-Джок
  13. Прокручивание пальцев на шарике
  14. Прокручивание мяча
  15. Раскрытие шара и движения с половинками массажера

III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок

1.Надевание колечек на один палец

2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)

IV этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Срок реализации: 1 год (2024 – 2025 учебный год)

Методическая работа

Форма работы

Сроки

Форма отчета

Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме.

В течение года.

Изучение и просмотр статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»

Подобрать коммуникативные игры.

В течении года

Картотека игр

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей. «Особенности речевого развития детей 2-3 лет»
  2. Консультация для родителей «Пальчиковый массаж и его польза.».
  3.  Консультация для родителей «Массажер Су-Джок и его применение для развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Ноябрь-май.

Наличие консультаций.

Создание картотеки Нейро игры с массажером Су-Джок

В течении года

Наличие данного материала.

Презентация «Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Март 2023

Презентация

План работы на 2023-2024 учебный год

                                           Работа с детьми    

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Знакомство с мячом Су-Джок массажера

П/и «Будь здоров!»

Сформировать знания детей о мячике массажера Су-Джок.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить выполнять движения согласно тексту.

Побуждать проговаривать отдельные слова.

П/ и «Крючочки»

П/и «Шарик пальчиком катаю»

П/и «Шарик»

Повторение изученных п/и

       Октябрь

П/и «Колкие иголки»

П/и «Колючий ёжик»

П/и «Испечем мы каравай»

П/и «Мой весёлый мячик»

Повторение изученных п/и

   Ноябрь

П/и «Пинцет», «Ловкие пальчики»

П/и «Кручу-Верчу», «Прыжки»

П/и «Веселый счет», «Мячик - ёжик»

П/и «В огороде и в саду», «Волшебный шарик» Повторение изученных п/и

   Декабрь

Знакомство с пружинками массажера «Су-Джок

П/и «Мы колечки надеваем», «Дорожка»

Сформировать знания детей о пружинках массажера Су-Джок.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить выполнять движения согласно тексту.

Побуждать проговаривать отдельные слова.

П/и «Друзья», «Апельсин»

Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок

П/и «Дикие звери зимой»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить выполнять движения согласно тексту.

Побуждать проговаривать отдельные слова.

Развивать любознательность, мышление, воображение, самостоятельность.

Обогащать знания детей о социальном и предметном мире.

П/и «Новый год»

Повторение изученных п/и

   Январь

П/и «Новый год», «Зимние забавы»

Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок

П/и «Транспорт»

Февраль

П/и «Посуда», «Одежда»

Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок

П/и «Животные Севера»

П/и «Подводный мир», «Черепаха»

П/и «Домашние животные», «Домашние птицы»

Повторение изученных п/и

Март

Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок

П/и «Дикие животные весной»

П/и «Животные жарких стран»

П/и «Овощи», «Фрукты»

Повторение изученных п/и

Апрель

Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок

П/и «Перелетные птицы»

П/и «Ягоды», «Грибы»

Сказка «Ёжик»

Сказка «Мой маленький ёжик»

Май

П/и «Мышонок Кныш»

Повторение изученных п/и

Самостоятельная игровая деятельность с массажерами Су-Джок

Вывод: В результате внедрения Су– Джок терапии в развивающую работу по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста улучшается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снижается заболеваемость. Повышается интерес к играм лексико – грамматического содержания. Таким образом, Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

Используемая литература

  1.  Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.
  4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002.
  6. . Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

Игровое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Подбери правильно»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержатель...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация к статье: В статье рассматривается  использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...

Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...

«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».

В статье рассматривается  использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по использованию пальчиковых ...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...