Самообразование "Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средстваразвития. Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия (су - кисть, джок - стопа), последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Актуальность использования массажера Су-Джок позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение
План работы по самообразованию на 2024 – 2025 г.
Тема: «Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Аксентьева Е.Ю.
2024
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
В настоящее время появилась возможность использования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного метода Су-Джок. Эта терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность выбранной темы:
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средстваразвития. Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия (су - кисть, джок - стопа), последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Актуальность использования массажера Су-Джок позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Применение Су-Джок-массажеров в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Внедрение этой технологии в практику ДОО способствует:
- Развитию речи (воздействие на биологически активные точки);
- Развитию мелкой моторики;
- Комплексному оздоровлению организма.
Неоспоримое достоинство Су-Джок терапии – это безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения. Для получения положительного результата необходимо проводить стимуляцию биоэнерготочек с помощью шариков Су-Джок хотя бы один раз в день (они свободно продаются в аптеках и стоят недорого) в сочетании с традиционными способами развития мелкой моторики.
Игровой массаж с массажёрами Су-Джок проводится в виде пятиминутных упражнений:
- Динамические паузы (между основными частями образовательной деятельности);
- Совместная игровая деятельность;
- Режимные моменты;
- Пальчиковая гимнастика;
- Разучивание стихов, небольших сказок;
- Проведение побудок (обеспечение плавного перехода от сна к бодрствованию и подготовки к активной деятельности).
Прием работы могут быть следующими:
- Ручной массаж кистей и пальцев рук. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений (массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и т.д).
- Массаж шариком Су-Джок. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, что оказывает оздоровительное воздействие на различные участки тела.
- Массаж пальчиков и ногтевых пластин эластичным кольцом. Массаж каждого пальца вызывает биологические импульсы, воздействующие на строго определенные участки тела.
- Массаж стоп. Воздействие на точки стоп при хождении по ребристым дорожкам, массажным коврикам для профилактики плоскостопия, «дорожкам здоровья», а также с помощью Су-Джок массажера и т.д.
С детьми используют разнообразные формы работы с Су-Джок терапии, прежде всего это различные пальчиковые упражнения с шарами и эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика между ладонями, перекатывания шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стихотворением, потешкой.
Цель: развитие речи у младших дошкольников с использованием массажера Су-Джок.
Задачи:
- Способствовать закаливанию организма ребенка.
- Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, а следовательно речи детей.
Форма организации работы с Су-Джок массажерами может быть разной: индивидуальные и групповые.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: игровые, информационно коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- развитие речи детей и ее основных функций;
- совершенствование навыков коммуникации;
- закрепление представления об окружающем мире.
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием массажера Су-Джок;
- пополнена РППС.
Этапы проведения массажа с использованием массажера Су – Джок:
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
- Поглаживание мяча Су-Джок
- Прокатывание мяча Су-Джок по столу
- Прокатывание мяча Су-Джок по ладони
- Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.
- Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.
- Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.
- Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке
- Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
- Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
- Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
- Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
- Подбрасывание мяча Су-Джок
- Прокручивание пальцев на шарике
- Прокручивание мяча
- Раскрытие шара и движения с половинками массажера
III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок
1.Надевание колечек на один палец
2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)
IV этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Срок реализации: 1 год (2024 – 2025 учебный год)
Методическая работа | ||
Форма работы | Сроки | Форма отчета |
Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме. | В течение года. | Изучение и просмотр статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» |
Подобрать коммуникативные игры. | В течении года | Картотека игр |
Работа с родителями:
| Ноябрь-май. | Наличие консультаций. |
Создание картотеки Нейро игры с массажером Су-Джок | В течении года | Наличие данного материала. |
Презентация «Применение массажера Су-Джок при пальчиковом игровом массаже для развития речи у детей младшего дошкольного возраста» | Март 2023 | Презентация |
План работы на 2023-2024 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Знакомство с мячом Су-Джок массажера П/и «Будь здоров!» | Сформировать знания детей о мячике массажера Су-Джок. Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения согласно тексту. Побуждать проговаривать отдельные слова. |
П/ и «Крючочки» | ||
П/и «Шарик пальчиком катаю» | ||
П/и «Шарик» Повторение изученных п/и | ||
Октябрь | П/и «Колкие иголки» | |
П/и «Колючий ёжик» | ||
П/и «Испечем мы каравай» | ||
П/и «Мой весёлый мячик» Повторение изученных п/и | ||
Ноябрь | П/и «Пинцет», «Ловкие пальчики» | |
П/и «Кручу-Верчу», «Прыжки» | ||
П/и «Веселый счет», «Мячик - ёжик» | ||
П/и «В огороде и в саду», «Волшебный шарик» Повторение изученных п/и | ||
Декабрь | Знакомство с пружинками массажера «Су-Джок П/и «Мы колечки надеваем», «Дорожка» | Сформировать знания детей о пружинках массажера Су-Джок. Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения согласно тексту. Побуждать проговаривать отдельные слова. |
П/и «Друзья», «Апельсин» | ||
Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок П/и «Дикие звери зимой» | Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения согласно тексту. Побуждать проговаривать отдельные слова. Развивать любознательность, мышление, воображение, самостоятельность. Обогащать знания детей о социальном и предметном мире. | |
П/и «Новый год» Повторение изученных п/и | ||
Январь | П/и «Новый год», «Зимние забавы» | |
Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок П/и «Транспорт» | ||
Февраль | П/и «Посуда», «Одежда» | |
Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок П/и «Животные Севера» | ||
П/и «Подводный мир», «Черепаха» | ||
П/и «Домашние животные», «Домашние птицы» Повторение изученных п/и | ||
Март | Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок П/и «Дикие животные весной» | |
П/и «Животные жарких стран» | ||
П/и «Овощи», «Фрукты» | ||
Повторение изученных п/и | ||
Апрель | Самостоятельная игровая деятельность с массажером Су-Джок П/и «Перелетные птицы» | |
П/и «Ягоды», «Грибы» | ||
Сказка «Ёжик» | ||
Сказка «Мой маленький ёжик» | ||
Май | П/и «Мышонок Кныш» | |
Повторение изученных п/и | ||
Самостоятельная игровая деятельность с массажерами Су-Джок |
Вывод: В результате внедрения Су– Джок терапии в развивающую работу по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста улучшается общая и мелкая моторика, координация речи с движением, снижается заболеваемость. Повышается интерес к играм лексико – грамматического содержания. Таким образом, Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
Используемая литература
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.
- Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002.
- . Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...
Опыт работы по теме "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы...
Игровое пособие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Подбери правильно»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержатель...
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
Аннотация к статье: В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по использованию пальчиковых ...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...